Консультация для родителей Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук для детей 3-4 лет
консультация (средняя группа)
В настоящее время проблема полноценного детского развития малышей трех-пяти лет очень актуальна. Особенную роль в процессе психофизического и умственного воспитания дошкольника играет формирование мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит за счет игр, упражнений и массажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 374.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Колючий мячик
Приобретите для занятий небольшой резиновый мяч с мягкими шипами. Перед каждой игрой проводите разминку: пусть ребенок катает мяч между ладонями, сжимает его пальцами, подбрасывает вверх и ловит.
Подобные игры способствуют развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, готовят руку к последующим занятиям.
Волшебный сундучок
Наполните шкатулку или коробку разнообразными мелкими предметами, например, пуговицами, бусинами, счетными палочками, шнурками, игрушки и др. Попросите ребенка навести порядок и разложить все по группам, т. е. пуговицы к пуговицам, нитки к ниткам и т. д. Подготовьте для этого несколько коробок помельче. Не забудьте похвалить ребенка после проделанной работы.
Помимо мелкой моторики, в игре развиваются навыки классификации.
Узоры из шнурков
Знаете ли вы, что самые обыденные предметы могут стать материалом для творчества?
Возьмите обыкновенные шнурки и научите ребенка выкладывать их в виде контуров разнообразных фигур. Предложите малышу выложить дерево, пруд, цветок и т. п.
Используйте разноцветные шнурки, при этом ребенок быстрее осваивает и запоминает цветовую гамму.
Игра развивает усидчивость, воображение, закрепляет знания о цвете и форме предметов.
Потешки Русские народные потешки активно используются педиатрами и педагогами на занятиях по развитию мелкой моторики. Во время проговаривания потешки побуждайте ребенка делать соответствующие движения руками и пальцами.
Трушки ту-тушки!
Испечем ватрушки.
Всем по ватрушке,
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Испечем оладушки.
Маслом поливаем,
Всех угощаем.
Купила бабушка себе курочку.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
(щипковыми движениями пальцев показываем, как курица клюет зерна)
Купила бабушка себе уточку.
Уточка плывет тюрюх-тюх-тюх
(плавные движения кистью руки)
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе индюшонка.
Индюшонок фалды-балды,
(машем пальцами, как крыльями)
Уточка тюрюх-тюх-тюх,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе кисоньку.
А кисуля мяу-мяу,
(плавными движениями кистей рук оглаживаем голову)
Индюшонок фалды-балды,
Уточка тюрюх-тюх-тюх,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе собачонку.
Собачонка гав-гав,
(пальцами имитируем собачью пасть)
Индюшонок фалды-балды,
Уточка тюрюх-тюх-тюх,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе коровенку.
Коровенка муки-муки,
(пальцами изображаем коровьи рога)
Индюшонок фалды-балды,
Уточка тюрюх-тюх-тюх,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Трафареты
Вырежьте из плотного картона трафареты разных предметов.
Пусть ребенок обводит их карандашом, переводя на чистый лист, либо закрашивает пальчиковыми красками. По мере освоения увеличивайте количество деталей в трафаретах, делайте их мельче.
Рисунки на крупе
Равномерно распределите по плоской поверхности какую-либо крупу (манку, пшеничку, пшено). Пальцем или палочкой чертите на поверхности различные изображения. Предложите ребенку создать свой шедевр. После занятия попросите малыша убрать за собой.
Пинцетом
Подготовьте небольшой пинцет, посуду с узким горлом и какую-либо крупу — фасоль, горох, рис и т. п. Предложите ребенку брать крупу пинцетом и складывать в сосуд.
Для придания игре остроты можно устроить соревнование — разделить крупу на 2 части и выяснить, кто быстрее справится с заданием. Победителю вручается символический приз.
Воздушный рисунок
Придумайте и расскажите ребенку сказку про волшебные рисунки, появляющиеся из воздуха, например такую: жил-был добрый волшебник, который рисовал чудесные картины. Они могли оживать и приходить на помощь людям.
Если у кого-то случалось несчастье, волшебник — тут как тут. Так, один раз нарисованное им яблоко, стало настоящим и помогло выздороветь больному мальчику, а «ожившая» клумба с цветами порадовала грустную старушку. Все любили доброго человека, и это очень не нравилось злому колдуну, который только и делал, что радовался людским болезням и неприятностям. Он украл у волшебника его кисти и краски. Долго горевал добросердечный маг — ведь он теперь не мог помогать тем, кто в этом нуждался. Он подолгу сидел на берегу озера и водил пальцами по воздуху, представляя, что держит в руках кисть.
Однажды, создавая свои невидимые рисунки, он глубоко задумался и не заметил, что плавающий в озере мальчик стал звать на помощь, но внезапно в воздухе появился дельфин, которого художник рисовал в тот момент.
Надо ли говорить, что мальчик был спасен? Так в город вернулись волшебные рисунки...
Предложите ребенку стать волшебными художниками и порисовать в воздухе. Начните с малого: очерчивайте контуры букв, цифр, геометрических фигур, проговаривая название каждой вместе с малышом. И сочиняйте свои волшебные истории.
В игре развивается воображение, координация движений.
Игры-шнуровки (по методике М. Монтессори)
Игры-шнуровки были разработаны итальянским педагогом Марией Монтессори, они обрели всемирную популярность и стали эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук, совершенствования координации движений.
В игре у ребенка развивается пространственное ориентирование, глазомер, произвольное внимание, усидчивость. Кроме того, малыш реализует свой творческий потенциал.
Игры-шнуровки продаются в специализированных магазинах, однако создавать их можно и самостоятельно, имея под рукой плотный картон и дырокол.
Основы шнуровки
Проколите плотный картон дыроколом. Отверстия можно делать как в произвольном, так и в определенном порядке. Подготовьте цветные шнурки или толстые нитки, вдетые в тупую деревянную иглу. Покажите ребенку принцип «вышивания» узоров на проколотом картоне. Пусть малыш сам выберет цвет ниток и направление узора. После того как техника шнуровки будет освоена, создавайте сюжетные картинки — сделайте отверстия по контуру дерева, яблока, какого-либо животного.
Прикрепи яблоко
Вырежьте из картона силуэты дерева и нескольких яблок. Сделайте проколы на ветвях и у основания фруктов. Предложите ребенку создать фруктовый сад, прикрепив яблоки к ветвям дерева. Сделайте таким образом несколько деревьев с разнообразными плодами. Для работы потребуются толстые нитки с деревянной иглой.
Дождь пошел
Нарисуйте тучу на плотном картоне, проколите отверстия таким образом, чтобы продетые в них нити имитировали падающие капли дождя.
Грузовик
Сделайте из картона макет грузовика, проколите в кузове несколько отверстий, отдельно вырежьте разнообразные геометрические фигуры, также проколов их дыроколом.
Предложите ребенку поиграть в водителя, который везет важный груз. Но перед этим груз должен быть надежно закреплен. С помощью шнура или толстой нитки прикрепите фигурки к кузову грузовика.
Ставим заплатки
На нарисованном предмете одежды проколите несколько отверстий по контуру небольшого круга или квадрата. Отдельно вырежьте круг или квадрат соответствующего размера, по его краям также сделайте несколько отверстий — так, чтобы они совпали с отверстиями на рисунке. Предложите ребенку «пришить» заплатку к испорченному платью.
Нарядная елка
Вырежьте из плотного картона елку и отдельно игрушки: фигурки животных, шары, шишки и т. п. Проделайте дыроколом отверстия в елке и у основания каждой игрушки. Пусть малыш самостоятельно нарядит новогоднее дерево, выбирая цвет ниток на свое усмотрение.
Помоги ежику
Картонный ежик с проколотыми на спине отверстиями собирает грибы и фрукты, они должны быть приготовлены заранее и также иметь отверстия.
Пусть малыш поможет ежу собрать урожай, прикрепив его с помощью шнура.
Плетем паутину
На стенках коробки проделайте по несколько отверстий. Поиграйте в паучков, переплетая нити от одной стенки коробки к другой.
Игры с прищепками
Вырезая из картона силуэты различных предметов, просите ребенка обрамлять их прищепками. Так можно сделать солнышко, облако с дождем, забор и многое другое.
Игры с прищепками очень увлекают детей, предложите малышу пофантазировать и создать из прищепок собственный шедевр.
Нанизывание
Нанизывание мелких предметов на леску или тонкую проволоку может надолго занять вашего малыша. Поле для фантазии необозримо: на леску можно нанизать раскрашенные макароны разной формы, бусины с крупными отверстиями, небольшие цилиндры или кольца, склеенные из цветной бумаги, ягоды, цветы и т.п.
Чтобы занятие не было бесцельным, предложите сделать из нанизываемых предметов подарки, например бусы для бабушки, брелок для папы или рамку для фотографии.
Вырезывание ножницами
Обучая ребенка вырезыванию, следует развивать следующие навыки: резание по прямой линии, умение вырезывать различные геометрические формы (круг, четырехугольник, треугольник и т. п.), создание симметричных фигур посредством вырезывания половины формы из сложенного листа. Предлагайте вырезывать не только по прорисованным линиям, но и по образному представлению. Например, очертите в воздухе какую- либо фигуру и попросите ребенка вырезать ее из бумаги. На первых занятиях таким образом можно вырезывать простые геометрические фигуры. В дальнейшем усложняйте задание, описывая силуэт человека, дерева, домика. Учите малыша планировать свои действия: находить самое удобное положение и направление ножниц, определять место начала процесса вырезывания определенной фигуры.
Для вырезок и последующих аппликаций можно использовать старые журналы, газеты, раскраски, открытки.
Штриховка
Рисуя контуры различных предметов, предлагайте ребенку их заштриховывать, причем делать это в определенном порядке, например, крышу домика заштриховать линиями с наклоном вправо, а сам домик — линиями с наклоном влево. При этом обращайте внимание малыша на то, что линии не должны выходить за края контуров и идти параллельно друг другу. Но не настаивайте на этом, а убедите его собственным примером: объявите конкурс самого лучшего штриховщика и рисуйте вместе с ребенком. Кто-нибудь из членов семьи может выступить независимым арбитром.
Лепка из пластилина
Упражнением на развитие мелкой моторики и одновременно занятием, развивающим воображение, формирующим творческое начало, является лепка из пластилина или глины. В этом возрасте ребенок может самостоятельно лепить фигурки животных, людей, складывать домики из «кирпича» или «бревен».
По возможности разнообразьте задания, создавайте сюжетную основу, например, предложите слепить героев какой-либо сказки («Колобок», «Репка» и т. п.), вылепить посуду для куклы, приготовить подарок для кого- либо из членов семьи. Сопровождайте игру веселыми стихами. Распределив пластилин ровным слоем по твердой поверхности, можно сделать его основой для мозаики, вдавливая в него фасоль, горох или другую крупу.
Бумажные поделки
Помогите ребенку овладеть искусством оригами. Начинайте со складывания листа в различных направлениях: вдоль, поперек, по диагонали. Чертите линии на месте предполагаемого сгиба. Когда малыш освоит это занятие, приступайте к созданию простых поделок из бумаги (пилотка, галка, кораблик). Наверняка ребенка вдохновит создание собственной флотилии или воздушной эскадры. От простых поделок можно переходить и к более сложным фигурам (животные, дома). Научите малыша плести коврики из бумажных полос, вставляющихся в прорези на бумажном листе.
Игра теней
Перед игрой затемните комнату, источник света (настольная лампа, фонарь) должен освещать экран (светлую стенку) на расстоянии 4-5 метров. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран падает тень. Размещение рук между стеной и источником света зависит от силы последнего, в среднем это 1-2 метра от экрана. Актеры теневого театра могут сопровождать свои действия короткими диалогами, разыгрывать сценки. Уменьшить или увеличить размеры теневых фигур можно посредством приближения или удаления рук от экрана.
Основные теневые фигуры: птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц, кошка.
Пальчиковый театр
Сделайте из бумаги фигурки, надевающиеся на пальцы, разыгрывайте вместе с ребенком сюжеты знакомых сказок, придумывайте свои истории.
Привлекайте малыша к созданию бумажных актеров.
Юный портной
Начиная с пятилетнего возраста ребенок вполне может овладеть элементарными навыками шитья (пришивания). Подберите толстую штопальную иглу, пуговицы с большими отверстиями, запаситесь лоскутами и предложите малышу под вашим наблюдением пришить пуговицу к платью куклы или поставить заплату на старые штанишки.
Покажите, как правильно держать иглу (большим, указательным и средним пальцами), объясните, для чего нужен наперсток. Кроме того, ребенку придется завязывать узелки на нитке, что тоже является эффективным упражнением для развития мелкой моторики.
Золушка
Пожалуйтесь ребенку, что у вас произошла маленькая неприятность — перемешались 2 вида крупы, например, рис и гречка, а перебрать ее времени не хватает. Попросите малыша помочь вам разложить все по разным банкам.
Чтобы ребенок не заскучал, придумайте ему сказку о том, что крупинки — это потерявшиеся человечки, которым надо помочь найти свои домики.
Выращиваем букву
На чистом листе бумаги в противоположных концах нарисуйте очень маленькую и очень большую букву. Предложите ребенку изобразить процесс увеличения (или уменьшения) буквы, т. е. рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратите внимание ребенка на то, что буква должна «расти» понемногу. Таким образом доведите букву до размеров, обозначенных на противоположном конце листа.
Пальчиковые игры
Про пальчики
Читая стишок, сгибайте и выпрямляйте пальчики ребенка, массируйте их.
Этот пальчик хочет кушать.
Этот пальчик — сказку слушать.
Этот пальчик ляжет спать,
Этот выйдет погулять.
Ну а этот в лес пойдет,
Маленький грибок найдет.
Мама, папа, я
Читая потешку, поочередно загибайте пальцы.
Один пальчик — папочка.
Другой пальчик — мамочка.
Третий пальчик — дедушка,
А четвертый — бабушка.
Пятый пальчик — это я!
Вместе — дружная семья!
Строили мы строили
Читайте стихотворение, сопровождая его действиями:
Мы построим новый дом.
(ставьте ладони поочередно ребром друг на друга)
Новый дом, новый дом.
Крышу крепкую найдем.
(сложите ладони треугольником)
Да, найдем, мы найдем.
Стол поставим в доме том.
(одна ладонь сжата в кулак, другая — ровная — на него положена)
И друзей всех позовем.
(пошевелите пальцами обеих рук)
Очки
Большие пальцы обеих рук поочередно соединяйте с другими пальцами, образуя «очки», подносите сложенные пальцы к глазам, читая потешку
На коне верхом
Сидит Пахом,
Книги читает,
А грамоты не знает.
Сапожник
Читая стихотворение, показывайте движения сапожника, забивающего гвозди.
Мастер, мастер,
Помоги —
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди —
Мы пойдем сегодня
В гости!
(Б. Заходер)
Жил на свете человек...
Воспроизведите пальцами все, что описано в стихотворении.
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
(К. Чуковский)
Упражнение следует делать как правой, так и левой рукой.
Змейка
Возьмите старые колготки, разрежьте их и заполните каким-либо сыпучим материалом — любой крупой, песком, специальными шариками и т. п. Зашейте отверстие и предложите ребенку раскрасить поделку фломастерами. Занятия с подобными игрушками развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, воображение и просто радуют детей.
Гигантские кубики
Подготовьте несколько картонных коробок, предложите ребенку оклеить их цветной бумагой. Коробки можно наполнить каким-либо материалом: крупой, бусинами, металлическими или деревянными шариками, винтиками и т. д. При этом обращайте внимание малыша на то, как по разному «звучат» заполненные коробки. На гранях получившихся кубиков можно написать буквы, цифры, слоги, нарисовать разнообразные картинки и использовать поделки как дидактический материал.
Поезд из коробков
Соберите пустые коробки из-под спичек, проколите их края толстой иглой и соедините друг с другом с помощью ниток. Попросите ребенка раскрасить получившийся поезд. Вагоны можно заполнять различным мелким грузом, сыпучими продуктами, можно создавать игровые ситуации, используя подходящие по размеру игрушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Пальчиковые упражнения, для развития мелкой моторики рук ребенка"
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе воспитатели, конечно, используют накопленный опы...
консультация для родителей "Пальчиковые упражнения, для развития мелкой моторики рук ребенка"
разные упражнения для развития у ребенка мелкой моторики рук....
Консультация для родителей " Пальчиковые упражнения для развития мелкой моторики рук ребёнка"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет»
Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развити...
Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста"
Консультация для родителей детей раннего возраста. Какие можно использовать игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей....
Консультации для родителей «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей»
Консультации для родителей«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей»...
Консультация "22 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОМА".
В материале подобраны простые упражнения,которые могут быть использованы для развития мелкой моторики рук....