«Артикуляционная гимнастика дома»
методическая разработка

Попова Екатерина Анатольевна

«Артикуляционная гимнастика дома» - Консультация для родителей

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика— это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

 

Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

 

1. подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л);

2.артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты;

3.артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят«каша во рту»(т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка)

 

 Организация проведения артикуляционной гимнастики дома:

• Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

• Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

• Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься.

• Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

 

Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

 

«Заборчик»

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

 

«Окошечко»

«Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю«окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Упражнения для развития подвижности губ

 

«Трубочка»

Вытянуть губы вперед, как хоботок(удерживать до 10).

 

«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5.

 

 Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу.

Например,говорим ребенку:«ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения,как:

 

«Часики»

Улыбнуться, рот открыть. Кончик языка переводить на счет 1 – 2 из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

 

«Качели»

Улыбнуться, рот открыть. Поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Поскорей, ребята, сели

На волшебные качели.

Вверх летим и тут же вниз,

Ну-ка, ротик, улыбнись.

 

«Лошадка»

Улыбнуться, рот открыть. Пощелкать кончиком языка. Как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Мы ни сколько не устали,

Язычком мы цокать стали.

Цокать медленно и сильно,

Ты дружок не торопись -

Делай медленно — трудись.

Слышно звонко, как лошадка

   

«Барабанщик»

В руки барабан возьмем.

И играть на нем начнем.

Язычок наверх подняли,

«Д-д-д-д» застучали.

 

«Худышки – толстяки»

«Толстяки» - надувание обеих щек одновременно; надувание правой и левой щек поочередно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

«Худышки» - втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

 «Маляр»

Улыбнуться, рот открыть. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

 

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Артикуляционная гимнастика дома» - Консультация для родителей

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика— это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

1. подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л);

2.артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты;

3.артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят«каша во рту»(т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка)

 Организация проведения артикуляционной гимнастики дома:

• Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

• Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

• Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься.

• Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

 

«Заборчик»

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

 

«Окошечко»

«Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю«окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Упражнения для развития подвижности губ

 

«Трубочка»

Вытянуть губы вперед, как хоботок(удерживать до 10).

 

«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5.

 

 Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу.

Например,говорим ребенку:«ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения,как:

 

«Часики»

Улыбнуться, рот открыть. Кончик языка переводить на счет 1 – 2 из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

 

«Качели»Хочу такой сайт

Улыбнуться, рот открыть. Поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Поскорей, ребята, сели

На волшебные качели.

Вверх летим и тут же вниз,

Ну-ка, ротик, улыбнись.

 

«Лошадка»

Улыбнуться, рот открыть. Пощелкать кончиком языка. Как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Мы ни сколько не устали,

Язычком мы цокать стали.

Цокать медленно и сильно,

Ты дружок не торопись -

Делай медленно — трудись.

Слышно звонко, как лошадка

   

«Барабанщик»

В руки барабан возьмем.

И играть на нем начнем.

Язычок наверх подняли,

«Д-д-д-д» застучали.

 

«Худышки – толстяки»

«Толстяки» - надувание обеих щек одновременно; надувание правой и левой щек поочередно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

«Худышки» - втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

 «Маляр»

Улыбнуться, рот открыть. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

 

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного мероприятия с родителями "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома"

В данном конспекте представлен опыт работы с родителями в нетрадиционной форме, с использованием мультимедийной презентации....

Артикуляционная гимнастика дома.

Мастер-класс для родителей  "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях". Преследует несколько целей: расскрыть важность артикуляционной гимнастики при постановке звуков, причины по которым н...

Вместе с мамой. Проведение артикуляционной гимнастики дома.

Вместе с мамой. Проведение артикуляционной гимнастики  дома....

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома

В данной статье даны рекомендации для родителей ,как в домашних условиях проводить артикуляционную гимнастику с ребенком....

практикум с родителями "Как выполнять артикуляционную гимнастику дома"

В работе представлены способы и примеры занимательного выполнения артикуляционной гимнастики дома, что позволит родителям совместно с детьми активно работать в подготовитльном этапе постановки звука...