Консультации для родителей. Почитай мне мама сказку, Влияние русского народного творчества на обогащение словаря детей 4-5 лет.
консультация
Как знакомить ребёнка с миром художественной литературы.
Какое вличние народное творсчество имеет на обогащение словаря детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochitay_mne_mama_skazku.docx | 16.11 КБ |
vliyanie_russkogo_narodnogo_tvorchestva_na_obogashchenie_slovarya.docx | 15.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Почитай мне сказку, мама»
Дети всегда просят своих родителей почитать им сказку. Именно сказка первая знакомит ребенка с миром литературы. Через сказку легко объяснить ребенку, что хорошо делать и что нежелательно.К сожалению, в ритме современной жизни многие родители заменяют эту старую добрую традицию –чтение сказок перед сном, на интернет, аудиосказки, компьютерные развлечения и телевизионные программы. Безусловно, они выручают, но всему должно быть свое место и время.Все-таки хочется посоветовать родителям не игнорировать старые методы развития детей. Дети «как губка» впитывают все, что видят и слышат вокруг себя. А чем больше хорошего и доброго они видят и слышат, тем добрее и позитивнее становятся они сами.Не стоит пренебрегать чтением книжек и для совсем маленьких малышей. С полу года можно постепенно читать и показывать движениями «Сороку –белобоку», «Ладушки», «Идет коза рогатая». Это развивает у ребенка память, внимание, а также привычку слушать.Ближе к двум годам деткам интересны стихи и сказки «посерьезнее», особенно с участие животных в качестве персонажей, а также пальчиковые игры, например, любимый всеми «Мальчик с пальчик». Подключаем развитие мелкой моторики.Чтение сказок для детей –это не только интересно и полезно, но и приятное время провождение для родителей и детей. Это развитие речи и памяти. Ребенок со временем начинает повторять движения, знакомые слова и строчки, некоторые стихи знает наизусть, открывает книжку и по знакомым картинкам сам себе все показывает и рассказывает.Благодаря сказкам ребенок начинает знакомиться с окружающим миром, с такими понятиями как добро и зло, смелость и трусость.Читать желательно с интонацией, периодически делая небольшую паузу, чтобы ребенок мог оценить ситуацию. Уединитесь с ребенком, в тихой спокойной обстановке прижмите его к себе и начинайте читать. Будет особенно хорошо и полезно, если вы будите уделять время чтению сказок на ночь. Это поможетмалышу успокоиться и спокойно заснуть, а также будет способствовать умственному развитию, развитию фантазии, формированию правильного и «здорового» лексикона, отличающегося от уличного и телевизионного.Конечно же, сказки должны быть добрыми, яркими и небольшими.Возможно, ребенку понравилась одна сказка и он будет просить перечитывать ее снова и снова. Не отказывайте ему. Перечитайте. Будут появляться новые книжки, новые сказки и какая-то станет его новой любимой сказкой.Выделите полчаса своего времени, чтобы почитать добрые детские сказки своим деткам. И помните: «Сказка греет, сказка лечит, сказка учит жить! »
Как выбирать полезные и интересные книги для малышей разного возраста?Легкость и прочностьХорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.Она лёгкая —у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон. Размер книжки небольшой ребёнок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст —только крупный, фразы —чёткие и лаконичные. Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке). Всему своё времяСамым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т.п. На странице 80 % площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой» —все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка появляется интерес к буквам, —приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение —вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события. Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться книги, прежде всего,предназначены для чтения —это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.Три года —возраст почемучек —оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10—15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.Расширяем кругозорЕсли у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно
различает интонации, ритм и к тому же, воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще. Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции. Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей —постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе. Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное —такое чтение очень сплачивает.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей :
«Влияние русского народного творчества на обогащение словаря детей 4-5 лет».
Для маленького ребёнка овладение речью –это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми –взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей. Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога и родителей в области развития речи детей младшего дошкольного возраста –помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед педагогом стоит одна из сложных задач –заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.Уже в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка –это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям! Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок –эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты
характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры –драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества –потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка –особенность этих фольклорных произведений –миниатюр. Но в связи с тем, что дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок» можно использовать шапочку кота (маску, пирожки. Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, ...
Консультация для воспитателей на тему: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ...
Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности ...
Консультация для родителей "Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"
quot;Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"...
Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
Важнейшим источником развития выразительной детской речи являются произведения русского народного творчества......
Консультация для воспитателей. «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно соз...
Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
Консультация для родителей...