Виды деятельности для развития тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций - Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).
- Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).
- Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).
- Раскрашивание и штриховка (этот наиболее известный приём совершенствования моторных навыков обычно не вызывает интереса у детей младшего школьного возраста и поэтому используется преимущественно только как учебное задание (на уроке). Однако, придав этому занятию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время).
- Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.). Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
- Конструирование и работа с мозаикой.
- Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).
- Пальчиковые игры
Цели применения пальчиковых игр: - стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
- подготовка руки к письму у старших дошкольников и младших школьников;
- тренировка внимания, координации движений.
Влас у нас. Афанас у вас.
Влас у нас! Афанас у вас! | Руки прижимаем к груди. Разводим руки в стороны. Можно менять интонацию. Руки прижимаем к груди. Разводим руки в стороны. |
| Валерка Взял Валерка Тарелку. Взял Валерка Поднос. Мне Валерка Тарелку На подносе Принес. | Руки сжаты в кулаки на уровне груди. Раскрываем правую ладонь. Раскрываем левую ладонь. Сгибаем ладонь правой руки к себе. Сгибаем кисть левой руки к себе. Раскрываем правую ладонь. Раскрываем левую ладонь. Далее движения повторяются в той же последовательности.
|
Игра «Бирюльки» Играющие рассыпают бирюльки (разные мелкие предметы) на столе и вытаскивают их по одной палочкой с крючком на конце так, чтобы не задеть рядом лежащую. Если крючок, которым поднимают бирюльки, прикрепить к шнурку, то подцепить предмет будет еще сложнее. Выигрывает тот, кто больше вытащил бирюлек. Игра заканчивается, когда все бирюльки будут разобраны. Литература - Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2006.
- Гордеева Т. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. – М.: Национальный книжный центр, 2015.
- Куцакова Л. В. Оригами. – М., 1994.
- Матыцин В. П. Готовь руку к школе. – Тверь, 1993.
- Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб., 1997.
- Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. – М., 2000.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1997.
Успехов Вам и Вашему ребёнку! |
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский.
Памятка для родителей будущих первоклассников
Подготовка руки дошкольника к письму
2021 |
Как определить уровень развития моторики у ребёнка? - Степень развития моторики рук ребёнка 5-7 лет можно определить по количеству бросаний мяча диаметром 10 см о стену с расстояния 1 м. Если за 30 сек ребёнок бросит и поймает мяч более 24 раз, координация движений его рук хорошая, от 24 до 19 раз – удовлетворительная, меньше 19 раз – плохая.
- Может ли Ваш ребёнок правой и левой рукой выполнять следующие упражнения?
- Запустить пальцами мелкие волчки.
- Катать каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
- Собирать все пальцы в щепотку (пальцы «собрались» вместе, а потом разбежались).
- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу.
- Показывать отдельно по одному пальцу.
- Тест «Лабиринты». Диагностика уровня развития динамичной координации руки и мелкой моторики ребёнка.
Инструкция. Рассмотри лабиринты. Возьми карандаш или ручку, пройди лабиринты от начала до конца, не останавливаясь и не касаясь стенок.
|
Рекомендации взрослому - На проведение линии отводится 1 мин.
- Перед началом прохождения лабиринтов ещё раз оговорите, что:
- нельзя выходить за границы лабиринта;
- при проведении линии нельзя отрывать карандаш от бумаги;
- следует по возможности точно повторять изгибы лабиринта, особенно при их повторении.
Оценка результатов - Отличным считается безошибочный результат или результат с 1-2 ошибками.
- 2-3 ошибки (выход за черту, отрыв карандаша от бумаги) – это нормальный уровень.
- 4-6 ошибок – уровень развития удовлетворительный, а более 7 ошибок – низкий.
Что делать, если результаты невысокие? Важно не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
| Зарядка для рук Одни из первых трудностей, с которыми сталкивается ребёнок в школе, возникают на уроках письма. Это неудивительно: мышцы рук 6-7-летнего ребёнка недостаточно развиты. Поспособствовать развитию моторики рук могут следующие упражнения. - Руки вытянуты вперёд, пальцы широко разведены. Сильно сжать пальцы в кулак, задержать на 2-3 сек, затем развести и расслабить. Повторить 4-6 раз.
- Руки вытянуты вперёд, пальцы правой руки сжаты в кулак, а левой – разведены. Менять положение рук, увеличивая тем. Выполнить до 20 раз.
- Ладони рук вместе, пальцы переплетены. Попеременно выпрямлять и сгибать пальцы 20 раз.
- Положить руки с разведёнными пальцами на стол. В течение 30-60 сек по очереди постукивать пальцами то одной, то другой руки. То пальцами обеих рук вместе.
- «Бегать» пальцами вперёд, назад по столу.
- Имитировать дождь, град, постукивая кончиками или косточками пальцев.
- Расслабленные махи руками, повороты кистями рук влево, вправо, круговые движения.
- Собрать со стола карандаши сначала одной, потом второй рукой (по одному).
- Руки лежат на столе. Поднимать пальцы (сразу обеих рук) по очереди, начиная с мизинца.
- Сжать ручку или карандаш между пальцев и «ходить» ими по столу.
- Широко можно использовать упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.
- Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша
|