Консультация для родителей Психологическая безопасность ребенка в семье
консультация (подготовительная группа)

Маслова Ирина Анатольевна

Психоогическая безопасность ребенка в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_bezopasnost_rebenka_v_seme.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая безопасность ребенка в семье

Важнейшим фактором становления личности ребенка является психологическая безопасность. Психологическая безопасность во многом определяется эмоциональным климатом семьи, в которой растет ребенок. Но, к сожалению, семья (даже внешне благополучная) иногда напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. А ведь именно семья должна обеспечить развивающий характер и состояние психологической защищенности. Дети очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта.

        Психологическое насилие – это воздействие, причиняющее обиду, вызывающее страх, гнев, эмоциональную неуверенность в собственной значимости. Порой родители в воспитательных целях проявляют психологическое насилие по отношению к собственному ребенку, не отдавая себе отчет в том, что ,таким образом, они достигают противоположного эффекта. Ребенок осознанно или неосознанно начинает сопротивляться, по-своему отражать неблагоприятные воздействия со стороны родителей, старается всячески защититься от возможных угроз его личности. Так формируется определенные механизмы психологической защиты. В некоторых случаях дети начинают лгать, изворачиваться, в других, наоборот, противостоять родителям: делать все во вред, вести себя вызывающе, демонстративно, открыто или скрыто бунтовать.

Психологическое насилие в семье имеет следующие проявления: употребление родителями бранных слов и крика, постоянные допросы и унижения, угрозы, оскорбления.

Основные причины нарушения

психологической безопасности ребенка в семье.

  1. Дефицит внимания к ребенку в семье.

Тогда, когда даже ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов, переживаний никому нет дела.

  1. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается место для нравственности.
  2. Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями.

               В результате постоянного нарушения в семье психологической безопасности, у ребенка формируется низкая самооценка, на фоне других детей он начинает осознавать свою не успешность. Нарушения психологической безопасности проявляется в следующем: беспокойный сон, трудности в засыпании, проявление беспричинной обидчивости, плаксивости или повышенной агрессивности, рассеяность и невнимательность, проявления упрямства, нарушение аппетита, повышенная тревожность.

            Родители, страдающие от упрямства, «неуправляемости» своих детей, не отдают себе отчета в том, что все это проявление детского бессилия. Поэтому, сталкиваясь с реакциями защитного поведения, надо не столько огорчаться и раздражаться, сколько проявлять терпение и , главное, любовь. А как же справиться с этими причинами, которые приводят к нарушению психологического здоровья?

Существуют 3 фактора, которые позволяют родителям

оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей, а также на принимаемые ими решения.

  1. Взаимоотношения родителей. Ребенок - плод взаимоотношений родителей. И любовь родителей друг к другу – это его  жизненная основа, основа его уверенности в себе, в своей ценности. Если ребенок видит, что родители любят друг друга, он чувствует себя в безопасности. И еще важным моментом является личный пример родителей. Если с ребенком проблемы, то в первую очередь нужно анализировать себя и свои взаимоотношения в семье. Обычно дети зеркально отражают наши проблемы. Но пока мы сами не преодолеем эти проблемы, мы не сможем требовать этого от детей. Требуйте от себя вежливости, уважения к собственным родителям, бесконфликтности, здорового образа жизни. Как известно, дети поступают не так, как мы и говорим, а так как поступаем мы сами.
  2. Создание безопасного климата в семье. Атмосфера безопасности обеспечивается гармоничным сочетанием твердости и мягкости, труда и отдыха. Необходимо поощрять и хвалить детей для развития адекватной самооценки. Дом, где ребенок чувствует, что ему рады, что он вызывает интерес, что его уважают, его переживания разделены и он играет определенную нужную и важную роль, всегда будет притягивать его и поддерживать его уверенность в себе.
  3. Фактор, который позволит родителям оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей и на принимаемые ими решения это – эффективное общение с детьми. Самая простая помощь состоит в создании у ребенка убежденности в том, что он хороший и что родители его любят, искренне радоваться малейшим успехам своего ребенка, интересоваться его делами, формировать веру в успех. При неудачах ребенка подчеркивать его достоинства, подкреплять уверенность в собственных силах, формировать перспективу. При критике сосредотачивайте внимание на конкретном поступке ребенка, не подвергайте критике личность ребенка в целом, не оскорбляйте, не унижайте его достоинства: вместо «Какой ты растяпа, вечно все роняешь!», лучше сказать: «В следующий раз будь, пожалуйста, поаккуратнее».

             Если же ребенок такой помощи не получает, то скрываемое представление о своей неполноценности, ущербности, усиливает в его характере замкнутость, робость или враждебность к окружающим. В таких условиях необходимость компенсации делает ребенка эгоцентричным: он все время хочет быть в центре внимания и непрерывно требует признания своих достоинств. Это раздражает общающихся с ним, и поэтому ребенок находится в постоянном конфликте с родителями, воспитателями и учителями.

        Поскольку психологическая безопасность ребенка – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что родителям не стоит экономить силы на ее обеспечение в детстве.

        У детей существует колоссальная потребность в родителях. Поэтому важно уделять время ребенку, проявлять интерес к жизни ребенка. Спрашивать, как прошел день, что он думал,  переживал, чувствовал. Выслушивать своих детей предельно внимательно, о чем бы, они не говорили. Рассказывает – значит, доверяет вам. Важно не потерять этого доверия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологический климат в семье"

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоцио...

Консультация для родителей : "Психологическая безопасность ребенка в семье"

Консультация для родителей : "Психологическая безопасность ребенка в семье"...

Консультация для родителей "Психологическая безопасность ребенка в семье"

Консультация для родителей "Психологическая безопасность ребенка в семье"...

Консультация для родителей "Психологическая безопасность ребенка в семье"

Психологическая безопасность ребенка в семье - это такое состояние, когда обеспечено его удачное психическое развитие, это одно из главных условий психического и физического здоровья ребенка.Психологи...