Конспект родительского собрания «Как влияют мультфильмы на сознание детей»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка»
Конспект родительского собрания
«Как влияют мультфильмы на сознание детей»
Выполнила:
В.Н. Тараненко
воспитатель
Бердск
Цель: обобщить знания родителей о влиянии мультфильмов на сознание ребенка дошкольного возраста.
Задачи:
- обратить внимание родителей на достоинства и недостатки мультфильмов советского и иностранного происхождения;
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру мультфильмов и телепередач детьми.
Ход родительского собрания
Вступительная часть.
В начале собрания родителям предлагается небольшой опрос (на листах бумаги).
Приложение 1
Анкета для родителей
«Сколько времени мы уделяем своим детям?»
Как вы проводите семейные выходные?
- Планируете ли вы детский досуг?
Что вы делаете с ребёнком дома по вечерам?
- Играете ли вы со своим ребёнком? Если да, то во что?
Обсуждаете ли вы с ребёнком просмотренный спектакль, фильм,
прочитанную книгу?
Что, по-вашему мнению, нужно для того, чтобы проводить больше
времени с ребёнком?
- Вашим детям было предложено выбрать из списка занятие на вечер. Отметьте то, что, по Вашему мнению, выбрал Ваш ребёнок.
- Смотреть или читать книги с мамой или папой;
- Поиграть с близкими, хотя бы во что-нибудь;
- Смотреть телевизор;
- Играть в компьютер;
- Играть с друзьями, подругами;
- Играть с конструктором в одиночестве;
- Другое.
- Назовите любимые мультфильмы Вашего ребёнка.
- Вы можете пересказать сюжет и объяснить смысл просмотра этих мультфильмов?
- Назовите любимых героев мультфильмов вашего ребёнка.
- Какой мультфильм посмотрели бы Вы с большим удовольствием?
- Как Вы считаете, должны ли родители контролировать просмотр детьми мультфильмов и передач, даже если они предназначены для детей?
После опроса, родители могут ознакомиться с ответами детей.
(Большая часть детей из предложенных занятий на вечер, выбрали просмотр мультфильмов).
Основная часть.
- О мультфильмах главное.
Все мы живём в цивилизованном мире. Одним из предметов цивилизованного бытия является, как ни странно, телевидение. Телевидение делает все, чтобы завлечь как можно больше людей в свои голубые сети. Как правило, TV ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того, чтобы завлечь детей, существует множество каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы и пр.
Многие мультфильмы поучительны, подсказывают малышу, как было бы лучше поступить в той или иной ситуации; рассказывают ему о том, что бывает с теми, кто дразнится, ябедничает, жадничает. Таким образом, словно предостерегает ребенка от попадания в подобную ситуацию (будешь делиться с ближним – с тобой будут дружить, а значит, не обидят и т.д.). Мультфильмы формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Если смотреть на мультфильм с этой стороны, то он не кажется вредным, а, даже, напротив. Анимационный фильм словно помогает родителю в воспитании. Детям же дает небольшой жизненный опыт на примере героев. Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания ребёнка. Но почему всё больше родителей испытывают сомнения по поводу пользы и безопасности для своих детей современного TV?
- Игра «Положительные и отрицательные герои»
Родителям предлагается разделить предложенных им героев мультфильмов на положительных и отрицательных. Аргументировать свой выбор.
- Как «правильно» смотреть мультфильмы?
Мультфильм – это эффективное средство, в одном случае решения благородных задач воспитания малыша, в другом – манипулирования, скрытого управления им. Следует отказаться от показа телевизионных передач и мультфильмов детям младше двух лет. В раннем возрасте до трех лет нельзя усаживать ребенка перед телевизором, в этом возрасте у детей еще не сформированы основные функции движения. Он не умеет одновременно держать предметы, двигаться, смотреть и слышать. Поэтому при включении телевизора они загружаются в просмотр мультиков и не отвлекаются на посторонние шумы, не двигаются.
В последующем у таких детей появляются проблемы с движением, с речью, со зрением и с лишним весом. Развитие детей может сильно затормозиться.
Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день. Целесообразно ограничить просмотр телевизора ребёнком после перенесения тяжелой болезни, малышам с нарушениями центральной нервной системы, а также детям, пережившим стресс, невротически ослабленным, впечатлительным и внушаемым.
Детям старше трех лет лучше разрешать смотреть мультфильмы выборочно и строго определив время.
Какие факторы способны вредно влиять на ребенка, сидящего у телевизора?
- слишком яркая часто мелькающая картинка;
- громкий звук или спецэффекты;
- неподходящее содержание;
- сидение в одной и той же позе;
- взгляд, не отводимый от экрана.
Возраст, в котором можно начинать смотреть мультфильмы, тоже вызывает много споров. Здесь всё зависит от темперамента ребенка, от его уровня развития и от целей, которых добиваются родители, демонстрируя малышу те или иные мультфильмы.
Для зрения смотреть телевизор ребенку однозначно вредно, и чем позже он начнет его смотреть, тем лучше.
При выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов. Через воспроизведение последовательности событий у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего. Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами – хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.
Когда ребенок смотрит мультики, детскую передачу или фильм о животных, мы точно должны знать заранее содержание этого видео. Даже наши любимые детские советские мультики, не содержащие в себе агрессии, четко разделяются по возрастам детей, для просмотра которыми они предназначены.
Посмотрите мультфильм сами и оцените, чем он может быть полезен или вреден вашему ребенку. Поймёт ли его малыш? Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок вел себя так, как герои этого мультфильма?
Какой бы мультфильм Вы не выбрали для просмотра? Отвечайте параллельно на возникшие вопросы. А по завершению мультфильма обязательно обсуждайте его. Что именно понял ребенок? Почему главный герой поступил именно так? Правильно ли было поведение «негативного» героя? Что будет, если его поступки повторить в жизни?
Поэтому рекомендовано тщательно следить за тем, что смотрят ваши дети, смотреть мультфиьмы с ними, обсуждать сюжетные линии, поведение героев.
Никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается. Давайте отложим дела и уделим малышу немного нашего внимания!
Каким мультфильмам или детским передачам отдать предпочтение?
Лучше всего предлагать детям просмотры передач о животных, познавательных детских передач и обучающих мультфильмов. В мультфильме, который смотрит ваш малыш, должна быть мелодичная музыка и правдоподобно нарисованные герои.
Озвучен мультфильм должен быть приятными голосами, а диалоги носить спокойный характер.
Сейчас существует множество обучающих мультфильмов на разные темы. Буквы, звуки, алфавит, цифры, счет, иностранные языки – все эти уроки можно найти в мультипликационной форме. Забавные мультфильмы позволяют усвоить элементарные знания об окружающем мире и при этом получить удовольствие.
Например, мультфильм-сериал про мальчика-гения Джимми Нейтрона. Он мотивирует интерес к знаниям! Так и хочется что-то изобретать, экспериментировать, писать сценарии, читать научную литературу и т.д. Есть и другие хорошие мультфильмы. На сегодняшний день выпускается множество развивающих и обучающих мультфильмов для детей (например, некоторые серии из мультсериала «Смешарики»,
«Барбоскины», «Лунтик» и др.). В качестве положительного примера можно привести американскую «Историю игрушек», где движения и мимика персонажей разнообразны и хорошо прорисованы, или упомянуть «Чучу» Гарри Бардина, которая, с точки зрения психологов, содержит для ребенка важные и актуальные образы и переживания.
Помните!!!
Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») – назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») – самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») – трусливый, глуповатый; Любава («Алеша Попович и Тугарин Змей») – эгоистичная, истеричная, не уважающая старших. А ведь для детей главный герой, безусловно, должен быть положительным.
В современных мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, суд над преступником и др. (например, смерть акулы и церемония похорон («Акулья история»); детально показанная смерть короля-жабы («Шрек 3»); азартные игры на деньги, «выбивание» карточных долгов («Добрыня Никитич и Змей Горыныч»), множественные сцены убийств, насилия и агрессии, («Реальные монстры», «Годзилла»,
«Крутые бобры», «Человек-паук», «Дикая семейка Торнберри», «Губка Боб квадратные штаны», «Как говорит Джинжер», «Эй, Арнольд», «Скуби Ду», «Том и Джерри» и др.). Такие мультфильмы эмоционально опустошают ребенка, энергия уходит в пустой символ, а игра, порожденная такой мультипликацией, лишена новизны и пользы.
Очень часто современный ребенок может проводить наедине с мультфильмами по несколько часов в день, которые заменяют дошкольнику читаемые ему взрослыми сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой, совместные игры со старшими. Без вмешательства взрослых в «мультипликационный» рацион детей мультфильмы действительно могут стать воспитателями со знаком минус. Американской академией ребенка и юной психиатрии был проведен эксперимент с шестилетними детьми. Детям дали возможность смотреть мультфильмы в течение трех часов – с 9 до 12. В этот период исследователи наблюдали, как изменяется их поведение в результате просмотра
мультфильмов. Большинство детей не ели и не пили в течение этого времени, их поведение не изменялось, только время от времени они меняли свое положение, пересаживаясь с одного места на другое. Мимика лица зачастую изменялась, в какой-то момент они выглядели серьезными, иногда улыбались, а иногда задумывались. После трех часов просмотра мультфильмов в поведении детей была выявлена закономерность – ребенок начал вести себя, как персонаж из мультфильма, он начинал кричать, воображал себя героем мультфильма. Ребенок считал, что такое поведение правильно, и что так и должно быть. Он не мог увидеть границу между реальностью и вымыслом. Для многих взрослых мультфильмы становятся просто ожившей сказкой. Для детей же они – реальность, пусть даже и не настоящего мира, но реальность детского мира, где соседствуют гномы и люди, добрые животные и отъявленные злодеи – лесные чудища. Прочитать – значит понять, увидеть же – значит поверить в реальность происходящего по ту сторону «голубого» экрана. Эксперимент показывает, что дети, когда они подвергаются воздействию мультфильмов, также пытаются проецировать аналогичное мультипликационным героям поведение, в том числе и агрессивное поведение – драки, жесты и мимику и даже сквернословие. В результате длительного просмотра ребенок теряет социальное взаимодействие, его внимание сосредотачивается на мультфильме.
(В конце выступления родителям предлагаются буклеты «Как правильно смотреть мультфильмы?»).
Рефлексия.
«Пять пальцев».
«Мысль» – мизинец (какие знания я приобрел).
«Близка ли цель» – безымянный (что сегодня я сделал для достижения цели).
«Состояние духа» – средний (каким было мое настроение, от чего зависело).
«Услуга» – указательный (чем я мог помочь другим).
«Бодрость тела» – большой (как я физически себя чувствовал).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания на тему "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"
"Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. "...
Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Адаптация детей к детскому саду»
Цель:Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Познакомить родителей с программой развития детей, задачами развития и воспитания детей....
Конспект родительского собрания в средней группе «Развитие речи детей 5-го года жизни»
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: знакомство родителей с содержанием раб...
Конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание в форме круглого стола, посвященное развитию любознательности детей, с привлечением к подготовке родителей и с участием детей старшей группы....
Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Адаптация детей к детскому саду»
первое родительское собрание в 1 младшей группе, знакомство родителей между собой,.Познакомить родителей с программой развития детей, задачами развития и воспитания детей....
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...
Конспект родительского собрания 1 младшая группа «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Родительское собрание...