Консультация для родителей «Сущность сенсорного развития детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Ковальчук Ольга Иосифовна

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Сущность сенсорного развития детей раннего возраста»
Ранее детство – время, когда ребенок растет и развивается, с интересом
познает мир.
Оказывая на ребенка целенаправленное воздействие – обучая в игре можно достичь высокого уровня развития творческих, мыслительных способностей, восприятия, воображения, мышления.
Основной принцип обучение детей младшего дошкольного возраста – это принцип наглядности и повторения.
Человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и так далее.
Система, направленная на восприятие, на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятие окружающего мира служит сенсорное воспитание.
Его основная задача – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения в детском саду, школе и для многих видов труда.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка со свойствами предметов. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На втором – третьем году жизни основной задачей в сенсорном воспитании является: научить ребенка выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностей цвета и формы, и об отношении между двумя предметами по величине.

Значимость игры в развитии ребенка.
В раннем детстве ребенок очень любознателен. Удовлетворить детскую
любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. Учиться, играя!
Играть, значит то, что общаясь со своим ребенком, ставить себя как бы на один уровень с ребенком и это вознаграждается блеском любознательных глаз, активностью восприятия, искренней любовь к взрослому.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задания предлагается в игровой форме, дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами.
Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтом сенсорные целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы, величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать: раскладывание предметов на две группы, размещение вкладышей в гнёзда. При решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приёмам сопоставления объектов, например: накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой; прикладывание их друг к другу с уравниваем по одной линии при знакомстве с величиной; прикладывании вплотную при распознании цвета.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью в том, что ребенок добровольно, с удовольствием подчиняется определенным правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Поэтому, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребёнка деятельностью, игра становится школой произвольного поведения; в игре он учиться добиваться цели, контролировать и оценивать себя, правильно действовать.
В детстве игра является важнейшей деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического, психического, умственного развития, становление индивидуальности и формирования детского коллектива, усвоении знаний о свойствах предметов, усвоения и закрепления сенсорных знаний и умений.

Как научить детей играть?
У многих родителей возникает вопрос: «Как правильно научить детей играть?»
Помните главное! Нельзя навязывать малышу свои правила и критиковать тот способ игры, который выбрал ребенок.
Не заставляйте ребенка играть против его воли. Попробуйте перехитрить малыша: начните играть восхищенно и радостно восклицая. Громко и эмоционально озвучивайте все действия, которые вы совершаете например: «Машинка красная поехала у меня прямо в гараж красного цвета и спряталась там тр – тр».
Это привлечет малыша, произведет на него благоприятное впечатление, и он наверняка захочет к вам присоединиться. И снова используйте нехитрый тактический прием. Позвольте взять на себя инициативу в игре, сядьте рядом с ним и начните повторять все действия, которые он совершает. У ребенка возникает ощущение, что это он, а не вы руководите игрой, а это всегда очень приятно и увлекательно для любого ребенка. Главное в детской игре создавать игровую ситуацию. Не секрет, что большинство детей предпочитают играть вместе с мамой или хотя бы в её присутствии. Секрет такой привязанности очень прост: ребенок младше трёх лет чувствует себя безопасно и комфортно только в присутствии мамы или другого близкого человека. Не забывайте хвалить малыша, поощряя любые действия ребенка. Если вы будете поощрять кроху, он постарается чаще играть.
Если вы хотите, чтобы ребенок играл с какой - нибудь определенной игрушкой, другие лучше убрать, чтобы он их не видел. Тогда у него будет меньше шансов отвлечься.
Располагайтесь во время игры напротив малыша, тогда вам будет легче удерживать его внимание.
В возрасте с 2 лет можно усаживать ребенка за столик, чтобы поиграть с ним. Это ограничивает возможность передвижения и помогает сосредоточиться.
В конце игры приручайте ребенка убирать все на место, никогда не оставляйте в комнате раскиданные игрушки. Как это сделать? Превратите уборку в игру. Например: пусть игрушки «запрыгают» в коробку, поэтому что наелись «прыгучих конфет», или соревнуются между собой: кто быстрее окажется в коробке.
Фантазируйте вместе с малышом! Не настаивайте, чтобы он убрал сразу много игрушек. Приручайте его к порядку постепенно. Хвалите если заметите, что он начинает проявлять первые признаки самостоятельности.

Игрушки. Игровой уголок.
У каждого ребёнка должен быть свой уголок. С этим местом у малыша должны быть связаны самые приятные и светлые ассоциации.
Придерживайтесь основных правил, которые нужно помнить при обустройстве детского уголка: комната не должна быть загромождена мебелью и игрушками
игрушки и ящики для них должны располагаться в доступных для него местах в комнате не должно быть опасных предметов, открытых розеток
не держите большое количество игрушек в одном месте, лучше разложить их в несколько коробок, или убрать часть на антресоли, меняя каждые две недели. Тогда игрушки будут восприниматься - как новые и заинтересуют его ещё не раз.
При выборе игрушки для ребенка необходимо помнить о том, что игрушка:
должна быть яркой, красочной, эстетичной (не покупайте игрушки
неестественно ярких, кислотных окрасок).
должна быть приятной на ощупь
соответствовать требованиям безопасности
соответствовать уровню развития и возрасту вашего ребенка.
Учимся и играем
Для лучшего сенсорного развития детей хочу предложить вам ряд игр, которые помогут вашим малышам легко и доступно познакомиться с формой, цветом, величиной предметов.
Игра «Геометрик»
Цель: 
развивать представление о цвете, координацию движений, умение создавать элементарные постройки из различных геометрических фигур.
Игра «Цветочная мозаика»
Цель:
 развивать мелкую моторику, формировать умение соотносить части предметов по цвету.
Игра «Пирамидка сияние»
Цель:
 развивать представление о цвете предметов, координацию движений, умение соотносить части предметов по цвету.
Игра «Ассоциации» «Цвета»
Цель: 
формировать умение различать цвета и находить предметы одного цвета, способствовать развитию внимания, мышления, развивать наблюдательность.
Игра «Найди дом фигурке»
Цель: 
развивать умение детей соотносить геометрические формы с их контурами.
Игра «Собери пирамидку»
Цель: 
развивать умение детей сравнивать предметы по величине, упорядочивать их от самого большого к самому маленькому (по убыванию) активизировать выражения «самый маленький», «самый большой», развивать координацию движения рук под зрительным контролем.
Игра «Вкладыши»
Цель: 
развивать умение детей соотносить предметы по величине.
Игра «Найди предмет такой же формы»
Цель:
закрепить представления детей о геометрических фигурах, формировать умения соотносить предметы по форме, воспитывать выдержку, развивать умения выслушивать ответы своих товарищей, выполнять действия в соответствии с указанием взрослого.
Игры «Петушиный хвост», «Спрячь зайку», «Разноцветные гномики»,
Спрячь мышку».
Цель: 
формировать умения детей соотносить предметы по цвету, называть цвета (красный, синий, зеленый).
Игры «Три медведя», «Поможем поросятам», «Ежики и грибочки»,
«Уточки и мячи».
Цель:
 развивать умения детей соотносить предметы по величине, активизировать выражения «большой», «маленький».
Игры «Дом для птички», «Сделай узор», «Орнамент».
Цель: 
развивать умения детей соотносить предметы по форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитани...

Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Консультация для родителей на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно - двигательного, слуховог...

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Койносова Е. С.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин    ...