Консультация для родителей «Секреты общения с ребенком в семье»
консультация
Общение ребенка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, которые существуют в человеческом обществе. Все это освоить он может только в общении с другими людьми – носителями человеческого опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_obshchenie.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Секреты общения с ребенком в семье»
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основная и первоначальная функция речи – это коммуникативная.
Общение ребенка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, которые существуют в человеческом обществе. Все это освоить он может только в общении с другими людьми – носителями человеческого опыта. Истории известны факты, когда маленькие дети были лишены общения с близкими людьми, это дети – маугли. Такие дети не владели способами общения с близкими людьми, способами социального поведения, обнаруживали низкий уровень психического развития и практически не могли адаптироваться в человеческом обществе. Дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушает формирование личности ребенка. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеют для него контакты с взрослыми членами семьи.
В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищённости, уверенности в себе. Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показали, что трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Исследования показали, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. В результате из поколения в поколение происходит социальное исследование стиля общения. Большинство родителей воспитывает своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Как же надо общаться с ребенком?
Прежде всего принимать ребёнка – любить не за то, что он красивый, умный, способный, а за то, что он ваш, за то, что он есть! Психологи доказали, что потребность в любви - одна из самых фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы говорите ребенку, что он вам дорог, нужен, что он просто хороший и сопровождаете это приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, для хорошего самочувствия нужно не менее восьмио бъятий в день! Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен, близок.
В каждом возрасте для ребенка существует определенный круг дел, с которым он может справиться. За пределами этого круга есть дела, доступные для ребенка, только при участии взрослых или недоступные вообще. По мере развития ребёнка увеличивается и круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно. Завтра ребёнок будет делать сам то, что сегодня делал вместе со взрослыми. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Возьмите на себя то, что сегодня не может делать ребенок. При возникшем непослушании - выяснить причину его. Тон – главное условие успеха. Не следует занимать позицию над ребёнком. Здесь хорошо помогают - картинки для напоминания, список дел, панорама добрых дел, записки от любимого героя.Излишняя заботливость родителей тоже вредна. Когда родители соглашаются «платить» деньгами, вещами, удовольствием, если ребенок будет делать то, что от него хотят.
Этот путь опасен и малоэффективен. Ребенок начинает требовать все больше и больше, а обещанных изменений в поведении не происходит. Важно помнить, что личность ребенка и его способности развиваются в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
Дети всему учится в общении с взрослыми. Это создаёт фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям, - конечно же, всё это оставит неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мысли человека.
Мы с вами должны стремиться к умению слушать другого, стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень не многие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Нам требуется умение и усилие, чтобы одновременно и общаться и наблюдать, и слушать.
Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, т.е. осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими и всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему, если начнете прививать навыки общения уже сейчас. Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им можете дать только вы – их родители.
В дошкольном возрасте ребёнок лишь «ищет» характерные для него способы отношения с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Общение приносит ребёнку массу положительных радостных переживаний. Лишённый общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется.Замедляется и искажается всё психическое развитие. Если вы понимаете ребёнка, реагируете на его неудачи или наоборот успехи; если помогаете ему избавиться от чего-то, что мешает ему; если его любят, разговаривают с ним, и играют, то он понимает, что мир – это безопасное место, и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении с любящими взрослыми, он вырастает, испытывая недоверие ко всему миру. Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. Уже в младенчестве у детей формируется чувство доверия, или недоверия, к окружающему миру, к людям, вещам, явлениям и при дефиците внимания, любви, ласки при жестком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.
Доверие к ребёнку, умение взрослого прощать малышу большие и малые прегрешения, поручения детям посильных трудовых задач, воспитание младших – вот истоки морали бескорыстия и доброты. По мере того как у ребят развиваются способности к совместным действиям и умения общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительным. Успех среди партнёров по игре в немалой степени зависит от ощущения безопасности и удовлетворенности, которые знакомы детям по их общениям с отцом и матерью. Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они отражение индивидуальности человека его внутреннего состояния (интерес, радость, удивление, стыд, страх…).
Если преобладает отдельная эмоция у ребёнка, то это и определяет характер его поведения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилить. Будьте всегда внимательны ко всем проявлениям чувств и желаний собеседника. Это позволит не только общаться с взрослыми людьми, но и найти настоящих друзей в лице ваших малышей.Активно подключайте выразительные мимические средства, помните, что ваши жесты, мимика, пантомимика – наши первые помощники в общении.
Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность, мимика жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности. Возможность выражать свои чувства и мысли по средствам мимики способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понимать своего собеседника, но и привносить определённую живость в общении друг с другом. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у ребенка культуру жеста. Жесты, а также интонации должны лишь эмоционально дополнять его речь. Это ласка, нежное прикосновение, выражение несогласия. Вам необходимо обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для общения с вами.Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.Ваш ребенок будет говорить, так как его домашние. Вам наверняка приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!» Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает и понимает гораздо больше, чем может сказать.
Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему. Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша, умению думать и говорить, но не менее активную роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребёнку.
У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели. Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.
Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым, в первую очередь матерью. Материнская любовь вызывает у малыша ответное теплое чувство.
Успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Секреты общения с ребенком в семье"
Памятки для родителей...
Консультация для родителей:"Секреты общения с ребенком в семье"
ВАЖНАЯ ЧАСТЬ И ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ-РОДНЫЕ ОБЪЯТИЯ И ВО ВРЕМЯ ПОСТАВЛЕННАЯ ПАУЗА........
Консультация для родителей "Секреты общения с ребенком в семье".
Консультация рассказывает о том, как можно общаться с ребенком дома....
Консультация для родителей «Секреты общения с ребенком в семье».
Как родителям построить нормальные отношения с ребенком?Как общаться с ребенком?Что делать, если ребенок не слушается, раздражается?...
Консультация для родителей «Секреты общения с ребенком в семье».
В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные длянего способы отношения к окружающим, у него вырабатывается устойчивыйличностный стиль и появляется представление о самом себе.Поэтому, уваж...
Консультация для родителей «Секреты общения с ребенком в семье»
Консультация для родителей«Секреты общения с ребенком в семье»«Через сказку, фантазию, игру, Неповторимое детское тво...
Консультация для родителей «Секреты общения с ребенком в семье»
Ребенок всему учится в общении со взрослыми. От того, как человекчувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив, не вызвав агрессии,зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень нем...