Возрастные особенности детей 5-6 лет
консультация (старшая группа)

Прокопчук Наталья Анатольевна

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстникамиВозраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением. Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5—6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5—6 слов. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления.

Главная особенность возраста: изменяются представления ребёнка о себе, они включают не только характеристики ребёнка в настоящем времени, но и те качества, которыми он хотел бы обладать в будущем. В характеристиках «будущего ребёнка» проявляются усеваемые детьми этические нормы. В социальном развитии ребёнок стремится познать себя и другого человека как представителя социума. Начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В поведении происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляци, т.е. дети начинают предъявлять к себе требования, которые раньше предъявлялись взрослыми. У детей появляется критичное отношение к взрослым, которое раньше было непререкаемым авторитетом. Ребенок продолжает активно познавать окружающий мир У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Особенности эмоционального развития: у детей 5-6 лет эмоциональная жизнь становится более сложной. Но ребёнок пока не способен полностью контролировать проявление своих чувств. Главными источниками эмоций становятся реальные взаимоотношения между людьми. Ребёнок понимает, что все живые существа ( и люди и животные) могут испытывать положительные и отрицательные эмоции. У ребёнка появляются устойчивые чувства и отношения. Ребенок 5 - 6 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?"

Ребенок с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных взрослыми границ, с  целью заполучить то, что хочет.

Общение: у ребёнка появляется интерес к взаимоотношениям людей, и это становится одной из главных тем в общении со взрослыми. Взрослый остаётся для ребёнка главным источником информации об окружающем мире. Сверстники приобретают по-настоящему важное значение для ребёнка. Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

Гендерное развитие: формируется система первичной гендерной идентичности. Ребёнок идентифицирует себя со взрослыми того же пола, что и он сам, получает удовольствие от помощи родителю своего пола, от занятий «мужского» и «женского» типа. В этом возрасте у ребёнка формируется понимание того, что домашние дела, быт могут быть общей заботой обоих родителей. Очень многое зависит от поведения родителей, их примера. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов. До 5 лет мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки - выйти за отца. С 5 до 8 лет "женятся" или "выходят замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых.

Часто ребёнок начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и перед засыпанием. В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

К шести годам у многих детей потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности». У ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц. Основой двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastn_osoben-ti_5-6_let.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением. Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5—6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5—6 слов. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления.

Главная особенность возраста: изменяются представления ребёнка о себе, они включают не только характеристики ребёнка в настоящем времени, но и те качества, которыми он хотел бы обладать в будущем. В характеристиках «будущего ребёнка» проявляются усеваемые детьми этические нормы. В социальном развитии ребёнок стремится познать себя и другого человека как представителя социума. Начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В поведении происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляци, т.е. дети начинают предъявлять к себе требования, которые раньше предъявлялись взрослыми. У детей появляется критичное отношение к взрослым, которое раньше было непререкаемым авторитетом. Ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.  У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Особенности эмоционального развития: у детей 5-6 лет эмоциональная жизнь становится более сложной. Но ребёнок пока не способен полностью контролировать проявление своих чувств. Главными источниками эмоций становятся реальные взаимоотношения между людьми. Ребёнок понимает, что все живые существа ( и люди и животные) могут испытывать положительные и отрицательные эмоции. У ребёнка появляются устойчивые чувства и отношения. Ребенок 5 - 6 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?"

Ребенок с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных взрослыми границ, с  целью заполучить то, что хочет.

Общение: у ребёнка появляется интерес к взаимоотношениям людей, и это становится одной из главных тем в общении со взрослыми. Взрослый остаётся для ребёнка главным источником информации об окружающем мире. Сверстники приобретают по-настоящему важное значение для ребёнка. Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

Гендерное развитие: формируется система первичной гендерной идентичности. Ребёнок идентифицирует себя со взрослыми того же пола, что и он сам, получает удовольствие от помощи родителю своего пола, от занятий «мужского» и «женского» типа. В этом возрасте у ребёнка формируется понимание того, что домашние дела, быт могут быть общей заботой обоих родителей. Очень многое зависит от поведения родителей, их примера. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов. До 5 лет мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки - выйти за отца. С 5 до 8 лет "женятся" или "выходят замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых.

Часто ребёнок начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и перед засыпанием. В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

К шести годам у многих детей потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности». У ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц. Основой двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...