Консультация для родителей "Советы родителям по адаптации детей раннего возраста в яслях"
консультация (младшая группа)

Петрова Елена Львовна

Эта консультация предназначается родителям тех детей, которые собрались отдать своего малыша в ясли и хотят заранее подготовиться к этому ответственному шагу.

Уважаемые родители, даже если вы серьезно подошли к вопросу подготовки своего ребенка к яслям, наивно было бы думать, что он с первого дня будет чувствовать себя в группе спокойно и хорошо, как дома, не будет плакать и капризничать.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Советы родителям по адаптации детей раннего возраста в яслях.

  Эта консультация предназначается родителям тех детей, которые собрались отдать своего малыша в ясли и хотят заранее подготовиться к этому ответственному шагу.

Уважаемые родители, даже если вы серьезно подошли к вопросу подготовки своего ребенка к яслям, наивно было бы думать, что он с первого дня будет чувствовать себя в группе спокойно и хорошо, как дома, не будет плакать и капризничать.    

  Малыш, которого оторвали от привычных условий, от родных и близких людей, все равно будет переживать это изменение в своей маленькой жизни.

 Бывают случаи, когда ребенок идет в группу спокойно, не плачет. Ну и это не означает, что он совсем не переживает. Он держит переживания в себе и не показывает свои страхи и чувства незнакомым людям. Должно пройти достаточно времени, пока воспитатель из чужой тети, станет для него "своей".

Давайте разберемся, что же такое адаптация.

  Адаптация-это процесс приспособления организма и личности ребенка к новой обстановке и новым условиям. Адаптация бывает: легкая, средней тяжести, тяжелая и очень тяжелая. Легкая адаптация может проходить в течении 2-3 недель, а тяжелая иногда длится около полугода и больше. Какая адаптация будет у вашего ребенка, зависит от многих факторов: от особенностей его центральной нервной системы, стиля воспитания принятого в вашей семье и от подготовленности к яслям.

  Как правило, путевки в ясли начинают давать в конце июня - начале июля. С августа начинается прием новеньких детей в ясельную группу. Это время считается самым благоприятным для адаптации малышей.

  Тепло на улице, тепло в группе. Малыши меньше подвержены простудным заболеваниям. Солнце, воздух и игры с водой на участке, способствуют закаливающему эффекту.

  Летом основную часть времени дети проводят на улице. Всем известно, что малыши очень любят гулять. На улице ребенок не чувствует себя в замкнутом пространстве. Он быстрее находит себе занятие, увлечение, т.к. здесь его отвлекают природные факторы. Малыш может засмотреться на солнце, птичку, бабочку или жучка. Может увлечься игрой с песком в песочнице и забыть на время о своей печали (песочная терапия).

  Обычно новенькие детки поступают не одновременно, а 1 -2 ребенка в день и до 6 малышей поступают в течении недели. Поэтому воспитатель может уделить новичку больше внимания, взять его на ручки, обнять, пожалеть, подобрать "ключики" и завоевать его расположение.

 Надо оговориться, что здесь проявляется, насколько общителен ваш ребенок. Если у него маленький опыт общения или его нет вообще, он возможно будет сопротивляться и не захочет пойти на контакт с незнакомым пока еще ему взрослым.

Как же обычно ведут себя дети во время адаптации?

   Впервые войдя в группу, ребенок может даже не заплакать. Он будет с интересом рассматривать новые, яркие игрушки, обстановку, окружающих его детей, пока не поймет, что рядом нет мамы. Вот когда начинаются слезы.

   Малыш осознает, что он остался без мамы и для него это самое большое горе в его жизни. Он показывает на дверь, в которую ушла мама, отказывается от еды, не садится за стол, его уже ничего не интересует. Малыш, который  умеет говорить, постоянно зовет маму или просит воспитателя отвести его домой.    На следующий день, он от мамы отрывается со слезами и продолжаться такое может на протяжении двух недель, а иногда и больше.

   Постепенно, ребенок начинает забываться, отвлекаться и успокаиваться. Он уже узнает знакомую воспитательницу и иногда со слезами, но все- таки идет к ней.

    Первое время  детки ходят в ясли только на два часа. Воспитатель следит за состоянием ребенка в группе и потихонечку, по часу, прибавляет время нахождения его в детском учреждении.

    Многие мамочки начинают торопить воспитателей, чтобы побыстрее оставить малыша в яслях. Не нужно форсировать события. Если воспитатель видит, что ребенок быстро успокаивается после ухода мамы, кушает и играет с другими детьми, сам быстрее оставит ребенка на более длительный срок в группе. Не зря говорят: "Спешка нужна только при ловле блох". Всему свое время и не за горами то время, когда малыш сам помашет вам ручкой и с удовольствием побежит в группу, к своей воспитательнице.

    Когда ребенок будет спокойно уходить от родителей в группу, с удовольствием кушать, играть и спать, можно считать, что адаптация закончилась и ребенок полностью привык к яслям.

Как родители могут помочь ребенку быстрее и легче адаптироваться в яслях.

  • Если малыш больше привязан к маме, то лучше будет, если в ясли его будет водить папа или другой член семьи.
  • Если у ребенка есть любимая игрушка, он может брать ее с собой в группу. Пусть она будет вместе с ним и облегчит расставание с близкими.
  • Если вы заранее не отучили малыша от соски или от бутылочки, не отучайте сейчас. Пусть пока не привыкнет, он их сосет. Замечено, что сосательные движения успокаивают. Если ребенок пользуется соской или бутылочкой только перед сном, воспитатели дадут их малышу своевременно. 
  • Если ребенок не приучен к горшку, не следует отучать его от памперсов в адаптационный период.
  • В это время действует закон- никаких резких перемен, чтобы не усугублять и без того тяжелый период в жизни ребенка!!!
  • Обратите внимание на правильное питание ребенка, разнообразьте его живыми витаминами: овощами и фруктами. Здоровое питание укрепляет нервную систему.
  • Старайтесь побольше находится с ребенком на свежем воздухе и лучше в компании других детей.
  • Следите за тем, чтобы ребенок высыпался ночью. Укладывайте его вовремя спать. Часто дети плачут от того, что хотят спать.
  • Беседуйте с малышом, рассказывайте что-нибудь хорошее о детском садике, о воспитателях, о детках. Даже если ваш ребенок не умеет говорить, он уловит ваши теплые нотки в голосе и поймет вас.
  • Никогда не обсуждайте воспитателя при ребенке, не настраивайте его против детского садика.
  • Будьте решительны. Старайтесь прощаться с ребенком в раздевалке быстрее, не оттягивая время расставания.  
  • Если решили приучать ребенка к детскому учреждению, водите каждый день, а не случай, от случая. (Конечно, если ребенок не болен). Этим можно только растянуть адаптацию по времени и сделать ее более тяжелой для малыша.
  • Прислушивайтесь ко всем советам воспитателей. Они тоже заинтересованы в скорейшей адаптации вашего ребенка.

Роль воспитателя в процессе адаптации

Большая роль в процессе адаптации отводится личности воспитателя, его профессионализму, его человеческим качествам, его любви к детям. Хороший воспитатель переживает адаптацию вместе с каждым ребенком в отдельности: огорчается его слезам и радуется успехам!

   Не забывайте, что с момента, когда ваш ребенок перешагнул порог группы, воспитатель в ответе за него, за его физическое и психическое здоровье и благополучие.

   Маленький ребенок, в первый раз оказавшийся в группе, чувствует себя беззащитным. Ему страшно без мамы, и он нуждается в постоянной поддержке, заботе и внимании. Ведь дома он самый главный и привык, что все крутится вокруг него. 

   Если малыш вцепился в маму, плачет, не идет в группу, воспитатель берет его на руки и пытается отвлечь от уходящей мамы, заинтересовать красивой, яркой игрушкой, книгой или подносит к окну и обращает внимание на что-нибудь интересное.

   Педагог всегда старается создать обстановку доброжелательности, чтобы новичок почувствовал и понял, что в яслях его никто не обидит, воспитатель его любит, ждет его прихода, если надо пожалеет, приласкает и поможет во всем.

   Обычно к приему малышек мы украшаем группу, чтобы сделать ее более привлекательной и интересной: вешаем подвесные гирлянды, крутящиеся мобили. Хорошо помогают отвлечь новичков, мыльные пузыри. Их любят все дети без исключения. И они нас не раз спасали в такие моменты.

    С большим удовольствием детки наблюдают за тем, как кружится юла или как двигаются заводные игрушки.

    Сейчас много музыкальных развивающих игрушек. Они тоже приходятся очень кстати.

    Любят малыши играть с разноцветными надувными шариками и мячами. Воспитатель отбивает мяч рукой о пол и читает стихотворение "Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь…" Детям это очень нравится, и они просят повторить еще.

    Хорошо работает прием с использованием народных игр- забав: "Сорока белобока", "Коза рогатая". Например, педагог сажает ребенка к себе на колени и делает так, чтобы он слегка подпрыгивал:

" Едем, едем, к бабке с дедом.

По кочкам, по кочкам,

По маленьким дорожкам,

В ямку бух!!!

Потом немного раздвигает колени, и ребенок плавно падает на ножки. Это очень забавляет малышей, и даже плачущий ребенок может улыбнуться или засмеяться в голос. А как известно, смех и веселье лучшее лекарство от плохого настроения.

   Существует еще много игр и упражнений, которые мы используем во время адаптационного периода, которые помогают воспитателю найти тропинку к сердцу каждого подопечного. 

   Если новичок не садится за стол и отказывается от еды, мы сажаем его к себе на колени и пытаемся покормить. В случае отказа, никогда не настаиваем. Пусть немного привыкнет, осмотрится. В следующий раз попробуем покушать еще. Скоро придет мама и ребенок покушает дома.

   Первое время адаптации, малыш не приученный к горшку, находится в памперсе. Отучение от памперса и приучение к горшку проходит очень деликатно, постепенно, без торопливости, чтобы не напугать ребенка и не вызвать обратную реакцию на привыкание к яселькам. Тактично и очень осторожно мы пытаемся его посадить на горшок вместе с остальными детьми. Если малыш отказывается садится на горшок, мы никогда не настаиваем. Пусть постоит рядом и понаблюдает за другими детками. Попробуем повторить в другой раз. Придет время, и он сам захочет это сделать вместе с другими ребятками.

   Бывает, что, глядя на других, новичок с любопытством садится на горшочек, но ничего не делает в него. Со временем он сам поймет, что от него требуется и научиться справлять свою нужду в горшочек. Тогда и памперс уже не будет нужен и от него можно отказаться.

   Также обстоит дело и с сосками. Отучение происходит не торопливыми темпами. Когда малыш обвыкнется и успокоится, он, отвлекаясь на игры с ровесниками, может сам ненадолго вытащить вреднючую соску изо рта. Ведь ему же надо как- то общаться, а соска мешает это делать. Постепенно это происходит все чаще, и незаметно для себя, ребенок привыкает совсем обходиться без пустышки. 

   Но вот ребенок уже более спокойно ходит в группу, без слез расстается с мамой. Пришло время оставить его на сон. Иногда, малыш уже настолько к этому готов, что вместе с остальными ребятками он спокойно раздевается и укладывается в свою кроватку. Это очень замечательно!!!

   Иногда бывает и так, что ребенок понимает, что сейчас его уложат спать и он начинает горько плакать. Обычно мы пытаемся уложить малыша, погладить по головке, успокоить, покачать и некоторые дети засыпают.

   А бывает, что ничего не помогает. Малыш громко плачет и противится засыпанию. Мы просим маму, чтобы при первом нашем звонке шла за ребенком и забирала его домой. Случается, что такое повторяется не один день, до тех пор, пока малыш однажды уснет в яслях. 

    Теперь можно уверенно сказать, что адаптация благополучно закончилась и родители могут спокойно вздохнуть. Но еще некоторое время мы просим родителей забирать ребенка сразу после полдника.

   Надо помнить, что адаптация очень сложный и ответственный процесс в жизни малыша. Если ребенку понравится в группе, он и дальше в садик будет ходить всегда с удовольствием. А, чтобы этот процесс прошел для малыша более естественно и плавно необходимо тесное сотрудничество воспитателя и родителей!  Давайте будем дружить! 

От всей души желаю вашим малышам легкой адаптации и крепкого здоровья!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста в яслях.

В помощь родителям об адаптации детей в детском саду....

Статья (ясельная группа) на тему: Адаптация детей раннего возраста в яслях.

У многих родителей чаще возникает не только желание, а необходимость отдавать детей ясельного возраста в детский сад. "Полуторолетки" - особая возрастная группа, для их успешной адаптации к ...

Адаптация детей раннего возраста в яслях

Адаптация-это процесс приспособления организма и личности ребенка к новой обстановке и новым условиям. Адаптация бывает: легкая, средней тяжести, тяжелая и очень тяжелая. Легкая адаптация может п...

Адаптация детей раннего возраста в яслях.

Статья об адаптации детей раннего возраста, в яслях....