Статья Особенности развития эмоциональной сферы детей 4-5 лет
статья (средняя группа)
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Дошкольник в 4-5 лет - это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_razvitiya_emotsionalnoy_sfery_detey_4.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья Особенности развития эмоциональной сферы детей 4-5 лет
Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Дошкольник в 4-5 лет - это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.
Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.
Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО является следующие:
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Развитие эмоциональной сферы детей 4-5 лет является актуальным, т. к. именно эмоциональное благополучие имеет огромное значение для комфортного состояния ребенка, для его психического и физического развития. В этом возрасте у детей проявляется желание активно общаться со сверстниками, но они еще не всегда могут понять и оценить эмоциональное состояние (настроение) своего ровесника, а так же объяснить свое состояние. Возникают конфликтные ситуации. Необходимо научить ребенка доброжелательным взаимоотношениям. Как известно, эмоции не развиваются сами по себе, их необходимо развивать.
Приемы и методы совместной деятельности
Тема Задачи Совместная деятельность
Кто я такой? Развивать у детей положительные представления о себе.
Учить обращать внимание на самих себя, свою внешность и на сходство и различие с другими людьми.
Формировать у детей представление о принадлежности людей к различным группам. • Беседа «Какой я?»
• Игра «Радио» (на описание внешности)
• Игра «Мое настроение» (определи настроение по выражению лица)
• Чтение:
В. Приходько «Вот когда я взрослым стану.»
Е. Долинова «Мне 5 лет»
Е. Пермяк «Как Маша стала большой»
• Игра «Море волнуется» (интерпретация: смешная фигура, грустная фигура, волшебная фигура, спортивная фигура и т. д.)
Я и моя семья Расширять представления детей о своей семье.
Способствовать формированию заботливого, внимательного отношения друг к другу, к чувствам, эмоциям, желаниям других.
• Беседа «Моя семья»
• Рассматривание семейного альбома
• Рисование «Моя семья»
• Чтение:
Ш. Перро «Красная шапочка»
«Гуси-лебеди» (рус. нар. сказка)
В. Сутеев «Мешок яблок»
Е. Благинина «Мамин день»
Л. Воронкова «Что сказала бы мама»
• Игра «Встреча»
• Игра «Сердце семьи»
Мы дружные ребята Развивать представления детей о дружбе, о радости общения. Учить позитивным приемам поддерживающим общение со сверстниками и приносящими радость другим (подарок, слово, внимание).
Способствовать освоению детьми правил этикета в процессе обмена приветствиями при встрече и прщании.
Поощрять проявление дружеских чувств в различных реальных и смоделированных педагогом ситуаций. • Беседа «Что значит дружить?»
• Чтение:
В. Драгунский «Он живой и светится»
«Как собака друга искала» (морд. нар. сказка)
«Зимовье» (рус. нар. сказка)
• Проигрывание игровых ситуаций «Подружись», «Играть и не ссориться»
• Игра «Угадай, кто мой друг»
• Игра «Подарки»
• Игра «Комплименты»
• Коммуникативное упражнение «Мост дружбы»
Что тебе нравится Определить вместе с детьми их предпочтения: в играх, занятиях, по отношению к животным.
Сравнить свои вкусы, предпочтения и предпочтения других детей.
Расширять представления об органах чувств и ощущениях.
• Беседа «Твоя любимая игра»
• Игра «Угадай на вкус»
• Чтение:
В. Катаев «Цветик-семицветик»
В. Даль «У тебя самого свой ум»
К. Ушинский «Четыре желания»
• Игра «Передай хорошее настроение»
• Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
Мое настроение Формировать умение узнавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния.
Развивать понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение.
• Беседа «Разное настроение»
• Чтение:
«Айога» (ненецкая сказка)
А. Барто «Стихи»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рус. нар. сказка)
• Игра «Передай настроение»
• Функциональное упражнение «Шалуны»
• Игра «На что похоже настроение»
Что такое хорошо и что такое плохо Продолжать развивать представления детей об уникальности человека, о том, что каждый имеет свои характерные особенности.
Учить высказываться о своих желаниях, чувствах, предпочтениях.
Помочь понять, что каждый человек имеет свое мнение по поводу того, что красиво, интересно, скучно, вкусно.
Показать, как легко могут возникнуть конфликты, какие существуют возможности избежать их.
Воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами поведения в коллективе. • Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
• Чтение:
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Л. Толстой «Мальчик стерег овец»
С. Маршак «Вот какой рассеянный»
«Три поросенка» (англ. нар. сказка)
«Два жадных медвежонка» (венг. нар. сказка)
• Игра «Хорошо-плохо»
• Обсуждение реальных и смоделированных ситуаций
«Поделись с другом», «От улыбки станем всем теплей»
• Игра «Потянулись-сломались»
• Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Страшно Помочь детям справляться со своими страхами, предоставляя возможность рассказать чего они боятся.
Помочь понять причины возникновения страхов и осознать, что страх иногда полезное чувство.
Расширять представления об опасных жизненных ситуациях и способах поведения в них. • Беседа «Чего я боюсь»
• Чтение:
Заходер «Кискино горе»
«Трусливый Ваня» (рус. нар. сказка)
«У страха глаза велики» (сказка)
«Пых» (белорус. сказка)
• Обыгрывание ситуаций «Как вести себя в опасной ситуации»
• Игра «Ласковые лапки»
• Игра «Бабушка Яга»
Грустно Продолжать знакомить с внешними выражениями различных эмоциональных состояний (радость, спокойствие, грусть, страх, гнев).
Помочь детям научиться различать состояния грусти и плохого настроения, показать способы преодоления плохого настроения. Обратить внимание на то, какие чувства и настроения вызывает та или иная погода, действия и поступки других людей.
Формировать умение осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, настроению. • Беседа «Когда мне бывает грустно»
• Чтение:
С. Маршак «Перчатки»
Л. Толстой «Птичка»
К. Чуковский «Краденое солнце»
К. Чуковский «Тараканище»
• Проигрывание и обсуждение реальных и смоделированных ситуаций.
• Игра «Грустно-весело»
• Игра «Вернисаж» (дети рассматривают иллюстрации картин и определяют настроение)
• Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
• Игра «Аплодисменты»
Ссора Развивать коммуникативные умения (умение регулировать свои действия, слушать другого, оказывать помощь, проявлять сдержанность и т. д.)
Показать, как легко возникает спор.
Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека; пользоваться нормами –регуляторами (уступить, договориться, соблюдать очередность, извиниться). • Беседа «Поссорились»
• Чтение:
Е. Серов «Нехорошая история»
Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета»
«Упрямые козы» (нар. сазка)
• Игра «Пузырьки»
• Игры на развитие тактильных ощущений: «Обжималки», «Рисунки на спине», «Массаж»
• Проигрывание специально созданных ситуаций.
• Драматизация сказки «Два жадных медвежонка»
• Игра «Ссора»
Измени себя Помочь детям понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и черты характера.
Создать условия для экспериментирования со своей внешностью (гримирование, ряжение, украшения себя)
Побуждать сочинять несложные стихотворения и истории, в которых героями сюжета являются дети.
• Беседа «Мы такие разные»
• Чтение:
В. Бианки «Лесной колобок – Колючий бок»
С. Козлов «Необыкновенная весна»
• Игра «Что сначала, что потом» (сериация от мдаденца до старика)
• Этюды «Догадайся кто» (ребенок изображает клоуна, старушку, Животное и т. д.)
• Сочинение историй из жизни детей.
• Коммуникативное упражнение «Маска»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника"
В статье отражены актуальные на сегодняшний день проблемы, связанные с эмоциональным состоянием детей дошкольного возраста. Даны практические рекомендации для воспитателей детских садов по созданию эм...
Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей
Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей...
Особенности развития эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью
Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всей жизни развиваются. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости...
Консультация для родителей: «Особенности развития эмоциональной сферы детей 2-3 лет».
Особенности развития эмоциональной сферы малышей 2-3 лет...
«Особенности коррекционно – развивающей работы направленной на развитие эмоциональной сферы детей с РАС»
Взрослые, в первую очередь, стремятся научить ребенка с аутизмом читать, писать, сидеть спокойно какое – то время. Но, для обеспечения автономной, взрослой, качественной жизни важно и умение реш...
Особенности развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста
Эмоциональное развитие у детей среднего дошкольного возраста – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализа...