"Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у дошкольников в ДОУ"
консультация (средняя группа)

Попова Лариса Анатольевна

Работа по профилактике нарушений осанки и плоскостопия - один из важных факторов укрепления здоровья детей, их всестороннего физического развития. Успешность ее проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте медицинских работников, инструктора физической культуры, воспитателей, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_ploskostopiya_i_osanki.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у  дошкольников в ДОУ»

 Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяютуровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, плоскостопие,  излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

      Медицинские обследования детей дошкольного возраста показывают, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей, наибольший процент составляют отклонения со стороны  опорно-двигательного аппарата, а в частности нарушения осанки и уплощение стоп. Сегодня каждый второй школьник и каждый третий дошкольник имеет плохую осанку.

 Это не только косметическая проблема, но и функциональная, потому что состояние позвоночника по принципу обратной связи отражается на состоянии различных внутренних органов, вызывая сначала дисфункцию, а затем и патологические изменения. Осанка является отражением физического состояния ребенка.

                                                    Правильная осанка  

Привычная поза непринуждённо стоящего человека, с небольшими естественными  изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах – вперёд, в грудном и крестцовом – назад.

 При правильной осанке физиологические      изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены равномерно и симметрично, плечи развёрнуты, ноги прямые.

Наиболее часто встречаются следующие нарушения: искривления позвоночника в виде боковых отклонений (сколиоз), чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость, ассиметричное положение плеч.

      В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста (4 - 7 лет). Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, шеи, бедер, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с  опущенными плечами и согнутой спиной, а также изменение формы стопы.

        Развитию дефектов осанки и плоскостопию способствуют:  

не соответствие росту ребенка мебели, неудобная одежда и обувь (мала, узка, или наоборот велика), неправильные позы и привычки детей ( например: опора при стоянии на одну ногу, чтение или рисование, лежа на боку, или  животе и т.д.); однообразные движения

(отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого – либо груза в одной и той же руке). Нарушения осанки и стоп может  развиваться также из-за частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих организм и ухудшающих физическое здоровье детей.

  Нарушения осанки могут стать причиной изменения положения внутренних органов, их функций:

  • затрудняется работа сердца, легких, ЖКТ;
  • уменьшается  жизненная ёмкость лёгких
  • понижается обмен веществ;
  • появляются головные боли, повышенная утомляемость;
  • снижается аппетит;
  • ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

                                                     Основные задачи:

  • Оздоровление и обеспечение всестороннего физического развития ребёнка.
  • Формирование правильной осанки – задача комплексная, требующая длительного целенаправленного вмешательства, как со стороны специалистов, так и родителей при активном участии самого ребенка.

                                                 Средства решения задач:      

  • утренняя гимнастика;
  • физкультурные занятия;

закаливающие процедуры после сна;

  • дыхательная гимнастика, физкультминутки;
  • физкультура на  воздухе;
  • спортивные развлечения;
  • организация групп дополнительного развития: «Оздоровительная физкультура»  и «ОФП с элементами спортивных и подвижных игр».

                                      Профилактика нарушений осанки

  • Необходима правильная организация общего и двигательного режима.
  • Контроль за осанкой ребенка в течение всего дня (использовать коррекционные стены в группах).
  • Воспитывать правильные привычные позы при занятиях с  игрушками и во время сна (опасна поза «калачиком»). Правильная поза во время сна – прямое симметричное положение туловища.
  • Постель должна быть жесткой, подушка плоской.
  • Менять позы во время проведения занятий (стоя, сидя, лежа).
  • Физминутка – одно из ценных мероприятий в борьбе с утомляемостью детей и длительной нагрузкой на позвоночник.
  • Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Обязательным является наличие жесткого задника, мягкого супинатора и каблука (примерно 0,5 см). 

Упражнения для профилактики нарушений осанки:

1.Упражнение «Ходим в шляпах»
Цели: формирование навыка правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений. Положить на голову легкий груз — «шляпу». Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны

полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходить по залу, сохраняя правильную осанку.

2.Упражнение «Малыши выросли»
Цели: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

И.п. — о.с: ноги вместе, руки опущены. 1 — присесть, обхватить руками колени, голову спрятать (выдох); 2 — подняться на носки, потянуться, руки поднять вверх (вдох). Выполнять 5—6 раз.

3.Упражнение «Кошечка»
Цели:
 укрепление мышечного корсета позвоночника.

И.п.: встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» — спина круглая, голову опустить как можно ниже. «Кошечка добрая, ласковая» — прогнуть спину, голову приподнять.

4.Упражнение «Качалочка»
Цели:
 улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

И.п.: лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.

5.Упражнение «Потягивание»
Цели:
 укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно - мышечного аппарата ног и рук.

 И.п.: лежа на спине, потянуть левую ногу вперед, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе.

 6. «Качалочка»

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте мы тоже попробуем так покачаться!

И.п.: лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.

 

  7. «Стойкий оловянный солдатик»

Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?

И.п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, отдохнуть.

 8. «Самолет»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса.

И.п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны — «полетели самолеты». Удерживать позу 5—10 с, затем отдохнуть. Повторить 3 раза.


 9. «Цапля»

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление опорно-двигательного аппарата.

И.п.: стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на левой ноге. Повторить 3—4 раза.

Когда цапля ночью спит,

На одной ноге стоит.

Не хотите ли узнать:

Трудно ль цапле так стоять?

 А для этого нам дружно

Сделать позу эту нужно.

(2-й вариант: ногу, согнутую в колене, поднять вперед, вверх, под углом.)

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться

10. «Потягивание »

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.

И.п.: лежа на спине, потянуть левую ногу вперед, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе.

11. «Карусель»

Цели: улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов.

И.п.: сесть на пол, поднять прямые ноги вверх. Опираясь руками об пол, поворачиваться вокруг себя с помощью рук. Закружилась карусель.

 

12. «Танец медвежат»

Цели: укрепление мышц нижних конечностей и мышечного корсета позвоночника.

Представьте себе, что вы маленькие медвежата, и решили потанцевать.

И.п. — о.с: положить руки на пояс, выполнять полуприседания. Темп средний.

                                                                 

13. «Кошечка»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника. И.п.: встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» — спина круглая, голову опустить как можно ниже. «Кошечка добрая, ласковая» — прогнуть спину, голову приподнять.

Упражнения для профилактики  плоскостопия

«Качели». Для выполнения этого упражнения ребенка необходимо усадить на гимнастическую скамью, попросив вытянуть ноги с упором пятки в пол. При специальном отсчете в игровой форме, ребенок подтягивает носочки к себе, а потом опускает их в начальное положение.

«Хлопки». Исходное положение ребенка – на гимнастической скамье. Ноги поставлены на пол, а носки разводятся в разные стороны. По команде носки соединяются, выполняя своеобразный хлопок, и отводятся обратно.

«Барабанщик». Сидя на скамье, ребенок отбивает пальчиками ног ритм стишка, предложенного воспитателем.

«Балет». Ребенок должен сесть на гимнастическую скамью, упираясь в нее обеими руками, вытянув обе ноги. Постепенно он подтягивает ноги, одновременно опираясь на пальчики ног. Затем необходимо принять исходное положение, максимально повернув носки внутрь.

«Паучок». Малышу предлагается обхватить пальцами на ногах обруч (гимнастическую палку), а потом медленно передвигаться по нему, не отрывая пальчиков ног, приставными шагами.

«Художник». Исходное положение стоя, руки необходимо положить на пояс. Ногами ребенок должен рисовать различные фигуры, не сходя со своего места.

«Веселый ежик». Упражнение выполняется стоя. Для него понадобится гимнастический мяч, который ребенок будет катать ногами (от носка к пятке) с периодической сменой ног.

«Улитка». Ребенок стоит, приподнимая пальцы ног и подгибая их, упираясь в пол, постепенно передвигаясь. Затем встает на пятки, приподняв носок и наоборот, а затем опускается на полную стопу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей".

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста. Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предра...

Е. И. Подольская Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников

Представлены комплекы по прафилактике нарушения осанки и плоскостопия у старших дошкольников...

Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников. Консультация для родителей.

Здоровый образ жизни семьи, также и наша задача, очень нужно напоминать родителям, что здоровье детей в их руках....

Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у дошкольников

Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки у дошкольников...

Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки у обучающихся дошкольного возраста...