Артикуляционная гимнастика (для детей с 2-х лет)
консультация (младшая группа)
Игры по развитию артикуляционного аппарата для детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_roditeley.docx | 227.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Артикуляционная гимнастика (для детей с 2-х лет)
Дорогие мамы и папы! Как здорово, когда малыш начинает говорить! Особенно, если речь его ясна и чиста. К сожалению, не все родители могут этим похвастаться. Ребёнок может нечётко произносить некоторые звуки, искажать слова. Конечно, с возрастом артикуляционный аппарат развивается, приобретает гибкость и подвижность. Не исключено, что проблемы речи уйдут сами собой, но вероятность появления недостатков в произношении остаётся. Для правильного формирования артикуляционного аппарата необходимо его тренировать, проводить с ним «зарядку» - артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и с детьми более старшего возраста для коррекции и преодоления нарушений речи.
Как построить занятия?
- Прежде, чем разучивать упражнения, уточните с малышом, где у него рот, язык, губы и нёбо («потолочек»).
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребёнка навыки закреплялись.
- Лучше артикуляционную гимнастику делать 2-3 раза в день от 3-5 минут в начале работы до 5-7 минут в дальнейшем. Не следует предлагать больше 2-3 упражнений за одно занятие.
- заниматься нужно с 2-х лет, сидя перед зеркалом, чтобы малыш видел своё лицо и лицо взрослого и мог сравнивать те движения, которые ему показывают, и собственные.
- Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе.
- Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно, 2-е и 3-е упражнения даются для повторения и закрепления.
-Определяйте нагрузку ребёнка в зависимости от его возможностей и заинтересованности.
Сегодня Вашему вниманию предлагаются статические, динамические артикуляционные упражнения для детей 2-х лет, а также простой самомассаж.
Самомассаж:
1. «Замочек»: - улыбнуться;
- спрятать губы
– поджать так, чтобы их не было видно («закрыть замочек»), расслабить губы, слегка разжать их («открыть замочек»);
- удерживать в каждом положении губы по 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз.
2. «Расчёска»:
- слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая;
- затем прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами. Повторить 2-5 раз.
3. «Месим тесто»:
- улыбнуться, приоткрыть рот;
- положить язык на нижнюю губу и пошлёпать его губами, начиная с кончика, продвигаясь медленно вперёд к середине, а затем назад, произнося «пя-пя-пя»;
- повторить движения, покусывая язык, произнося «та-та-та»;
- чередовать эти движения, каждое по 5-10 секунд. Повторить 2-5 раз. Следить, чтобы нижняя губа не заворачивалась внутрь и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, касаться уголков рта.
4. «Смешная песенка»:
- указательным пальцем правой руки перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б…». Движения пальца сверху вниз.
Статические упражнения для губ:
1. «Птенчик»:
- широко открыть рот (3-5 секунд
) – закрыть. Следить, чтобы язык был расслаблен, не втягивался вглубь ротовой полости. Повторить 2-3 раза.
2. «Лягушка»:
- широко улыбнуться, показать зубки («ИИИИИИ…»). Держать губы в улыбке 3-5 секунд. Следить, чтобы прикус был естественным, нижняя челюсть не выдвигалась вперёд. Повторить 2-3 раза.
3. «Слоник»:
- вытянуть губы трубочкой («УУУУУ…). Удерживать губы в таком положении 3-5 секунд. Повторить 2-3 раза.
4. «Бублик»:
- открыть рот, округлив губы рупором, вытягивать их вперёд («ОООО…»). Удерживать губы в таком положении 3-5 секунд. Повторить 2-3 раза.
5. «Шарик»:
- сжать губы, надуть щёки и удерживать их в таком положении 3-5 секунд;
- поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щёчкам. («Шарик лопнул») Повторить 2-3 раза.
Статические упражнения для языка:
1. «Лопаточка»:
- улыбнуться, приоткрыть рот;
- положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10 секунд;
- затем убрать язык и закрыть рот. Повторить 3-5 раз.
2. «Лошадка»:
- пощёлкать кончиком языка, как лошадка копытами. Упражнение выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работал только язык, при необходимости держать подбородок рукой. Повторить 4-6 раз.
Динамические упражнения для губ:
1. «Слоник» и «Лягушка»: - в спокойном темпе поочерёдно выполнять упражнения (улыбка – трубочка), удерживая каждую артикуляционную позу по 2-3 секунды. Повторить движения 4-8 раз.
2. «Поцелуй»:
- губы сомкнуть, вытянуть немного вперёд, втянуть щёки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух (удерживать 2-3 секунды), затем с усилием разомкнуть губы, слегка причмокнув. Следить, чтобы нижняя челюсть была опущена, а губы сомкнуты. Повторить 2-5 раз.
3. «Кучер»:
- закрыть рот, губы сомкнуть;
- достаточно сильно подуть через губы так, чтобы воздушная струя заставила их вибрировать. Дуть следует на одном дыхании как можно дольше. В результате получается звук, похожий на «тпру-у-у». Если не получается выполнить это упражнение, то нужно крепче сомкнуть губы и посильнее подуть через них.
4. «Толстячки-худышки»:
- поочерёдно надувать и втягивать щёки, в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз. Следить, чтобы губы были сомкнуты.
Динамические упражнения для языка:
- «Поймаем мышку»:
– улыбнуться, открыть рот;
– положить широкий язык «лопаточкой» на нижнюю губу, произнести «ААААА…» и прикусить широкий кончик языка зубами («поймали мышку за хвостик»). Повторить 2-5 раз.
2. «Орешки»:
- рот закрыть. Кончиком языка с напряжением поочерёдно упираться то в левую, то в правую щёки. Удерживать язык в каждом положении 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз. Контролировать движения языка, приложив пальчики снаружи к щеке.
3. «Часики»:
- улыбнуться, высунуть изо рта как можно дальше длинный и тонкий язык, плавно двигать его из одного уголка рта к другому и обратно. Проделать 4-8 движений. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть оставалась неподвижной, если необходимо, фиксировать её рукой. Язык должен не облизывать, а передвигаться по нижней губе, не задевая её, от одного уголка рта к другому.
4. «Прятки»:
- приоткрыть рот, улыбнуться;
- положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу («Лопаточка»), а затем отодвинуть язык за нижние зубы
– «язычок спрятался». Рот не закрывать. Выполнить 3-5 движений.
5. «Качели»:
- открыть рот, поднять язычок за верхние зубы, опустить за нижние зубы. Поочерёдно менять положение 4-6 раз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение артикуляционной гимнастики для детей в детском саду
Особое значение звукопроизношение имеет при поступлении в школу....
Общая артикуляционная гимнастика для детей 3 - 4 лет.
Артикуляционная гимнастика для использывания на занятиях по звуковой культуре речи....
Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста "Сказка о веселом язычке"
Для того, чтобы упражнения в артикуляции было интереснее, предлогаю Вам "Сказку о веселом язычке". Сказка поможет детям с интересом выполнять упражнения, развить память и воображение и развивать артик...
Артикуляционная гимнастика для детей
Подобранные упражнения в игровой форме помогут детям развить артикуляционный аппарат....
Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста 3 - 7лет
Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата...
Артикуляционная гимнастика для детей
В статье говорится о значении артикуляционной гимнастики...