ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ-РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ!
консультация
Простые движения пальцев рук помогают убрать напряжение не только с самих кистей, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treniruem_palchiki-razvivaem_rech.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ-РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ!»
«Ум ребенка находится на конце его пальчиков»
Сухомлинский.
Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе, и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.
И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Что же делать? Как помочь ребенку?
С полутора лет ребенка надо учить застегивать пуговицы, манипулировать со шнурками. И лучше всего начинать тренировать эти навыки на специально приготовленных кусочках ткани, например, с пришитыми пуговицами разных размеров и соответствующими по размерам петлями. Так же надо начинать и шнуровку, используя подручный материал или с помощью приобретенных в специализированных магазинах пособий. В этом же возрасте пора брать в руки карандаш и использовать его по назначению. В два годика подарите ребенку конструктор «Лего», хорошо, если он станет другом вашего малыша на долгие годы.
С двух с половиной лет познакомьте малыша с мозаикой - это чудесное изобретение будет сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста.
В три годика пора «подружиться» с ножницами и пластилином и способами работы с ними. И именно в этом возрасте малыш должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга.
К четырем с половиной годам чадо должно уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.
К старшему дошкольному возрасту ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить.
Каждый пaльчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким. А помочь сформировать эти умения и навыки, развить ловкость детских ручек, а значит, и интеллектуальные способности ребенка призваны ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА ДЛЯ РЕБЕНКА 1-3 ГОДА «МОЯ СЕМЬЯ»
- Взрослый читает стихотворение, разжимая кулачок малыша по одному пальчику. После 2,5 лет малыш должен выполнять движения пальчиками самостоятельно.
Этот пальчик -мамочка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - дедушка,
Ну, а этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
На последней строчке малыш трясет раскрытыми ладошками.
- В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки). Например, «Прилетели гули»:
- Прилетели гули, Гули голубочки. (Махать руками, как крылышками)
Сели на головку, на головку дочке. (Положить руки на голову)
Ты, моя дочка, Помаши ладошкой.
Кыш-кыш-кыш! (Махать руками, «прогоняя гулю»)
«Мастера»:
-Сбил, сколотил. (Стучат кулачками одной руки по кулачку другой)
Вот колесо. (Показываем круг обеими руками)
Сел да поехал: (Крутим воображаемым рулем)
«Ах, хорошо!» (Покачиваем головой)
Оглянулся назад (Оглядываемся)
Одни спицы лежат. (Показываем растопыренные пальчики обеих рук)
- Пальчиковая игра для ребенка 1,5-2,5 года «Каждому пальчику свой карманчик». Возьмите перчатки и помогите чаду найти домик каждому пальчику. Обязательно делайте это с удовольствием! Увидите, ребенок будет очень доволен такой игрой.
- Пальчиковая игра для детей 2-3 года «Пальчики здороваются» Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу. «Слоненок» Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу.
«Паучок» Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой — с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают остальные пальцы.
«Моторчик» Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
НЕМНОГО О ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГРАХ
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения — и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите: Здравствуй, пальчик, выходи, На Таню (называете имя своего ребенка) погляди. Вот твоя ладошка — наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки). Bот твоя ладошка — поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.) Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью. Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:
- Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),
- Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),
- Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики) - Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!
- Тянем - потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут — каждый в свою сторону),
- Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),
- Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?
- Тянем -потянем, тянем,- потянем! Ух (расцепили руки, потрясли кистями)! Вытянули репку.
Простые правила игры Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик — они самые ленивые). Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В БЫТУ
• Дайте газету, листы бумаги — пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»);
• Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы — пусть перебирает;
• Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки;
- Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр. Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время. Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
- Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
- Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;
- Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"
«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»...
Тренируем пальчики - развиваем речь
Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....
Мастер-класс для родителей "Тренируем пальчики- развиваем речь"
Здесь представлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей, приведены игры и игровые упражнения, которые обязательно заинтересуют ребятишек, и превратят развитие в увлекательную...
«Тренируем пальчики - развиваем речь».
В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это значит, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее и изобретательнее.Мелкая ручная моторика ...
ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ
Тренируем пальчики - развиваем речь(консультация для воспитателей)Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становле...
"Тренируем пальчики - развиваем речь"
Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с нарушением речи....
ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ-РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ! ср.гр.
Мой материал предназначен для работы с детьми с 4-х лет . Пальчиковые игры с грамматическими заданиями ....