Родители, для Вас
консультация (младшая группа)
Тренинг для родителей: "Легкая адаптация к ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terning_dlya_roditeley_-_adaptatsiya.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОУ
«ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ
К ДЕТСКОМУ САДУ»
- Упражнение «Здравствуйте »
Цель: установление контакта.
«Здравствуйте, ладошки»
Здравствуйте, ладошки,
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопают в ладошки)
Здравствуйте, ножки!
Топ-топ-топ! (топают ножками)
Здравствуйте, щечки!
Плюх-плюх-плюх! (дотрагиваются ручками до щечек)
Пухленькие щечки!
Плюх-плюх-плюх! (осторожно постукивают по щечкам)
Здравствуйте, губки!
Чмок, чмок, чмок! (вытягивают губки вперед и чмокают)
Здравствуйте, зубки!
Цок, цок, цок! (стучат зубками)
Здравствуй, мой носик!
Бип, бип, бип! (дотрагиваются до носика)
Здравствуйте, родители! Привет! (машут рукой)
(автор М. Картушина)
- Упражнение «Что в имени тебе моем...»
Цель: создание контакта, прояснение цели.
- Каждый представляется, рассказывает об имени своем и своего ребенка.
-Чего ожидаете от встречи?
Передается мяч, родители пишут на наклейках и наклеивают их на мяч, передают дальше.
- Упражнение: «Ассоциации»
- Скажите, какие ассоциации у вас возникают на слово «адаптация».
Давайте поговорим об этом процессе.
Выступление педагога-психолога
Хотя адаптация к детскому саду уже благополучно заканчивается, а у кого
-то уже малыш адаптировался полностью – но мы сталкиваемся постоянно с процессом адаптации в жизни. Когда приходим в гости, в больницу, т.е. когда ребенок попадает в незнакомую ситуацию. Как же ему помочь пережить это без серьезных последствий?
1. Следует целенаправленно формировать у ребенка соответствующую возрасту форму общения с взрослыми и развивать его деятельность с предметами. Прежде всего, вы должны установить, какие контакты предпочитает ребенок – эмоциональные или деловые. Преобладание первых свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общения. Это не значит, что нужно прекратить эмоциональное общение с малышом и ограничиться лишь обучением его предметным действиям. Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения. Но задача взрослого – создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности. Учите ребенка играть и пользоваться предметами обихода. Предоставляйте ему возможность самостоятельных действий. Нужно постоянно предлагать ребенку новый тип общения, который поможет ему увлечься предметным миром и овладеть
способами взаимодействия с другими людьми.
2. С ребенком второго и третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки-матери, с животными, машинками, кубиками, конструкторами. Каждое прочитанное малышу стихотворение можно превратить в игру драматизацию. В начале инициатива целиком будет принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно
присоединится к игре. Вот тут-то вы и должны помочь ребенку выбрать новые игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе.
Дарики - дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики,
З-з-з! (Сложили пальцы рук в щепоть)
Вились, вились, (Обе руки совершают круговые движения)
Вились, вились,
В НОСИК вцепились! («комарики» вцепляются в носик)
(Если ребенку игра нравится, то можно точно так же знакомить его с другими частями тела, изображая, как комарики вцепились в ручку, в ножку, в ушко, в пятку, в коленку и т.д.)
3. Не забывайте поощрять любые успехи малыша – и тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения. Регулярные 10-15 –минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность будет расти, и, в конце концов, он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит стремление все время сидеть у вас на коленях.
4. Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучать к порядку лучше тоже в игровой форме. Ваша фантазия и знание характера малыша помогут подобрать верный способ действий.
5. Разумеется, необходимо обучать ребенка умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучать его к самообслуживанию. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют с ним, препятствует адаптации ребенка в детском учреждении.
6. Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, полезно поощрять его общение с посторонними (ходите в гости и принимайте гостей). Обратить внимание на приготовленные памятки для родителей.
7. Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения будет воспитывать в ребенке доверчивость, открытость, умение ладить с людьми. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению. За сравнительно небольшой период времени, примерно в течение месяца, поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он станет с удовольствием играть с «чужими» взрослыми, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание. Малыш станет более инициативным во взаимоотношениях.
4. Упражнение «Качества взрослого, которые помогают (мешают) ребенку в период адаптации».
Родителям предлагается на листочках написать по одному качеству, которое помогает ребенку и мешает ребенку во время периода адаптации. Далее все качества выписываются на демонстрационную доску, и составляется «портрет» родителя, который способствует или наоборот препятствует прохождению периода адаптации к детскому саду. Каждое качество обсуждается. По окончании упражнения делается вывод.
Выступление педагога-психолога
Детский сад... Как много эмоций и чувств заботливых мам и пап спрятано в этом слове! Как много опасений и надежд... Особенно у тех родителей, которые в детский сад последний раз заходили лет так "-надцать" назад, когда сами были детьми.
Дело в том, что педагоги знают, что такое детский сад изнутри. Я хочу вам рассказать, что среди родителей витает много мифов по поводу посещения детьми сего учреждения. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Миф №1. "Дети в саду постоянно болеют".
Отчасти, это действительно так. Правда, болеют. Но есть оговорка: не все и не всегда.
Если Ваш ребенок впервые пошел детский сад, то первые полгода-год он действительно может много болеть. С точки зрения психологии - стресс для ребенка, который ему необходимо пережить. Естественно, что организм "даст сбой". С точки зрения медицины - инфекции в таком количестве организм ребенка встречает первый раз. Иммунитету необходимо научится с ними "работать".
Здесь важно то, как протекают болезни. Если процесс проходит относительно легко, не вызывая осложнений, то и беспокоиться не о чем. Малыш обязательно справится!
Если же болезни затягиваются, и каждая простуда оборачивается бронхитом или, хуже того, воспалением легких, то это повод задуматься.
Возможно, иммунитет ребенка изначально "оставлял желать лучшего", а стрессовая ситуация усугубила положение. Тогда консультация иммунолога и педиатра необходима.
Возможно, проблемы носят психологический характер. Тогда необходима консультация психолога
Возможно, причина в повышенной тревожности мамы по поводу адаптации ребенка.
В любом случае родителям важно помнить, что частоболеющий ребенок может стать для них действительно мифом. В том случае, если к адаптации подойти во "всеоружии": закалять ребенка, готовить его "морально", спокойно относится к процессу самим.
Миф №2 "Не садовские дети" (дети с тяжелой дезадаптацией, которые ходят в сад полгода-год и никак не могут привыкнуть).
Вот уж точно, миф.
Детский сад - дело вовсе не обязательное. И когда начинаешь глубже копать ситуацию "не садовского" ребенка, то, как правило, понимаешь, что проблемы в том, что родители это так считают. Ну, правда, давайте на минутку представим, что школьное образование в нашей стране станет не обязательным. Я уверена, что сразу найдутся "не школьные" дети!
Поэтому этот миф я бы путем замены слов назвала бы вполне таким существующим фактом "Не садовские родители".
Такое встречается часто:
"Вроде как путевку дали, не пропадать же..."
"Ему со сверстниками надо общаться..."
"Ребенку необходимо общество..."
А когда спросишь маму "А как Вы пережили то, что ребенок пошел в сад? А считаете ли Вы указанные причины действительно важными для Вас?", то выясняется, что причина в маминой "неготовности" оторвать от себя ребенка. То есть мама привела для себя, безусловно, важные доводы пользы детского сада. Но внутри у нее все "сжимается в комок" от нежелания отпускать от себя ребенка.
Она не готова! Более того четкого и уверенного осознания того, что ее ребенку нужен сад тоже нет! Особенно если и на работу не нужно торопиться.
Вот и обслуживает ребенок мамины потребности, не отходит от нее. Сплошная пытка и для мамы, и для малыша, который через определенное время этих мучений становится "не садовским".
Но! Маму можно понять! Ей на самом деле тяжело.
Милые мамы!
Если Вы чувствуете, что не готовы отпускать ребенка "в большой мир", но понимаете, что рано или поздно сделать это придется, то необходимо себя "перенастроить".
Вам на помощь может прийти психолог, тематические форумы в интернете и специальная литература на данную тематику.
Миф №3. "Ребенок целый день будет плакать без меня".
Миф. Может хныкать, периодически разрыдаться, да. Но так чтобы все время навзрыд, нет... Почему?
Ну, воспитатели живые же люди. Ваш ребенок в группе - не единственный. Даже при условии, что все дети спокойны - уровень шума в группе очень высокий. Поэтому воспитатели сделают все, чтобы успокоить Вашего малыша: посадят его на колени, будут держать за руку все то время, что требует малыш, смотреть с ним в окошко и ждать маму.
Хотя плакать ребенок, вероятнее всего, будет. Есть, конечно, единицы, которые не ревут, но в большинстве ...
Особенный треш ждет родителей по утрам. Для малыша момент расставания самый трагичный.
Некоторые детки начинают плакать уже с вечера. Сама фраза "Завтра в садик" вызывает бурю негодования. Уговаривать ребенка хорошо себя вести и прекратить плакать при этом совершенно бесполезно. Лучше посочувствовать - ему, правда, тяжело.
В любом случае, милые родители, нужно усвоить!
Если уж отвели ребенка в сад - сделайте усилие и начните доверять воспитателям. Они справятся. Обязательно найдут способ успокоить Вашего малыша.
Как правило, 90% ребятишек успокаиваются через 10-15 минут после ухода мамы.
Безусловно, в группе он может тихонечко плакать и грустить на стульчике.
Может снова громко разреветься при выполнении некоторых режимных моментов, например, если все дети дружно начнут собираться на прогулку. Мой младший сын таким образом почти 2 недели "прогуливал" музыкальные занятия, гимнастику, прогулки и много того, что предполагает уход из группы. Куда мама привела - там он и считал нужным ее ждать. Ни сантиметра в сторону! Сидел в группе - общался с няней. Но в конце концов слезки прекратились, и он понял, что куда бы ребятки с воспитателем не ушли, они все равно возвращаются в группу!
Нужно дать ребенку право на эти эмоции. Пусть лучше плачет, чем держит в себе. Есть такие слезы, которые нужно выплакать (не помню, кто это сказал, напомните?). Это как раз случай тех самых слез.
Миф №4. "В садике ему будет плохо, ведь детей много, а воспитатель один".
Миф. Хотя поначалу может казаться, что та еще реальность.
На самом деле, первые дни, а может быть, и недели ему действительно будет плохо. Но нужно понимать, что это - лишь острая реакция на стресс.
Первые дни ребенку нереально страшно!
Даже взрослый человек, оказавшись в совершенно незнакомом месте, первые несколько минут может чувствовать неловкость. Что о ребенке говорить!
Но рано или поздно сквозь свои слезки малыш увидит, что его никто не кусает, не обижает, а, напротив, пытаются завлечь игрушкой и накормить. Вот тогда - то и можно хлопать в ладоши от радости! Готово! Теперь с каждым днем все больше он будет видеть то, что в группе вполне себе интересно. Игрушки совсем другие (хотя справедливости ради отмечу, что некоторых детей, наоборот, эта новизна привлекает изначально и оттягивает момент появления слез). Воспитатель с ребятами лепит, рисует, читает им книжки, а еще и в "гости" к ним игрушки разные на занятия приходят. Песни поют, на улице бегают...Понятно думаю, что скучать нет особо времени.
Правда, сначала привыкнуть надо... тогда яркая радуга нам обеспечена.
учат воспитатели совместно с родителями.
Итак, мы рассмотрели мифы об адаптации, которые встречаются в разговорах с родителями.
5. Упражнение «Не хочу в детский сад!».
Нескольким родителям предлагается превратиться в своих детей, которым предстоит пойти в детский сад. Нескольким родителям предлагается сыграть самих себя и оставить ребенка, который плачет, в детском саду. Воспитателям предлагается показать, как они справляются с трудными ситуациями и успокаивают плачущих детей, которые не хотят идти в детский сад.
Сценка № 1. «Я куплю тебе слона».
Ребенок не хочет идти в детский сад, мама (папа) уговаривает его зайти в группу, обещая много подарков и сладостей, которые он купит ребенку, если тот не будет плакать. Воспитатель увлекает ребенка новыми игрушками и книгами и др.
Сценка № 2. «Долгие проводы…"
Ребенок плачет и отказывается идти в детский сад. Мама (папа), слушая уговоры, остаются с ребенком на 5 минут, затем еще на 5 минут. И так далее. Воспитатель пытается отвлечь ребенка тем, что в группе есть неотложные дела, и что одна она никак с ними не справиться и т.д.
Сценка № 3. «В детском саду хорошо»
Малыш плачет навзрыд и не хочет идти в детский сад. Мам (папа) уговаривают его пойти, обращая внимание на позитивные стороны детского сада «В садике много интересных игр и игрушек, ребята соскучились по тебе и хотят с тобой поиграть, воспитатель придумает интересные занятия и тебе будет весело и т.д.». Также родители объясняют ребенку, что им нужно идти на работу, делать дела, а потом они придут за малышом и заберут его домой. Воспитатель отвлекает ребенка интересными игрушками и играми.
После сценок подводятся итоги каждой из них. Какие положительные и отрицательные стороны в данных сценках, какая из сценок более всего способствует благоприятной адаптации детей и др.
6. Рефлексия
Передаем мяч по кругу, говорим, что нового для себя я сегодня узнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....
Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...
Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
собрание для родителей КВН с родителями "Взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию через проведение совместных мероприятий
Родительсое собрание нетрадиционной формы ...
Интеллектуальный клуб для родителей на тему: «Инновационные формы работы с родителями по педагогическому просвещению родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников»
игровые задания для родителей по ФЭМП...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...