Консультация для родителей "Рефлексивный круг"
консультация (средняя группа)

Дашкина Эльмира Аминулловна

Консультация для родителей "Рефлексивный круг"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Ежедневный рефлексивный круг"

В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» программы  «Золотой ключик» (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др.), «Утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т.Н. Доронова и др.),  педагогическая технология  «Ежедневный рефлексивный круг»  Наталии Петровны Гришаевой (руководитель  инновационной площадки по социализации дошкольников ДОО Академии образования, старший научный сотрудник  ИС РАН (института социологии Российской академии наук)).

«Ежедневный рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности детей. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.

 «Ежедневный рефлексивный круг» - направлен на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развитие умения выражать свои чувства и переживания публично.

«Рефлексивный круг» – это одна из форм работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным. «Рефлексия» от лат. - «Обращение назад, на себя» - это особая активность человека, направленная на осмысление собственных действий и состояний самопознания, на самораскрытие своего внутреннего мира.

Задачи педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг» следующие:

- сплочение детского коллектива;

- формирование умения слушать и понимать друг друга;

- формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

- обсуждение планов на день, неделю, месяц;

- развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;

- привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

Принципы организации «Ежедневного  рефлексивного круга»:

- Рефлексивный круг основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлексивности.

- Принцип открытости  обозначает право свободного высказывания и отношения к высказываниям других.

- Принцип диалогичности заложен в самой форме рефлексивного круга (правила ведения диалога).

Реализация принципа рефлексивности заключается в предоставлении каждому ребёнку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств (мыслей, идей, гипотез и пр.), для восприятия и понимания других людей.

В «Рефлексивном кругу» для ребенка раскрывается ряд возможностей: возможность для общения, возможность для проявления самостоятельности,  возможность самоорганизации, возможность свободы и ответственности, возможность для сотрудничества.

Когда проводится «Ежедневный рефлексивный круг».

«Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком или после сна со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 минут и менее, а в подготовительной к школе – 10-20 минут. Если того требуют обстоятельства, например в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться еще раз сразу после происшествия – «экстренный круг», после события, мероприятия. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени), поставить в центре круга свечу, которую дети будут передавать друг другу во время ответов на вопрос. Желательно чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя, пользуясь этой технологией для обсуждения своих проблем.

Темы «Ежедневных рефлексивных кругов».

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга», можно распределить на несколько тем.

Творческие - развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы  по воображению.

Личностные -  способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых.

Событийные – осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее).

Понятийные – представление о взаимоотношениях, о собственном состоянии   (что такое дружба, добро,  счастье, радость, смелость и т. д.).

С чего же начать подготовку к ежедневному рефлексивному кругу?

1. Выбор удобного места.

Место, где можно расположиться всей группой, где дружный кружок не будет мешать.

Дети образуют круг, сидя на ковре (на подушечках, ковриках, которые дети сделали вместе со своими родителями).

2. Согласование сигнала.

Необходимо выбрать сигнал, который будет возвещать о начале «Ежедневного рефлексивного круга». Можно использовать звук колокольчика или металлофона, песенку или ритмичные хлопки.

3. Продумывание вопросов для «Ежедневного рефлексивного круга»

Ещё одно подготовительное действие – подбор организующих вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, формированию навыков общения. Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга» должны соответствовать выбранной теме.

4. Размещение участников «Рефлексивного круга»

Например: рядом с другом, рассаживаются по росту, чередуя, девочка – мальчик и т. д.

 «Ежедневный рефлексивный круг» может включать в себя примерные компоненты:

1. Приветствие.

2. Игра.

3. Обмен новостями.

4. Динамическая пауза.

5. Обсуждение проблемных ситуаций.

Общее время и время отдельных частей «Ежедневного рефлексивного круга» подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются. Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями займет все время.

Приветствие.

Приветствие адресовано каждому, кто находится в кругу. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Можно приветствовать всех детей одновременно.  Приветствия необходимо постоянно разнообразить, чтобы поддержать интерес детей.

Виды приветствий:

- приветствия с действиями (помахать открытой ладонью, улыбнуться соседу и т.д.), стихотворные приветствия, приветствия с передачей предмета, приветствия с использованием фотографий детей. приветствия с комплиментом.

Игра.

 «Ежедневный рефлексивный круг» должен проходить быстро, легко, по-деловому. Поэтому игры должны проводиться как игры, а не как учебные действия. Могут быть использованы любые игры, не требующие большой подвижности: пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки, игры-шутки, пение, слушание, загадки, скороговорки, элементы тренинга, психогимнастика.

Обмен новостями.

Обмен новостями - часть «Ежедневного рефлексивного круга», пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Каждому воспитателю приходится сталкиваться со стремлением детей поделиться своими новостями – домашними событиями, удачами-неудачами, детскими обидами и достижениями. Обмен новостями в «Рефлексивном кругу» – высказывания всего, что переполняет душу ребенка.

Правила общения.

В начале «Ежедневного рефлексивного круга» важно определить правило очередности высказываний. Так как высказаться хочется, если не всем, то многим, стоит изначально обсудить и ввести правило: «Говорим по одному», или «Внимательно слушаем, друг друга», или «Говорит только тот, у кого в руках микрофон (волшебная палочка, мячик)».

С помощью педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг»  в группе создается доверительная обстановка, позволяющая детям проявить свои  чувства  и  говорить о них, воспитывает навыки эмпатического (способность сопереживать)  общения, умение принять и выслушать другого человека; развивает способность  понимать себя самого, осмысливать собственные действия, формирует сплоченность группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Круг детского чтения"

В наши дни особенно актуален вопрос, как приобщить детей к чтению. Чтобы воспитать читателя в ребенке,  сами родители должны проявлять  интерес к книге, чтению, знать, что ребенка интересует...

Консультация "Музыка в кругу семьи"

Советы родителям по музыкальному воспитанию в семье....

Консультация для родителей «Круг детского чтения»

Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста и...

Консультация: "Игротека в кругу семьи"

Предлагаются игры, которые помогут вашему ребенку, сделать речь богаче и разнообразнее....

Консультация «Технология «Утренний круг: организация, специфика»

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционал...

Консультация для родителей «Круг детского чтения от 1 до 3 лет»

Консультация для родителей«Круг детского чтения от 1 до 3 лет»...