Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе
консультация (подготовительная группа)
Формирование самостоятельности
у детей 6 – 7 лет
для успешного обучения в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.kons_formirovanie_samostoyatelnosti_u_detey_6_-_7_let.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование самостоятельности
у детей 6 – 7 лет
для успешного обучения в школе
Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ему необходимо обладать такими нравственно – волевыми качествами, как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.
Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в разных условиях общения и отметьте, достаточно ли воспитаны у него данные качества.
Рассмотрим характеристику такого качества, как самостоятельность.
Это охотное принятие ребенком предложения что – либо сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, работы;
- выполнение задания при отсутствии контроля со стороны взрослого;
- умение выполнить работу без посторонней помощи;
- умение преодолевать трудности и достигать результаты;
- моральное удовлетворение от самостоятельно – выполненного действия.
Воспитание у ребенка активности и самостоятельности во многом зависит от того, насколько заинтересовывает его содержание предлагаемых учебных заданий. В свою очередь, активное участие в учебном процессе ведет к развитию нравственно – волевых качеств: настойчивости, старательности, целеустремленности.
Так, если педагог объясняет причины какого – то природного явления (появление капели в солнечный зимний день и т. п.), но не опирается на знания детей, не привлекает их личный опыт, не организует наблюдения, то он не вызывает у детей настойчивого стремления к самостоятельному поиску ответа, и усвоение нового происходит механически, формально.
Если же при встрече с очередным детским «почему» педагог, правильно оценив возможности своих воспитанников, наводящими вопросами, рассуждениями помогает им самим что – то припомнить, сравнить, приложить усилия, подумать, то вместе с поиском правильного решения у дошкольников формируется настойчивость, самостоятельность мышления.
Найденный самостоятельно ответ доставляет ребенку радость победы. Он убеждается в своих возможностях, а это делает его более уверенным, самостоятельным в решении учебных задач.
Важное место в обучении дошкольников занимает игровой метод. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей.
В процессе интересных игровых действий (прятанья, поиска, подражания и пр.), формирование у ребенка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении.
В условиях игры воспитателю легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в условиях коллектива.
Такое же значение имеют и дидактические игрушки. С помощью их дети сравнивают предметы, сопоставляют их, выделяют общее…
Так у детей воспитывается привычка к систематическому труду, чувство ответственности, умение прилагать усилия, преодолевать трудности, воспитывается самостоятельность.
В заключение можно сказать о следующих выводах.
Самостоятельность – личностное качество, предполагающее регуляцию личностью своей деятельности, отношений, характеризующееся стремлением к решению задач без помощи со стороны других людей, умением ставить и реализовывать цель деятельности, проявлять инициативу и творчество в процессе достижения целей.
Структура самостоятельности представлена тремя компонентами: когнитивным, эмоциональным и деятельностным.
Когнитивный компонент самостоятельности включает представления детей о самостоятельности и понимание детьми значимости самостоятельности.
В эмоциональный компонент входят эмоциональное отношение детей к самостоятельности, отношение детей к себе и своим возможностям, самооценка детьми уровня собственной самостоятельности и готовность нести ответственность за собственные поступки.
Деятельностный компонент самостоятельности предполагает умения детей предложить цель деятельности, планировать содержание деятельности, выбирать средства деятельности, оценить результат деятельности, а также способность детей проявлять инициативу и творчество в решении задач.
1. Знает ли мой ребенок, что такое самостоятельность и понимает ли её значимость?
2. Как мой ребенок воспринимает предложение сделать что-то самому, без помощи взрослых?
3. Как оценивает результат своего труда и результат труда других людей?
4. Понимает ли ценность труда и его результатов?
5. Знает ли мой ребенок об обязанностях всех членов семьи?
Понимает значение собственных обязанностей?
6.Способен ли выбрать себе занятие и участников по совместной деятельности?
7. Как относится к отрицательному результату своей деятельности, к проигрышу в игре?
8. Способен ли радоваться победе сверстников?
9. Способен ли проявлять творчество и инициативу в
продуктивной деятельности, хозяйственно-бытовой деятельности, исследовательско-поисковой деятельности.
10. Задает ли мой ребенок вопросы об интересующих его фактах, событиях. Привлекаю ли я
моего ребенка к совместному поиску ответа?
11. Доводит ли начатое дело до конца?
12. Как мой ребенок относится к поручению, заданию, которые необходимо выполнять не зависимо от собственного желания?
«Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Актуальность проблемы
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом.
В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому.
Что такое самостоятельная деятельность?
Для многих взрослых самостоятельный ребёнок – это тот, который быстро и самостоятельно делает то, что ему скажут (переодевается, умывается, ест и т.д.), в общем, не мешает жить.
Самостоятельность – хитрое слово, основа основ современного образования. Самостоятельная деятельность – это внутренне мотивированная деятельность. Делает ребёнок что-то – вот вам и деятельность. А это не так. Допустим, рисуют дети птичку. Один старается нарисовать аккуратно, но ему это совершенно не интересно. Второму просто нравится рисовать – он не заботится о правильности, наслаждается процессом. Третий всё делает, чтобы поскорее пойти
поиграть. Четвёртый очень любит птичек, поэтому не только делает всё тщательно, но и что-то привносит от себя, пытаясь передать движение крыльев, красоту оперенья. Цель у всех одна – нарисовать птичку, а вот мотивы – разные, поэтому и результаты различны.
Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития.
Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу».
Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Именно поэтому проблема формирования детской самостоятельности не затрагивает аспекта самообслуживания.
Последнее связано с выработкой определённых навыков, которые следует расценивать как проявление организованности, а не самостоятельности. Задачи того, что ребёнок делает, диктуются требованиями социума, а не его потребностями, и выполняются именно как навык, как привычка действовать определённым образом в определённых условиях.
Самостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.
Самостоятельность – верная спутница личностного развития. Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы:
- “это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих”;
- “способность рассчитывать только на свои силы”;
- “независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество”;
- “умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще”;
- “умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому”.
Трудно возразить против этих определений. Но как применить эти оценки к ребенку 6 -7 лет?
Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок.
Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в детстве. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии.
Другая важнейшая функция семьи — воспитание у ребенка самостоятельности, ответственного отношения к своим обязанностям. А чтобы такое отношение развилось, прежде всего, нужны сами обязанности. Желательно, чтобы они были не только узколичными (как,
например, уборка своей комнаты), но и значимыми для всей семьи (скажем, покупка хлеба, подметание пола во всей квартире и т. п.). Ребенок должен привыкнуть к тому, что порученное ему дело никто за него не сделает. Может быть, вначале придется пару раз посидеть без хлеба. Пусть сын увидит, что из-за его безответственности вся семья осталась голодной.
Формирование самостоятельности, ответственного отношения к своим обязанностям — важнейшая составная часть трудового воспитания. Об этом надо помнить в тех случаях, когда проще что-то сделать за ребенка, чем добиться, чтобы он сделал это сам. Если вы пойдете поэтому — простейшему — пути, то рискуете вырастить иждивенца, на всю жизнь остающегося инфантильным «маменькиным сыночком» (или «маменькиной дочкой»).
Залог успешного обучения ребенка
Взаимодействие семьи, детского сада и школы — залог успешного обучения ребенка.
Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребенка к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах — родители, семья, воспитатели детского сада или учителя, школа?
В нашей стране подавляющее число дошкольников посещают детские сады, и родители часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Однако это неверно. Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение — ни детский сад, ни начальная школа — не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. Воспитатели детских садов и учителя отлично знают, в каких семьях занимаются с детьми, а в каких нет. В детском саду детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, начальному счету, письму и чтению. Но если занятиями ребенка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придает особое значение всем достижениям ребенка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода заданий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.
Не все дети одинаково хорошо рисуют, поют, лепят, не все быстро обучаются чтению и письму, и правы те родители, которые занимаются с сыном или дочкой этими трудными и поэтому часто нелюбимыми и неинтересными делами. Как известно, люди любят делать то, что умеют, что получается. Для детей это почти что аксиома. Так надо помочь им полюбить и научиться!
В детском саду дети часто играют в коллективные и настольные игры с партнером. А умеют ли они играть дома одни? Самостоятельно организовать игру и, выполняя определенные правила, довести ее до логического конца? Пофантазировать, придумать новый игровой сюжет, поломать голову над конструктором? А ведь в этом начало самостоятельного труда, который необходим и при выполнении школьных домашних заданий.
При поступлении в школу практически все первоклассники выражают искреннее желание учиться. Почему же у многих из них — это желание гаснет, и причем довольно быстро? В значительной степени это связано с воспитательными недочетами и недоработками взрослых.
Уже в дошкольном детстве, а особенно в начальной школе нужно воспитывать ответственное отношение к делу, поручению, своим обязанностям. Формирование этих качеств начинается с внимательного, серьезного отношения родителей к делам детей. Все должно быть замечено родителями: достижения принесут всем радость, ошибки будут совместно исправлены. В этой кропотливой, длительной, незаметной работе родятся и первые победы над собой, и радость преодоления трудностей.
А исследования, проведенные психологами, показывают, что общение со взрослым, с родителями хотя и не является в этот период ведущей деятельностью (как это было в младенчестве и еще будет в подростковом возрасте), однако имеет большое значение в подготовке смены одной ведущей деятельности на другую (игры на учение). В конце дошкольного детства преобладает особая форма общения — так называемая внеситуативно-личностная. В основе ее лежит потребность ребенка во взаимопонимании со взрослыми и в эмоциональном сопереживании с ними.
Ребенок стремится к совпадению своего понимания, оценки окружающего, отношения к нему с пониманием, оценкой и отношением взрослого. Он усваивает особую позицию в отношении взрослого — позицию ученика, которая создает особо благоприятные условия для обучения в школе, где ему приходится буквально окунуться в новый материал, принимая его без возражения, сколь бы необычен он ни был. Ученые выявили, что именно в ходе такого личностного общения дети впервые приобретают такие интеллектуальные умения, как способность принимать и перерабатывать новую информацию, самостоятельно отбирать и обрабатывать ее и обсуждать с другими людьми. Все это ценные качества для обучения в школе. Важным условием перехода ребенка на уровень личностного общения является воспитательное воздействие взрослого. Поэтому перед родителями стоит важная задача: используя индивидуальный подход, контакт с детьми на том уровне, которого они уже достигли («делового», «познавательного общения»), и постепенно обогащая общение беседами, усложняя их содержание, подводить детей к новому, более сложному уровню взаимодействия со взрослыми воспитателями, учителями вашего ребенка, дать возможность ощутить особую радость от рождающихся при этом общности, единства.
Взаимодействие с ребенком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы типа: «Вот пойдешь в школу — там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!» Нужно прививать ребенку уважительное отношение к учебному к труду, подчеркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учеба пойдет успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.
Однако не стоит выражать убеждение и тем более брать с ребенка слово, что он обязательно будет отличником. Ему будет больно и обидно, если задача окажется непосильной. Нелишне будет напомнить, что даже в первом классе отличниками бывают 10—15% учеников и процент этот снижается в более старших классах. На первых порах бывают и срывы, и огорчения. Уверенность родителей в том, что постепенно учеба наладится, спокойные требования, в конце концов, принесут свои плоды.
Безразличное или даже отрицательное отношение к школе чаще всего возникает не у тех детей, которые к моменту поступления знали слишком много, а у тех, которые знали слишком мало. Недостаточная подготовленность приводит к неудачам, ребенок начинает воспринимать учебу как непосильную нагрузку. Он добросовестно выполняет все указания учителя, старается, а у него все равно выходит плохо. Вместо ожидаемых похвал он получает постоянные замечания. Не удивительно, что вскоре ему это надоедает, руки у него опускаются, и он теряет интерес к школе.
Если же ребенку все удается, если учительница и мама часто его хвалят, то учеба будет связана с ощущением успеха. А успех — важнейший источник положительного отношения к занятиям. Хороший учитель всегда сумеет так организовать обучение, что оно будет полезным и интересным для ребят, уже умеющих читать и считать, не менее чем для не умеющих. Ведь таких учеников у него в классе немало.
Самое главное, что дается детям в первом классе, — это не конкретные знания и навыки, а умение учиться. Не дома с мамой и папой, которые подстраиваются под его желания и настроения, а в школе, где он — один из тридцати учеников, которые должны четко выполнять указания учителя, адресованные всему классу.
«Может быть, он неспособный?» — думают родители. Но психологическое обследование показывает: способности не ниже средних. Так что же — способности нормальные, а развитие отстает? Да, это совсем нередкий случай. Способности, т. е. потенциальные возможности, не всегда полностью реализуются.
«Да нет, с развитием у него все в порядке, — уверен папа. — Он уже и читает немного, и считает...» Оказывается, этого недостаточно. Более того, совсем не это главное. Научить ребенка читать и считать достаточно легко, если он умеет учиться. А вот если не умеет, тогда трудностей не миновать.
Давайте посмотрим, как строится школьное обучение. Тридцать детей сидят за партами. Учитель объясняет учебный материал. Потом он ставит учебную задачу, например такую: «Назовите число, которое идет после четырех». Это центральный момент в обучении. Именно решение задач обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков.
Поначалу задачи очень просты. Учитель внимательно контролирует их выполнение каждым учеником, если надо — помогает, дает дополнительные объяснения. Вскоре дети научаются действовать значительно более самостоятельно. Но это происходит только в том случае, если в дошкольном возрасте сформировано умение внимательно слушать учителя, выполнять простейшие указания. Нужно, чтобы ребенок понимал: выполнение этих указаний — необходимое условие овладения знаниями. Нужно и соответствующее отношение к самим знаниям.
Если они не представляют для ребенка никакой ценности, то любовь к учителю не поможет.
Она будет выражаться в попытках привлечь к себе его внимание, поделиться своими переживаниями, но вовсе не в выполнении заданий. Бывает и так: ребенок искренне хочет учиться, уважает учителя, а вот сосредоточиться на его словах не умеет. То его отвлекает солнечное пятно на стене, то мысли о плюшевом мишке, оставшемся дома.
Теперь несколько слов об отношении к учителю. Большое значение для формирования этого отношения имеет общее уважительное отношение ребенка к взрослым. Если ребенок привык перебивать их, когда они разговаривают, не умеет выслушивать просьбы и указания, обращается на «ты», то, конечно, ему будет трудно усваивать школьные требования. Общее неуважительное отношение к взрослым будет переноситься и на учителя. Итак, обучение ребенка нормам вежливости не только сделает общение с ним более приятным для ваших друзей и
знакомых, но и поможет ему быстро овладеть школьными правилами поведения.
Для формирования правильного отношения к учителю полезно проводить игры «в школу».
Сегодня «учитель» — плюшевый медвежонок. Он сидит у доски, напротив «учеников» — зайчика и лисички. «Начинаем урок, — говорит Петя «медвежьим» голосом. — Расскажите мне стишок».
Мама помогает зайчику поднять лапку. Петя удивляется: «Почему ты не рассказываешь?»
«Я поднял лапку. Это значит, что я вас попросил: учитель, вызовите, пожалуйста, меня, я хочу рассказать стишок».
Петя кивает: «Рассказывай, зайчик».
В этой игре мама задает сыну образец поведения ученика. Он хочет что-то сказать, но не говорит, пока его не вызвали, а только поднимает руку. Он уважительно обращается к учителю.
В следующий раз, когда роль учителя возьмет на себя мама, Петя — уже в роли ученика — постарается вести себя так же. Перед поступлением ребенка в школу желательно пересмотреть его дополнительные нагрузки и представить, как они уложатся в распорядок дня первоклассника. Но смена социальной позиции ребенка не означает отмены всех его увлечений и изменения привычек, хотя с некоторыми придется расстаться. Чтобы больше успеть, потребуется более четкий распорядок дня, более продуманный отдых ребенка. Здесь нет одного для всех правила. Следует учесть особенности ребенка, а также возможности всей семьи.
И все же нередко дети оказываются перегруженными. Установка родителей на то, что главное — занять ребенка, чтобы он не «болтался» без дела, равно как и погоня за престижными «увлечениями» для своего ребенка, ведет к тому, что резко сокращается время для общения, игры, совместных дел. В такой ситуации ребенок занят формально, т. е. он кое-как делает уроки, кое-как выполняет задания музыкальной школы, и стремится под любым предлогом пропустить занятия в спортивной секции ради того, чтобы погулять во дворе или спокойно поиграть дома.
Бывает и так, что родители ограничиваются только тем, что устраивают своих детей в кружок или секцию, и считают свою миссию законченной. Они не интересуются успехами и трудно стями своего ребенка, не проявляют интереса к его занятиям и, как следствие, замечают только резкое охлаждение к ним сына или дочери. На самом деле беда не в том, что первоклассник, прекратит какие-то занятия или забудет былое увлечение, а в том, что он привыкнет пренебрежительно относиться к делу, будет стараться не сделать что-то, а отделаться, станет избегать трудностей. То же самое может произойти и по отношению к школьным занятиям.
Итак, если ребенок пришел в первый класс подготовленным, то учеба будет даваться ему довольно легко. Но это не значит, что родители могут считать свою задачу выполненной и полностью передоверить воспитание учителю. Усилия семьи и школы должны дополнять друг друга, способствуя формированию гармонично развитой личности. К сожалению, так получается не всегда. Беда не только в том, что некоторые родители ограничивают свои воспитательные функции проводами ребенка в школу и обратно. Распространена и другая система отношений, при которой семья не дополняет, а дублирует школу.
«Ну-ка покажи, как ты выполнил классную работу, — требует папа. — Ой, какая ужасная семерка! Сейчас же садись и напиши три строчки семерок».
И ребенок покорно садится писать цифры, вместо того чтобы играть с друзьями, гулять, рассказывать папе о своих радостях и огорчениях.
Единство требований семьи и школы — очень важный принцип воспитания. Но оно вовсе не означает совпадения их функций. Немного огрубляя реальную ситуацию, можно сказать так:
школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармоничного развития личности необходимо и то и другое.
В чем же семья должна дополнять школу? Прежде всего, она призвана обеспечить ребенку непосредственное эмоциональное общение, атмосферу любви и взаимопомощи. Бывает, что родители из «педагогических соображений» стараются не проявлять своей любви к детям слишком явно, считают, что в отношениях со школьником неуместны ласка, нежность. Это заблуждение подчас приводит к серьезным отклонениям в развитии личности. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным. В подростковом возрасте у таких детей нередко возникает острый конфликт с семьей, быстро распространяющийся на всех взрослых. Любое требование начинает вызывать негативную реакцию.
Разумеется, бесконечные поцелуи — тоже отнюдь не лучший способ общения с младшим школьником. Но опыт показывает, что чрезмерное «заласкивание» детей этого возраста встречается куда реже, чем чрезмерно «деловые» отношения, сосредоточенные исключительно на уроках.
Успех в решении такой сложной и важной задачи, как успешная учеба ребенка в начальной школе, во многом зависит от правильно организованной преемственности не только между- детским садом и школой, но между дошкольным учреждением, школой и семьей. Обучать и воспитывать ребенка надо совместно!
Н. Л. Белопольская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе
Оказать помощь родителям в формировании самостоятельности у детей при подготовке к школе...
Консультация «Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе»
laquo;Формирование самостоятельности удетей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе»...
Индивидуальная работа с родителями «Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе»
Индивидуальная работа с родителями«Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе»...
Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе
Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе...
Консультация для родителей Тема: Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе
Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его норма...
Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"
Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"...
Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе"
Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе"...