Мастер-класс для родителей "Знакомство со звуками"
методическая разработка (старшая группа)
игры и упражнения для подготовки к обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_porazvitiyu_fonemat._protsessov.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей «Знакомство со звуками» (подготовила и провела учитель-логопед Егорова И.Ю.)
Цель: Познакомить родителей с алгоритмом изучения звуков речи в дошкольном возрасте, с играми, способствующими закреплению материала
Задачи: познакомить родителей с понятием «фонематический слух»; повторить с родителями понятия «гласный» и «согласный» звуки; познакомить с содержанием игр и упражнений; поиграть с родителями в эти игры
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
- Теоретическая часть
«Что такое фонематический слух?» Это способность человека различать в потоке речи отдельные звуки между собой. В результате этой способности ребенок начинает узнавать, понимать и различать слова. На логопедических занятиях в старшей группе дети каждую неделю знакомятся с новым звуком родного языка. Начинаем с гласных звуков, потом подключаются простые в произношении согласные звуки. Идем от простого к сложному. Обязательно даются артикуляция и характеристика изучаемого звука. (например, звук А произносится при широко открытом рте, воздух выходит свободно, звук можно петь, обозначается гласный звук красным цветом; согласные звуки произносятся отрывисто, при произношении воздух встречает преграду – губы (звуки М, П, Б) или язык (Т, Н …), также согласные бывают звонкими и глухими, твердыми ( обозначаются синим цветом) и мягкими (обозначаются зеленым цветом). Чтобы ребенок усвоил к школе этот материал, научился слышать и различать звуки, соотносить их с буквами необходимо закреплять полученные знания в разнообразных играх и упражнениях.
1. Практическая часть
Предлагаю родителям использовать упражнения и поиграть в игры, которые они могут легко организовать дома.
Для начала необходимо приготовить небольшой наглядный материал для игр и занятий – сделайте дома набор из синих, зеленых, красных кружков или квадратиков для обозначения звуков. Хорошо дома иметь коробку с разными картинками небольшого формата, вырезанных из старых книжек или ненужных рекламных журналов. Можете подключить к этому и ребят – они с удовольствием вырежут все картинки. Конечно, можно находить картинки в интернете и распечатывать их, но искать картинку на заданный звук среди других гораздо интереснее!
«Где живет звук»
Произнесите вместе с ребенком изучаемый звук, обратите внимание на положение губ и языка, попросите ребенка рассказать о своих ощущениях. Если вы определяете глухость-звонкость положите свои ладони на горло и произнесите звук - если он звонкий (М, Н, Б), то горлышко будет вибрировать или дрожать под рукой, если глухой, то молчать.
«Будь внимателен»
Можно играть с любым звуком русского языка. Например, вы называете слова, ребенок хлопает в ладоши, если слышит слова со звуком «Т» (тапки, торт, мак, туфли, нос, тигр, тарелка, машина …)
«Придумай слово»
Предлагаете ребенку придумать 5 слов на заданный звук (который вы изучаете или повторяете). Следите, чтобы звуки он произносил правильно!
В эту игру также можно играть с мячом: вы кидаете мяч и называете звук, ребенок в ответ-слово.
«Отбери картинки»
Вы предлагаете ребенку из предложенных картинок найти те, в названии которых есть заданный звук ( например, У)
«Светофор»
Здесь понадобятся символы (кружки синего и зеленого, красного цветов)
Вы называете слова ( например, со звуками Н и Нь), ребенок на слух определяет, какой это звук –мягкий или твердый и показывает соответствующий кружок (нитки, небо, конь – Нь; ноги, нос, ножницы – Н)
Если повторяете сразу несколько звуков, гласных и согласных, то используете все три кружка. В этом случае вы называете слова в произвольном порядке, а ребенок определяет первый звук в слове и показывает вам соответствующий символ (утка-красный, тапки-синий, мишка-зеленый)
Можно усложнить задание : не называть ребенку слово, а показывать картинку
«Веселый мяч»
Игра с мячом для определения гласного звука в середине слова.
Часто это вызывает у детей затруднения.
Вы кидаете ребенку мяч и произносите слово, он называет гласный звук и возвращает мяч ( шар – А, лист – И, дом - О, лук – У и т.д.)
Также можно играть с картинками – ребенок берет любую картинку из предложенных вами, называет сам слово и определяет гласный звук.
«Где спрятался звук»
Звук может находится в начале слова, в конце и в середине.
Для игры готовим прямоугольную полоску из картона и ручкой или фломастером горизонтальными полосами делим ее на три равные части . 1 квадрат – звук находится в начале слова, 2 квадрат в середине слова, 3 квадрат – в конце слова.
Играем с одним звуком ( например, М). Вы называете слово, ребенок определяет, де находится звук и кружком закрывает нужный квадрат ( мышка – звук М в начале, дымок – в середине, дым – в конце).
Если ребенок знает соответствующую букву, то вместо кружка можно использовать ее.
В заключение мастер-класса родители обмениваются мнениями, задают вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мастер – класс» интегрированной НОД по дифференциации звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи с использованием ИКТ. На тему: «В гости к Смешарикам»
В ходе проведения НОД созданы все необходимые условия для формирования и развития:- фонематического восприятия и представлений;- закрепление навыка правильного звукопроизношения;- навыков различения з...
Мастер -класс для родителей "Этот трудный звук Л"
Материал расчитан для родителей, с целью обучения игровым приёмам в автоматизации звуков....
Мастер -класс для родителей "Этот трудный звук Л"
Материал расчитан для родителей, с цлью обучения игровым приёмам в автоматизации звука Л....
Мастер-класс " Как,я научился ,произносить звук Р"
Данная разработка выступления детей посещяющих логопункт.Дети рассказывают сасмостоятельно,как они научились привильно произносить звук "р".Проводят мастер-класс дляродителей...
Мастер- класс на тему "Откуда берется звук"
Для детей подготовительной группы...
Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы
Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...
Мастер – класс для педагогов «Опыты со звуками для дошкольников»
мастер-класс предназначен для педагогов дршкльного образования. Опыты, приведённые в данном мастер-классе будут интересны как взрослым, так и детям....