Консультация для родителей "Речевые игры дома"
консультация
Развиваем речь, играя
(домашняя игротека)
Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во – первых, выражает свое отношение к окружающему, во – вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.
Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно – психическим развитием. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника.
Поиграйте с ребёнком. Это принесёт ему пользу, а вам радость от общения с ним!
Игра «Закончи предложение».
Описание: детям предложить закончить предложения:
• Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)
• Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)
• Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)
• Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу.)
• Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).
• Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).
• Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).
• Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).
• Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).
• Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).
Игра «Назови три слова».
Описание: предложите ребенку закончить предложение:
- Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.)
- Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
Игра «Кто кем был или что чем было».
Описание: Взрослый задает вопрос - кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?
Игра «Моя семья»
Описание. Взрослый показывает на члена семьи и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.
Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».
Игра «Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
Игра «Угощаю»
Взрослый - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Игра «Ласточки и люди»
Взрослый рассказывает историю - Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
-У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев.
-У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев.
-У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап.
-У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов.
-У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов.
-У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ….гнёзд.
Игра «Приготовим сок»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
- Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились?
А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»
Игра «Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.
Например: - Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
- Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
- Мокрое бельё развешивают, а сухое…
- Вечером солнце заходит, а утром…
Ига «Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся?
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
Игра «Отгадай предмет по его частям»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.
- Четыре ножки, спинка, сиденье (стул)
- Корень ствол, ветки, листья (дерево)
- Носик, крышка, ручка, донышко (чайник)
- Корень, стебель, листья, лепестки (цветок)… и т.д.
Игра «Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро).
«Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.
Игра «Исправь ошибку»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
-Конура залезла в собаку.
-Лужа перепрыгнула через меня.
-Стул залез под котёнка.
-На лягушку прыгнула трава.
-Кустик спрятался за ёжика.
Игра «Перепутанница»
Взрослый - Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: «ба-со-ка (собака, ло – во – сы (волосы), ле – ко – со (колесо), по – са – ги (сапоги) и пр.)»
«Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
Взрослый бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики.
Игра «Какой предмет?»
Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Красное — платье, яблоко, знамя, …
Также можно поиграть с ребенком в тактильную игру:
Игра «Какой овощ, фрукт?»
Взрослый нарезает овощи и фрукты, ребенок их нюхают и пробуют на вкус.
Взрослый даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый» и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевые игры дома | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем речь, играя
(домашняя игротека)
Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во – первых, выражает свое отношение к окружающему, во – вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.
Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно – психическим развитием. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника.
Поиграйте с ребёнком. Это принесёт ему пользу, а вам радость от общения с ним!
Игра «Закончи предложение».
Описание: детям предложить закончить предложения:
• Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)
• Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)
• Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)
• Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу.)
• Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).
• Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).
• Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).
• Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).
• Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).
• Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).
Игра «Назови три слова».
Описание: предложите ребенку закончить предложение:
- Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.)
- Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
Игра «Кто кем был или что чем было».
Описание: Взрослый задает вопрос - кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?
Игра «Моя семья»
Описание. Взрослый показывает на члена семьи и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.
Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».
Игра «Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
Игра «Угощаю»
Взрослый - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Игра «Ласточки и люди»
Взрослый рассказывает историю - Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
-У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев.
-У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев.
-У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап.
-У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов.
-У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов.
-У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ….гнёзд.
Игра «Приготовим сок»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
- Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились?
А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»
Игра «Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.
Например: - Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
- Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
- Мокрое бельё развешивают, а сухое…
- Вечером солнце заходит, а утром…
Ига «Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся?
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
Игра «Отгадай предмет по его частям»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.
- Четыре ножки, спинка, сиденье (стул)
- Корень ствол, ветки, листья (дерево)
- Носик, крышка, ручка, донышко (чайник)
- Корень, стебель, листья, лепестки (цветок)… и т.д.
Игра «Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро).
«Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.
Игра «Исправь ошибку»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
-Конура залезла в собаку.
-Лужа перепрыгнула через меня.
-Стул залез под котёнка.
-На лягушку прыгнула трава.
-Кустик спрятался за ёжика.
Игра «Перепутанница»
Взрослый - Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: «ба-со-ка (собака, ло – во – сы (волосы), ле – ко – со (колесо), по – са – ги (сапоги) и пр.)»
«Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
Взрослый бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики.
Игра «Какой предмет?»
Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Красное — платье, яблоко, знамя, …
Также можно поиграть с ребенком в тактильную игру:
Игра «Какой овощ, фрукт?»
Взрослый нарезает овощи и фрукты, ребенок их нюхают и пробуют на вкус.
Взрослый даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"
Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...
Консультация для родителей: «Играйте дома с ребенком в подвижные игры»
Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством...
Консультация для родителей: «Играйте дома с ребенком в подвижные игры»
Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством...
Консультация для родителей :" Играйте дома с ребёнком в подвижные игры"
Играть мы любим очень:Вы знаете друзья!Без игр прожить ребенкуНикак, никак нельзя....
Консультация для родителей: «Играйте дома с ребенком в подвижные игры»
Консультация для родителей " Играйте дома с ребёнком в подвижные игры"....
Консультация для родителей: «Играем дома в игры В.Воскобовича»
Данная консультация знакомит родителей (законных представителей) с основами интеллектуальных игр В.В.Воскобовича....
Консультация для родителей "Играйте дома с ребенком в подвижные игры"
Материал будет полезен родителям....