Развитие художественной деятельности детей подготовительной группы: приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)
статья

Развитие художественной деятельности детей подготовительной группы:

приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyatkova_olesya_sergeevna.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Пяткова Олеся Сергеевна, старший воспитатель

                                                                   ГБДОУ детского сада №19 Курортного района СПб

Развитие художественной деятельности детей подготовительной группы:

приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, способствует развитию художественно-творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека, ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Старший дошкольный возраст (подготовительная группа ДОУ) благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Дети этого возраста рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов.

Цель моей педагогической деятельности - создание условий для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Для решения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)

2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)

3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.

4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.

5Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Основные направления моей деятельности:

  • Создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающей развитие художественно-творческих способностей воспитанников.
  • Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей в области «Художественно-эстетическое развитие».
  • Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.
  • Развитие собственной креативности.

Свою деятельность осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций,

- на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);

- на других – осваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с разными фактурами.

Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей:

1) чтобы заинтересовать совместной деятельностью детей в первой части провожу постановку игровой проблемы, игровой мотивации (кому-нибудь помочь, исправить чьи – то ошибки).

2) во второй части происходит обогащение детского творческого опыта. Вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или активизирую детскую деятельность на создание какого-либо продукта детского творчества.

3)в третьей части обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию, и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправляемся в путешествие или сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам.

Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:

- Приемы ТРИЗ-технологий, например, даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда»«Портрет пришельца»;

- рисование, по необычным словам, которые придумывают сами дети, «Снегоеды»«Зайцемух»;

- рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть»«Злость»«Радость».

- экспериментирование с изобразительными материалами и техниками.

Это игры-опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование мыльными пузырями.

- использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

В рисовании: ладонная и пальцевая техники, гратаж, кляксография, монотипия, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями.

В лепке: использование глины, соленого теста, бумажной массы, фольги

В аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина); использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, яичной скорлупы, окрашенного песка и других материалов).

Использую прием сотворчества и коллективных работ, когда дети выполняют коллективную аппликацию, рисунок или коллаж.

Результатом моей работы в данном направлении, стало активное  участие ребят нашей группы в творческих городских и районных конкурсах и выставках детского творчества.

Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.

Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов.

Появился интерес к творческому экспериментированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Развитие художественной деятельности детей младшей группы:приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Какие есть методы и приемы в художественно-эстетической деятельности в второй младшей группе...

Развитие художественной деятельности детей подготовительной группы: приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Статья о развитии художественной деятельности  детей в подготовительной группе (Из опыта работы)...

Развитие художественной деятельности детей младшей группы: приемы и методы работы.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везд...

Развитие художественной деятельности детей старшей группы: приёмы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Основная цель моей  работы в рамках художественной деятельности детей старшей группы– это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей....