СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
консультация (старшая группа)

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_logopeda.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

Родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет говорить. И часто забывают, что во многом именно от них зависит, насколько успешно ребенок освоит это умение. Взрослым предстоит ответственная миссия - стать терпеливыми и интересными экскурсоводами в мире, где у всего есть свое назначение и имя.

Научно доказано, что родители могут развивать способность к восприятию звуков речи у еще не родившегося ребенка. Малыш, находясь в мамином животе, уже вслушивается в спокойные голоса, ловит звуковую вибрацию и ритмический рисунок слов. При этом он различает интонацию, эмоциональный фон разговора. Это фундамент, на котором будет строиться его собственное психическое и речевое развитие.

Мама - говорун

Общайтесь постоянно! — главный совет родителям. Чтобы малыш начал говорить, он должен слышать речь, особенно из уст тех, кто ему ближе всего. Научитесь использовать любой повод для развития речи ребенка, называть ему каждый предмет, объяснять каждое действие. С самого рождения у него начинает накапливаться пассивный словарь — слова, которые он еще не произносит, но уже понимает их значение. Придет время, и они составят активный словарь малыша.

Обратите внимание на то, что осознание ребенком смысла, значения слов и их сочетаний происходит быстрее и полноценнее, когда речь сопровождает значимую для него ситуацию. Поэтому ежедневно проговаривайте все, что делаете вместе с ним. Используйте простые, легкие по своей слоговой структуре и доступные для копирования ребенком фразы. Идем умываться, значит, рассказываем, что сейчас мы будем умываться.

«Идем в ванную, давай откроем дверь в ванную — вот какая у нас красивая ванная-ванна (можно назвать предметы, которые находятся в ванной, их свойства, откроем кран с водичкой, видишь, водичка льется из крана — кап-кап, водичка журчит — ш-ш, сейчас мы умоем личико — вот так, чтобы личико у Машеньки было чистым. Водичка теплая? Посмотри в зеркало, какая ты красавица.»

Уделите внимание играм, тренирующим и развивающим акустический, зрительный и двигательный контроль. Отдельное направление работы по развитию речи - формирование речевого дыхания. Научите ребенка свистеть в дудочку с разной силой и протяженностью.

Полезная игра - «шариковый футбол». Для этого возьмите противень с водой, бельевые прищепки и шарики от пинг-понга. На узких сторонах противня прищепками обозначьте ворота. Попробуйте забить гол, подув на мячик. Сначала можно играть по очереди с малышом, забивая гол в одни ворота. Когда навык управления шариком будет освоен, поместите его посередине и попробуйте забить в ворота противника. Еще интереснее, но и сложнее использовать мячи разного цвета и сражаться друг против друга.

Ни в коем случае не выражайте свое недовольство, если малыш неправильно реагирует на речевую стимуляцию. Детям нужна положительная оценка их деятельности. Не исправляйте ребенка, если он искажает слова, лучше правильно повторите это слово. Например, он просит «аплесин», вы спокойно, но четко говорите«Апельсин? Сейчас дам».

Речевое сопровождение действий

«Давай одеваться. Где одежда? Вот носочки. На что наденем? На ножки. Ножки где? Топ-топ, вот. Как наденем? Тянем-потянем. А где шапочка? На что наденем? На голову. Так». По такому же принципу сопровождайте все свои действия — сборы на прогулку, саму прогулку, приготовление и прием пищи, игры, подготовку ко сну.

Влияние окружающих на развитие речи

Хотите, чтобы ваш ребенок говорил правильно, следите за своей манерой общения и речью. Через подражание взрослому он приобретает новый опыт и знания, осваивает речевые навыки. Важно, чтобы речь окружающих была понятна ребенку, отражала происходящие события и действия, могла стать для него эталоном.

Поощряйте любое проявление ребенком желания говорить. Хвалите и создавайте условия, способствующие речевой коммуникации. Это поможет сформировать навык общения посредством речи, избежать высокого уровня эмоционального напряжения и ощущения беспомощности, непонимания.

Активная стимуляция речи

Важно постоянно беседовать с малышом. Это нужно для того, чтобы он не только повторял слова, но и понимал их значение. Ведь слово — это прежде всего знак, за ним стоит предмет, его качество, действие, знакомство с которыми происходит именно во время активного общения и игры со взрослым. Первоначально у малыша нет никакой потребности называть вещи словами. Она должна возникнуть, и научить его этому можете только вы.

Эффективный способ стимуляции речевой деятельности у ребенка — прием провокации. Скажем, ребенок показывает на предмет и просительно смотрит на вас. Вы понимаете, что нужно ему в данный момент, но начинаете играть с ним в «называние» : «Чего ты хочешь?» Поочередно показываете и называете: «Коробочку? Нет, не коробочку? Коробочку не надо? Дать машинку? Эту машинку? На машинку. А ты маме дай машинку.

На, мама, играй. Вот так». В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя партнером взрослого по общению. Этот прием работает не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Стимулируя ребенка к использованию речи в ситуации взаимодействия со взрослым, стремитесь, чтобы он общался не только с помощью жестов и мимики, но и пытался копировать вашу речь и ее интонацию. Только не давите на него, не требуйте полного ответа, просто сделайте паузу и, если ответа нет, спокойно ответьте сами. «Что у тебя в руках? Ложка — лож-ка. Что мама делает? Готовит кашку — ка-ша. Где у Маши носик? Вот нос!»

Еще один способ разговорить ребенка — чтение стишков или пение песенок. Все предложения говорит или поет мама, а малышу остается назвать последнее слово или звук.

Влияние телевизора на развитие речи

Не надейтесь, что, усадив ребенка перед телевизионным экраном, вы решаете две проблемы: освобождаете свое время и обеспечиваете ему полноценное развитие. Безусловно, жизнь себе вы облегчите, но продвижения в речевом развитии малыша ждать не стоит. Длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон аудиоаппаратуры снижают концентрацию слухового внимания и не требуют собственной речевой активности.

Помощь врача

Самый сложный вопрос для родителей — прибегать ли к медикаментозному стимулированию речевых способностей у ребенка? Существует целая группа таких препаратов — ноотропов. Их эффективность и безопасность полностью не доказаны. Опытные специалисты настаивают на их клинически обоснованном применении. Речь детей следует развивать посредством упражнений, а не только путем активизации деятельности головного мозга.

В связи с этим родителям нельзя самостоятельно выбирать препараты, стимулирующие активность головного мозга и, как следствие, речь. Все назначения делает только врач-невролог или психиатр.

Не верьте доктору, который назначит лекарственные средства лишь по результатам одного внешнего визуального осмотра. Приступать к медикаментозной терапии стоит только после тщательного комплексного обследования и определения причины задержки речевого развития. Лекарственная помощь малоэффективна, если не подкреплена педагогическим воздействием. Занятия с педагогом и логопедом, активная работа родителей по специально разработанной развивающей программе — вот настоящее чудо-лекарство.

Успешность психологических взаимоотношений ребенка с окружающей средой, формирование тех или иных психологических достижений, социальных умений и навыков, в том числе речи, зависит от качества работы органов и систем детского организма. Нарушение деятельности хотя бы одного звена цепи, особенно центральной нервной системы и головного мозга, может стать причиной отклонений в психике - медленный темп усвоения нового, отставание и искажение речевого развития.

Каждого ребенка с подозрениями на задержку речевого развития нужно обследовать у специалистов: педиатра, невролога, дефектолога и логопеда. Только грамотно, индивидуально подобранное лечение обеспечивает благоприятную основу для освоения новых знаний, облегчает организацию учебного процесса.

Для накопления психологического опыта, формирования новых уровней и способов психического развития малышу нужна целенаправленная педагогическая помощь. Однако для улучшения функционирования головного мозга нередко требуется медикаментозное лечение.

Развитие движения и формирование речи

Становление речи теснейшим образом связано с развитием крупных и мелких движений, точного выполнения двигательных актов, согласованных движений органов артикуляции (языка, губ, челюсти). Вот почему так популярны детские стишки, которые учат ребенка совершать некоторые движения синхронно произносимому тексту. Ладушки-ладушки, коза рогатая, сорока-белобока или мишка косолапый, который идет вперевалку по лесу, а в конце топает ногой. Дети с удовольствием играют в эти игры.

Особенна эффективно активизирует речевые зоны коры головного мозга выполнение тонких движений пальцев рук. Поэтому важно развивать мелкую моторику ребенка.

• Ежедневно проводите пальчиковую гимнастику. Начните с поглаживания кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Затем массируйте каждый пальчик по отдельности. Легко и нежно сгибайте и разгибайте их. К 11 месяцам добавьте круговые движения для больших пальцев.

• Давайте ребенку играть с предметами разных форм, размеров, текстур и свойств. Учите различным манипуляциям с ними и выполнению действий по речевой инструкции.

• Давайте малышу перебирать мелкие предметы — пуговицы и бусины, нанизанные на веревочку, крупы — фасоль, чечевицу. При этом не оставляйте ребенка без присмотра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Советы для родителей: «10 советов родителям будущих первоклассников».

Школа – это светлый дом,Мы учиться будем в нём.Там научимся писать,Складывать и умножать!...

Советы психолога Советы родителям будущих первоклассников

Почему  необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что  такое «готовность к школе»? Для чего это нужно ...

Советы родителям:«Будь внимателен!” Советы пешеходам

Уважаемые родители! Наши рекомендации помогут вам уберечь детей от опасностей на дороге....

Советы родителям от педагога-психолога Советы родителям дошкольников:

как надо вести себя с маленьким лгунишкой● Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать ее.● Выявите, малыш солгал безвинно или преднамеренно.● Если преднамеренно, то почему? В чем вино...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...