Кризис 3х лет.
консультация (младшая группа)
Кризис 3х лет
Психическое развитие дошкольника происходит неравномерно, скачкообразно. В какой-то момент наступает период, который называется кризисом. Этот период носит смысл перестройки, глобального качественного изменения в развитии ребенка. У ребенка, как правило, появляются новые потребности. Любой кризис направлен на формирование определенного уровня зрелости, который дает побудительную силу и становится базой для формирования личности в следующем возрасте. Возрастной кризис 3 лет — обязательный этап в развитии и формировании полноценной личности. Таким образом, внутренняя цель кризиса ребенка –повзрослеть.
Примерно в этом возрасте заканчивается период полного слияния малыша с мамой. Ребенку нужно отделиться от нее и установить границы, внутри которых можно безопасно действовать. Малыш открывает для себя понятия «хочется» и «надо» и должен научиться соотносить с ними свои поступки. Трехлетнему ребенку требуется новая степень самостоятельности, которую родители непременно должны ему дать. То, каким малыш выйдет из кризиса, в значительной степени зависит от вас: без вашей помощи и поддержки ребенок не сможет занять нужное место в большом мире.
Известный советский психолог Лев Выготский выделил основные проявления детского кризиса 3х лет.
- Негативизм.
Ребенок принципиально отказывается делать то, о чем его просят.Причина: о
н не хочет соглашаться с превосходством взрослых.Перейдет в здоровую амбициозность.
- Упрямство.
Малыш настаивает на своем до последнего.Причина: о
н боится показать, что может передумать.Перейдет в уверенность в себе.
- Строптивость.
Ребенок демонстративно отвергает все привычные правила и нормы, которым следовал до 3 лет.Причина: о
н хочет установить новые, «взрослые» порядки. Перейдет в умение следовать своей индивидуальности.
- Своеволие.
Ребенок хочет абсолютно все делать сам.Причина: о
н стремится к полной независимости.Перейдет в здоровую самостоятельность.
- Протест-бунт.
Малыш намеренно делает то, что ему запрещают.Причина: о
н хочет вызвать у окружающих сильные эмоции, пусть даже негативные.Перейдет в силу характера.
- Деспотизм.
Ребенок стремится повелевать родными и друзьями, диктует им правила поведения.Причина: о
н хочет, чтобы с его мнением всерьез считались.Перейдет в умение стоять на своем.
- Обесценивание.
Трехлетний малыш намеренно отвергает все, чем дорожил до наступления кризиса, будь то любимые игрушки или занятия.Причина: о
н хочет расстаться со всеми «младенческими» увлечениями и начать новый этап.Перейдет в гибкость ума.
Нельзя предсказать заранее, сколько точно продлится кризис. Обычно он занимает месяц-полтора, но иногда затягивается на год, особенно если на него наложились другие стрессы. Это может быть переезд, выход в садик, появление младшего братика или сестренки, развод родителей, уход кого-то из близких. Некоторые дети вновь становятся послушными буквально в один день, поведение других меняется постепенно. Если к 4 годам ребенок не вышел из кризиса, стоит проконсультироваться с детским психологом. Но необходимо помнить, что отношение родителей во многом определяет сроки кризиса. Поддерживайте малыша, демонстрируйте свою любовь и понимание, и тяжелый период гарантированно сократится.
Часто родители начинают кидаться в крайности: все разрешать, лишь бы избежать детских истерик, или, наоборот, держать малыша в ежовых рукавицах, чтобы не избаловать. Попробуйте найти золотую середину и показать сыну или дочери, что из каждой ситуации есть несколько выходов. Пусть узнает, что можно попросить, настоять, поискать компромисс, а порой — принять категорический отказ. Все эти инструменты пригодятся вашему чаду для разрешения конфликтов во взрослой жизни. Позвольте ребенку принимать многие решения самостоятельно — конечно, если они не связаны с его здоровьем или безопасностью. Трехлетний малыш вполне может выбрать кашу на завтрак или наряд для похода на утренник. Старайтесь находить компромиссы: например, если ребенок настаивает на мороженом вместо супа, пообещайте ему желанный десерт после еды — и сдержите слово!
Способы помочь малышу легче пережить кризис:
- избегайте приказного тона, который сам по себе вызывает противодействие. Так, вместо «Сейчас мы будем рисовать!» стоит спросить: «Какой карандаш ты выберешь?»;
- старайтесь не делать замечаний ребенку напрямую, а обозначать общие правила. Например, говорите: «Малышей бить нельзя», «Кошек не обижают», «Люди не кусаются»;
- давайте ребенку больше свободы — пусть он сам решает, когда пора уходить с детской площадки, куда пойти гулять и какую шапку надеть на улицу. Будет замечательно, если у малыша появится собственное пространство, будь то отдельная комната или секретный уголок на кухне;
- доводите негативизм ребенка до абсурда — умоляйте его не надевать пижаму, не есть кашу и поскорее сломать все игрушки. Осознав комичность ситуации, малыш перестанет настаивать на своем;
- не пытайтесь «переупрямить» трехлетку, устраивая соревнования в духе «Нет, будет так, как я сказала!». Они лишь портят настроение и отнимают душевные силы;
- как можно чаще показывайте ребенку свою любовь. Поощряйте и хвалите его, когда он того заслуживает;
- не стоит капризничать, обижаться или пытаться переложить ответственность на малыша («Ну что мне с тобой делать, скажи?»). Это выбивает у ребенка почву из-под ног, мешает ему нащупать границы;
- поговорите с родителями, чьи дети недавно прошли через кризис. Их опыт может оказаться очень полезным;
- будьте внимательнее к потребностям ребенка. Очень часто истерики и скандалы имеют под собой банальные причины — малыш перевозбудился, устал, голоден или замерз;
- помогайте ребенку снять напряжение. Для этого отлично подойдут активные игры, шуточная борьба, массаж, совместные танцы.
Ошибки родителей в общении и поведении с детьми.
Постоянно ругать ребенка. Делать это в кризисе легко, но хвалить его за успехи и хорошее поведение необходимо;
Хотеть невозможного. Неразумно всерьез требовать, чтобы трехлетка радостно бежал в детский сад или спокойно сидел в самолете на протяжении нескольких часов;
Ограничивать самостоятельность. Даже если ребенок сделает то, что хочет, медленно и плохо, это станет для него отличным уроком;
Постоянно критиковать за неудачи, особенно в том, чего малыш пытается добиться сам;
Всегда настаивать на своем — это только тренирует упрямство ребенка;
Проявлять насилие. Любого ребенка можно «сломать» и добиться от него полного послушания, но это губительно скажется на его развитии;
Постоянно менять правила и требования, противоречить друг другу в вопросах воспитания;
Использовать сложные термины и категории — например, взывать к совести или чести трехлетки;
Задабривать и подкупать ребенка, чтобы отвлечь его от истерики.
Если родители не в состоянии самостоятельно справиться с проявлениями кризиса, что делать?
Следуетобратиться за помощью к специалистам. Для начала это может быть детский психолог. Какие тревожные признаки указывают на такую необходимость:
-страх самостоятельности и отказ от неё;
-отстранённость от родителей;
-склонность к садизму;
-слишком частые и длительные истерики;
-эмоционально-поведенческие проявления, меняющие физическое состояние ребенка.
Детский психолог проводит психокоррекционную программу по преодолению кризиса.
Она обычно состоит из следующих этапов:
Работа с родителями: прояснение сути кризиса 3 лет и рекомендации, как себя вести. Рассмотрение факторов, усугубляющих и облегчающих кризис. Первые по возможности устраняются, на вторых делается акцент.
Работа непосредственно с ребёнком. Это могут бытьсказкотерапия, песочная терапия,изотерапияи пр. Обычно требуется 5-6 сеансов, в результате которых ребёнок становится более спокойным, а родители приобретают знания, как правильно себя вести в критических ситуациях.
Кризис 3 лет – момент переломный, и важно правильно построить процесс воспитания и способы взаимодействия с ребенком. Явление это нормальное, не стоит его бояться. Но чем доверительнее отношения с матерью, тем сложный период будет пройден легче.
Список использованной литературы
Грэй Джон. Дети с небес. Искусство позитивного воспитания. Москва: Издательство «София», 2007. — 384 с.
Кволс Кэтрин. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания. Санкт-Петербург: Издательство «Весь», 2005. — 288 с.
Сосорева Е. П. 20 сложных ситуаций с детьми от 2 до 7 лет. Проверенные алгоритмы для родителей: как вести себя... Москва: Издательство «АСТ», 2011. — 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3. СОД...
От кризиса до кризиса
Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...
Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка
Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...
Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.
Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению кризиса трёх лет....
Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.
Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...
«Кризис 3-х лет» или «кризис самостоятельности»
Кризис 3-х лет !...
Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"
В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....