Консультация для родителей «Сущность сенсорного развития детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Сущность сенсорного развития детей раннего возраста»
Ранее детство – время, когда ребенок растет и развивается, с интересом
познает мир.
Оказывая на ребенка целенаправленное воздействие – обучая в игре можно достичь высокого уровня развития творческих, мыслительных способностей, восприятия, воображения, мышления.
Основной принцип обучение детей младшего дошкольного возраста – это принцип наглядности и повторения.
Человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и так далее.
Система, направленная на восприятие, на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятие окружающего мира служит сенсорное воспитание.
Его основная задача – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения в детском саду, школе и для многих видов труда.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка со свойствами предметов. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На втором – третьем году жизни основной задачей в сенсорном воспитании является: научить ребенка выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностей цвета и формы, и об отношении между двумя предметами по величине.
Значимость игры в развитии ребенка.
В раннем детстве ребенок очень любознателен. Удовлетворить детскую
любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. Учиться, играя!
Играть, значит то, что общаясь со своим ребенком, ставить себя как бы на один уровень с ребенком и это вознаграждается блеском любознательных глаз, активностью восприятия, искренней любовь к взрослому.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задания предлагается в игровой форме, дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами.
Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтом сенсорные целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы, величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать: раскладывание предметов на две группы, размещение вкладышей в гнёзда. При решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приёмам сопоставления объектов, например: накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой; прикладывание их друг к другу с уравниваем по одной линии при знакомстве с величиной; прикладывании вплотную при распознании цвета.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью в том, что ребенок добровольно, с удовольствием подчиняется определенным правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Поэтому, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребёнка деятельностью, игра становится школой произвольного поведения; в игре он учиться добиваться цели, контролировать и оценивать себя, правильно действовать.
В детстве игра является важнейшей деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического, психического, умственного развития, становление индивидуальности и формирования детского коллектива, усвоении знаний о свойствах предметов, усвоения и закрепления сенсорных знаний и умений.
Как научить детей играть?
У многих родителей возникает вопрос: «Как правильно научить детей играть?»
Помните главное! Нельзя навязывать малышу свои правила и критиковать тот способ игры, который выбрал ребенок.
Не заставляйте ребенка играть против его воли. Попробуйте перехитрить малыша: начните играть восхищенно и радостно восклицая. Громко и эмоционально озвучивайте все действия, которые вы совершаете например: «Машинка красная поехала у меня прямо в гараж красного цвета и спряталась там тр – тр».
Это привлечет малыша, произведет на него благоприятное впечатление, и он наверняка захочет к вам присоединиться. И снова используйте нехитрый тактический прием. Позвольте взять на себя инициативу в игре, сядьте рядом с ним и начните повторять все действия, которые он совершает. У ребенка возникает ощущение, что это он, а не вы руководите игрой, а это всегда очень приятно и увлекательно для любого ребенка. Главное в детской игре создавать игровую ситуацию. Не секрет, что большинство детей предпочитают играть вместе с мамой или хотя бы в её присутствии. Секрет такой привязанности очень прост: ребенок младше трёх лет чувствует себя безопасно и комфортно только в присутствии мамы или другого близкого человека. Не забывайте хвалить малыша, поощряя любые действия ребенка. Если вы будете поощрять кроху, он постарается чаще играть.
Если вы хотите, чтобы ребенок играл с какой - нибудь определенной игрушкой, другие лучше убрать, чтобы он их не видел. Тогда у него будет меньше шансов отвлечься.
Располагайтесь во время игры напротив малыша, тогда вам будет легче удерживать его внимание.
В возрасте с 2 лет можно усаживать ребенка за столик, чтобы поиграть с ним. Это ограничивает возможность передвижения и помогает сосредоточиться.
В конце игры приручайте ребенка убирать все на место, никогда не оставляйте в комнате раскиданные игрушки. Как это сделать? Превратите уборку в игру. Например: пусть игрушки «запрыгают» в коробку, поэтому что наелись «прыгучих конфет», или соревнуются между собой: кто быстрее окажется в коробке.
Фантазируйте вместе с малышом! Не настаивайте, чтобы он убрал сразу много игрушек. Приручайте его к порядку постепенно. Хвалите если заметите, что он начинает проявлять первые признаки самостоятельности.
Игрушки. Игровой уголок.
У каждого ребёнка должен быть свой уголок. С этим местом у малыша должны быть связаны самые приятные и светлые ассоциации.
Придерживайтесь основных правил, которые нужно помнить при обустройстве детского уголка: комната не должна быть загромождена мебелью и игрушками
игрушки и ящики для них должны располагаться в доступных для него местах в комнате не должно быть опасных предметов, открытых розеток
не держите большое количество игрушек в одном месте, лучше разложить их в несколько коробок, или убрать часть на антресоли, меняя каждые две недели. Тогда игрушки будут восприниматься - как новые и заинтересуют его ещё не раз.
При выборе игрушки для ребенка необходимо помнить о том, что игрушка:
должна быть яркой, красочной, эстетичной (не покупайте игрушки
неестественно ярких, кислотных окрасок).
должна быть приятной на ощупь
соответствовать требованиям безопасности
соответствовать уровню развития и возрасту вашего ребенка.
Учимся и играем
Для лучшего сенсорного развития детей хочу предложить вам ряд игр, которые помогут вашим малышам легко и доступно познакомиться с формой, цветом, величиной предметов.
Игра «Геометрик»
Цель: развивать представление о цвете, координацию движений, умение создавать элементарные постройки из различных геометрических фигур.
Игра «Цветочная мозаика»
Цель: развивать мелкую моторику, формировать умение соотносить части предметов по цвету.
Игра «Пирамидка сияние»
Цель: развивать представление о цвете предметов, координацию движений, умение соотносить части предметов по цвету.
Игра «Ассоциации» «Цвета»
Цель: формировать умение различать цвета и находить предметы одного цвета, способствовать развитию внимания, мышления, развивать наблюдательность.
Игра «Найди дом фигурке»
Цель: развивать умение детей соотносить геометрические формы с их контурами.
Игра «Собери пирамидку»
Цель: развивать умение детей сравнивать предметы по величине, упорядочивать их от самого большого к самому маленькому (по убыванию) активизировать выражения «самый маленький», «самый большой», развивать координацию движения рук под зрительным контролем.
Игра «Вкладыши»
Цель: развивать умение детей соотносить предметы по величине.
Игра «Найди предмет такой же формы»
Цель: закрепить представления детей о геометрических фигурах, формировать умения соотносить предметы по форме, воспитывать выдержку, развивать умения выслушивать ответы своих товарищей, выполнять действия в соответствии с указанием взрослого.
Игры «Петушиный хвост», «Спрячь зайку», «Разноцветные гномики»,
Спрячь мышку».
Цель: формировать умения детей соотносить предметы по цвету, называть цвета (красный, синий, зеленый).
Игры «Три медведя», «Поможем поросятам», «Ежики и грибочки»,
«Уточки и мячи».
Цель: развивать умения детей соотносить предметы по величине, активизировать выражения «большой», «маленький».
Игры «Дом для птички», «Сделай узор», «Орнамент».
Цель: развивать умения детей соотносить предметы по форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитани...
Консультация для родителей : Тема "Сенсорное развитие детей раннего возраста ".
Консультации для родителей раннего возраста....
Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...
Консультация для родителей "Особенности сенсорного развития детей раннего возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на сенсорное развитие детей раннего возраста.
Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно - двигательного, слуховог...
Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин
Консультация для родителейТема:«Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Койносова Е. С.МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин ...