Консультация для родителей. Значение игрушки в жизни детей.
консультация (старшая группа)

Юлия Фуатовна Ильясова
 
Значение игрушек в жизни ребёнка переоценить невозможно, ведь именно игра 
является ведущей деятельностью дошкольника. Детство -это время игр. Самых разных: 
обучающих и на первый взгляд глуповатых, подвижных и требующих сосредоточенности 
и терпения.  Все они развивают маленького человека, помогают ему познавать мир, 
учиться  строить  взаимоотношения,  примерять  на  себя  различные  социальные  роли. 
Некоторы
е игры требуют большого «реквизита», а для некоторых подойдет любая мелочь, 
попавшаяся под руку. В детстве игра - это не развлечение, это серьезная работа по
исследованию окружающего пространства. И  взрослым, следует относиться к ней с 
уважением.  К  двум  годам  ребёнок  уже  прекрасно  владеет  умением  обращаться  с 
предметами, знает, как ими пользоваться. Он проигрывает отдельные сюжеты: кормление 
кошечки, одевание куклы, транспортировка кубиков в автомобильчике. В течение года 
игры усложняются и наполняются новым содержанием: ребенок учится брать на себя 
роли - мамы, папы, больного, доктора, водителя.
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и 
обучения  ребенка,  она  способствует  освоению  им  опыта  человеческой  деятельности. 
Игр
ушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, 
узнать  назначение  которых,  и  освоить  различные  действия,  с  которыми  надлежит 
познакомиться ребёнку. Игра как форма организации детской жизни, важна тем, что 
служит психологии ре
бенка и его личности.
Игра и игрушка  неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни 
игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей 
участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателям
и, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все 
они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.
Игра для ребёнка - очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре 
малыша  элементы  подготовки  к  будущим  трудовым  процессам  и  соответственно 
направлять их, принимая в этом участие. Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы 
ребенку можно было организовать игру.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению 
игрушки: 
сюжетные  (куклы,  фигурки  животных,  мебель,  посуда);  технические 
(транспортные,  конструкторы,  технические  агрегаты);  игрушки – «орудия  труда» 
(совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства 
труда взрослых); игрушки- забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для 
детей всех возрастов.
Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, 
большие  легко  трансформирующиеся  конструкторы  для  строительства  способствуют 
борьбе с гиподинамией, учат реб
ёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть
маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех 
сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в 
положении сидя и стоя. Подвижные игры в
о дворе требуют игрушек крупных, мелкие не 
годятся.
Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с 
ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек 
способствовал  формированию  у  ребёнка  правильных
представлений  об  окружающем. 
Желательно,  чтобы  игрушки  вносил  в  игру  взрослый.  Он  заинтересовывает  ребёнка 
сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой 
игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка
полна смысла.
Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью 
игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом 
возрасте  особенное  значение  приобретают  те  предметы,  которые  в  практической 
педагогике  принято  именовать  атрибутами:  всевозможные  шапочки.  Бусы,  фартуки, 
халаты.  В  этот  период  необходимы  игрушки,  отражающие  специфику  той  или  иной 
профессии. Для капитана не так  важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, 
бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, 
и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими 
пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и 
«папы». Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для 
этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда,
шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий 
уровень  интеллекта  ребёнка,  развитие  его  фантазии. К  сожалению,  не  все  взрослые 
понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, 
бросового материала. Большое  влияние  на  эмоциональное  отношение  к  игрушке  оказывает  фактура 
материала.  Дети  избирательно  относятся  к  игрушкам,
изображающим  одно  и  то  же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные 
эмоции, стимулируют ребёнка на игру. С помощью правильно подобранной фактуры 
игрушки  у  ребёнка  легче  вызвать  положительные  эмоции:  доброжелательность, 
сочувствие, радость. Нельзя забывать о народной игрушке, в которой отображена народная мудрость, 
веселая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем чему -то научить. 
Народные дидактические игрушки, как и все русское народное искусство, составляют 
национальное достояние народа -дар народа малым детям. Особенно важно то, что в 
жизненном предметном содержании народной дидактической игрушки ясно и отчетливо 
выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребенка
Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу 
и не допускает забавы, игры.Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые 
сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость 
играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя 
один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей.
Естественно, после игры он будет  излишне  подвижным,  раздражительным,  «крикливым».  Но  такая  же  игра  в 
коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.
 
 
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение лепки в жизни детей"

                                                      ...

Консультация для родителей: "Значение игрушки в жизни ребенка"

Консультация для родителей: "Значение игрушки в жизни ребенка"...

Консультация для родителей "Значение игрушки в жизни ребёнка"

Давайте вспомним наше детство, Что происходит сразу? Конечно, тёплые мамины руки, и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. - у каждого своё). Именно с игрушками у большинства людей ассоции...

Консультация для родителей «Значение игрушки в жизни ребенка».

Консультация для родителей «Значение игрушки в жизни ребенка»....

Консультация для родителей "Значение игрушки в жизни ребенка"

Консультация для родителей "Значение игрушки в жизни ребенка"...