Работа с родителями
консультация
Театральная деятельность в детском саду, виды театра, как создать театр дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Театральная деятельность | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема дошкольного образования и воспитания сегодня ставит перед педагогами дошкольных учреждений новые и более усложненные задачи, основной из которых является задача, не потерять смысл всего образовательного процесса – обучение детей через игру. Вся жизнь дошкольника насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем его мире, законах общества, в котором ему предстоит жить, но и учится выстраивать взаимоотношения с другими людьми, сверстниками и взрослыми. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности, побуждающая к импровизации, воплощению образов, подражанию звуков и предметов. Большую часть времени ребенок пребывает в детском саду и играя свою роль, параллельно ищет свое место в обществе.
Гармоничное формирование личности ребенка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому, в дошкольных образовательных учреждениях, особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативные задатки каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определенных программой, с гораздо большей продуктивностью. Музыкальному руководителю следует с особой тщательностью подойти к выбору подходящих видов театрализованной деятельности, тематических занятий и методике их проведения. Занятия по театрализованной деятельности способствуют общему развитию ребенка, проявлению любознательности, ассоциативного мышления, эмоционального отклика. Кроме того, это требует от дошкольника трудолюбия, систематичности в работе, умению увидеть в простом, нечто интересное, что способствует реализации его духовных сил и творческих способностей, раскрытию его творческого потенциала.
Процесс вовлечения детей в творческую активность должен быть увлекательным для самого педагога, а для ребенка он должен создавать ситуацию успеха. Для этого необходимо организовать образовательную среду и условия для самостоятельного детского творчества. Это и предметно-пространственная среда группы, и театрализованные представления в ДОУ, и создание «внезапных» сказочных моментов в повседневной жизни, через привлечение театральных героев. Кукла, для детской фантазии, наделена особой магией. Куклу можно потрогать, изменить голос, характер, поменять сюжетную линию всей сказки, по-своему усмотрению и т.д.
Театрализованная деятельность в ДОУ является важным компонентом дошкольной образовательной программы, цели и задачи которой, можно реализовать через познавательную, эмоциональную и творческую активность ребенка. Это обширная область творческой деятельности детей и взрослых, гармонично вписывающаяся в любой педагогический процесс – будь то занятие, развлечение, игра и т.д. Однако, наиболее активно элементы этого вида работы применяются на некоторых из них.
Развитие речи. На занятии малыши учатся правильно интонировать, подражать голосу персонажа, вырабатывают чистую артикуляцию. А также учатся не только говорить сами, но и слушать собеседника, вести диалог.
Музыкальные занятия. На этом занятии восприятие, слово и картинка сочетаются с движением, что создает в восприятии ребенка целостную картину сюжета театрализованной постановки. Это может быть одна игра со всей группой, а может быть постановка, связанная с каким-то определенным разделом музыкального занятия, например - слушание.
Комплексные занятия. Музыка, художественная деятельность и театр тесно взаимосвязаны, и поэтому это синкретические, т.е. взаимопроникающие виды искусства, оказывающие огромное влияние на эмоциональные стороны развития ребенка. Комплексные занятия могут проводиться и с несколькими педагогами одновременно: музыкальный руководитель и педагог по ИЗО, воспитатель, логопед и музыкальный руководитель, хореограф и воспитатель.
Самостоятельная деятельность. Самостоятельная деятельность применяется, как элемент активности в рамках других занятий, и в том числе, как отдельный вид работы. Педагог не вмешивается в процесс игры, а только наблюдает за творчеством детей. Такой вид деятельности доступен для детей более старшего возраста и применяется во время игр, подготовки и проведения утренников. Реже дети, более младшего возраста, проявляют творческую активность.
Занятие по экологии. На таком занятии используются куклы, изготовленные из природного материала, а также может быть и сам процесс изготовления декораций для театрализованного представления.
Театр, как один из самых доступных и понятных детям видов искусства способствует повышению общей культуры ребенка и формированию правильной модели его поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действа, так и его участниками. Мы, как педагоги понимаем, что не все дети умеют выразительно говорить перед большой аудиторией. Но навык выразительной речи можно развить в детях путем привлечения их к выступлениям, вовлечения к озвучиванию сказок и игре. Через театрализованную деятельность ребенок может решить какие-то проблемные ситуации из своей жизни (робость, застенчивость), озвучивая определенного персонажа.
Рассмотрим, какие виды театра бывают в детских садах и какие применяют в своей работе педагоги в нашем дошкольном учреждении.
- Театр на стенде. Для такого театра необходима поверхность, на которую будут закрепляться фигурки и декорации. Это может быть магнитная доска, фланелеграф. Фигурки можно напечатать на самоклеящейся пленке, а сзади к фигурке прикрепить магнит. Доска, где будет разворачиваться представление должна быть металлическая. На фланелеграфе фигурки прикрепляются с помощью липкой ленты.
- Театр на столе. Фигурки должны быть не большие, например, из бумаги, картона, природного материала, резиновые.
- Театр на полу. Дети остаются зрителями, т.к. марионетками управлять сложно, в театре играю взрослые.
- Театр наручный. Перчатку с изображением персонажа надевают на всю руку или на отдельный палец.
- Театр «Верховой». Куклы в таком театре будут двигаться выше человеческого роста на ширме и управляться с помощью специальной трости или руки. Термин «Верховой театр» был введен русскими кукловодами в ꓫꓦꓲ веке.
- Театр живых кукол. Такой вид театра используется на праздниках и развлечениях. К нему относятся театр кукол-великанов, платочный и масочный театр.
- Кукольный театр теней, теневой театр рук, теневой театр человека. Такой вид театра создает таинственную атмосферу, т.к. проводится в затемненном помещении.
- Костюмированные представления. Дети перевоплощаются в героев сказки или представления с помощью костюмов и передают образ героя с помощью текста, мимики и жестов. Такой вид театра требует тщательной подготовки и обычно используется в больших представлениях и открытых мероприятиях.
К традиционным видам театра можно добавить необычные «нетрадиционные» виды театрализованной деятельности. Куклы для таких видов театра окружают нас в повседневной жизни. Например, театр с посудной полки. Все, что можно найти на кухне подойдет и в постановке необыкновенных представлений: ложки, тарелки, чайники, кружки, лопатки и т.д. это все ребенок, в своем воображении, превращает в куклы.
Существует театр из пластиковых бутылок. На бутылку надевают куклу, сшитую из материала или только голову от куклы, на остальную часть бутылки надевают платье или юбочку. Еще вариант, бутылку «превращают» в персонажа, приклеивая лицо, руки и ноги, создавая из основной части бутылки туловище куклы. Тот же принцип создания кукол из скорлупы яиц: либо яйцо будет головой куклы, либо ее туловищем. Этот театр очень хрупкий и требует особой осторожности как при создании, так и при постановке сценок.
В творческой работе детского сада можно также использовать театр на CD дисках. На основу приклеивают «гапит», это трость для вождения куклой, а театрализованное представление проходит за ширмой. Для создания кукол нужны CD диски, клей, картон, ткань, нитки, бусины и, конечно, фантазия педагога.
Для представлений в группе будет интересен и театр на камнях, которые используются, как для изготовления персонажей, так и для атрибутов. В постановке сказки «Три поросенка», весь спектакль был нарисован на камешках разной величины. Вместо ширмы использовался стол с песком, а камни перед покраской и рисованием грунтовались.
Интересной оказалась задумка с нарисованной по сюжету книгой. На фоне разных иллюстраций разворачивалось театральное действие сказки «Красная шапочка», где, перелистывая страницы, мгновенно менялись декорации представления.
Атрибутика театрального действия играет не последнюю роль в постановке любого спектакля. Крупные объекты создают общий вид представления, а мелкие детали, костюмы, маски, посуда и атрибуты передают зрителю атмосферу и колорит сценического действа. Перед постановкой сцены можно не только обсудить с детьми, что будет в сказке, но и самим сделать декорации и костюмы. Для этого привлекаются родители воспитанников, особенно, если это большое представление или спектакль. Дети и сами с удовольствием придумывают и изготавливают кукол и декорации к спектаклям.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он создает что-то новое, ищет пути и способы решения задач нетрадиционным способом, экспериментирует с идеями и познает окружающий мир. Театральная деятельность в детском саду является продуктивным средством в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Это не только эффективное средство для всестороннего развития личности дошкольников, но и положительный эмоциональный отклик на игровую деятельность. Огромную роль здесь играет увлеченность и грамотный подход к работе всего педагогического коллектива, совместно с родителями воспитанников. В их силах сделать образовательный процесс увлекательным и интересным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...