Советы родителям - воровство в дошкольном возрасте
консультация

Воровство в дошкольном возрасте

В любом цивилизованном обществе порядочность и честность среди главных достоинств личности занимают далеко не последнее место. Поэтому понятны волнения и переживания родителей, если их ребенок был замечен в краже или вдруг в доме начали появляться чужие вещи.

Детское воровство отличается от взрослого тем, что ребенок не может еще в полной мере осознать, насколько плохо поступает. В его представлении он «просто берет» то, что ему нравится. Ведь для 2-3летнего малыша вполне естественно взять на улице чужую игрушку и начать играть ею. Маленькие дети познают мир и не считают свои действия воровством. Следовательно, взрослые не должны ругать детей за «воровство» как за преступление. Детям нужно объяснить, в чем заключается их ошибка.

Не стоит сразу «приклеивать» ребёнку всякого рода ярлыки типа: «хулиган», «вор» и т. д. Прежде всего, необходимо разобраться в сути проблемы, выяснить, зачем и почему он так делает?

Ребёнок 4-6 лет уже способен понимать границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свои желания и порывы: знаю, что не мое, все равно взял. Причем ценность вещи роли не играет – будь то дорогая игрушка или пластмассовая безделушка. Поэтому важно определить мотив, побуждающий его на совершение определенных действий.

Среди основных мотивов, которые толкают дошкольников на «воровство», можно выделить несколько групп:

1. Желание владеть чем-то (чаще всего игрушкой). Видя новую игрушку у сверстника, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, ребёнок её открыто отбирает, тайно прячет, или уносит домой. При этом он не ворует, а берет. Берет, чтобы доиграть, насладиться игрой, не понимая разницы между общественной и личной собственностью человека, не понимая вообще, что такое собственность и принадлежность.

2. Желание привлечь к себе внимание взрослых – достаточно глубокий психологический мотив. Возможно, ребенку просто не хватает внимания и тепла вечно занятых родителей. Его логика проста: «Когда я веду себя плохо, меня ругают. Но это лучше, чем когда меня не замечают».

3. Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю «ценного» предмета или вещи. Этот мотив характерен для детей старшего дошкольного возраста, когда ребенку уже не безразлично его место в группе, и он способен целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы. В этом случае, ребенок хорошо понимает, на что он идет и для чего это делает.

4. Желание сделать приятный подарок кому-то из близких (чаще всего родителю) – это социальный мотив. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову.

5. Желание отомстить кому-либо вызвано повышенной эмоциональностью, ранимостью детей дошкольного возраста. Возможно, забирая ценную вещь, ребенок решил «наказать» своего обидчика.

6. Желание узнать что-либо – это познавательный мотив, который обуславливает развитие ребенка, расширяет его знания об окружающем мире. Дошкольнику свойственен интерес к тому, как сделаны и из чего состоят предметы и вещи. Однако зачастую он чувствует себя не вправе ломать дорогие игрушки с целью узнать, что там внутри и как все устроено. Но зато с удовольствием делает это с игрушками, не принадлежащими ему, а значит не имеющими особой ценности. Поэтому берет, ту вещь, которой он не дорожит (чужую) и проводит над ней творческие эксперименты.

7. Желание подражать взрослым, то есть быть как они. Дети учатся правилам поведения на примере взрослых, с которыми чаще всего общаются. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или поднимают потерянную кем-то вещь, - взрослые не догадываются, что являются примером воровского поведения.

Рекомендации родителям:

 Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.

 Необходимо систематически рассказывать ребенку о том, что существуют вещи, принадлежащие другим людям, которые брать нельзя. Рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

 Скажите, что в вашем доме должно быть только заработанное своим трудом и что чужую вещь вы тут же заметите и в любом случае потребуете отнести ее обратно владельцу.

 Следует приучить ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом – это приведет к осознанности действий, позволит избежать многих неприятных ситуаций.

 Уделяйте ребенку хотя бы 30 минут времени, занимаясь с ним совместными интересными для него делами, чаще обнимайте его, говорите, что любите, делитесь своими переживаниями и мыслями, и тогда удастся наладить необходимый психологический контакт.

 Периодически разговаривайте с ребенком, интересуйтесь в какие игры он играет и с кем, какие игрушки ему больше нравятся, о чем он мечтает.

 Важно, чтобы у ребенка была своя кроватка, свой уголок, свои игрушки. Когда нет понятия - «мое», трудно постичь понятие – «чужое».

 Не оценивайте резко и категорично проступок ребёнка. Лучше не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.

 Недопустимо обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.

 Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.

 Никогда не берите сами то, что вам не принадлежит.

В заключение стоит сказать, что нравственные нормы ребенок постигает постепенно в процессе развития. Совсем еще маленький ребенок различает хорошее и плохое только благодаря реакции на его поступки родителей, которые, прежде всего, мимикой и интонацией дают ему понять, какое поведение они поощряют, а какое — нет. При правильном подходе к проблеме воровства педагогов и родителей, данное «негативное» поведение может полностью искорениться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam_-_vorovstvo_v_doshkolnom_vozraste.doc466 КБ

Предварительный просмотр:

Воровство в дошкольном возрасте

https://www.dobrenok.com/data/post/2014/03/b3e2062d0cea5e9b6e2cf3aeed9e4b7c.jpg

В любом цивилизованном обществе порядочность и честность среди главных достоинств личности занимают далеко не последнее место. Поэтому понятны волнения и переживания родителей, если их ребенок был замечен в краже или вдруг в доме начали появляться чужие вещи.

Детское воровство отличается от взрослого тем, что ребенок не может еще в полной мере осознать, насколько плохо поступает. В его представлении он «просто берет» то, что ему нравится. Ведь для 2-3летнего малыша вполне естественно взять на улице чужую игрушку и начать играть ею. Маленькие дети познают мир и не считают свои действия воровством. Следовательно, взрослые не должны ругать детей за «воровство» как за преступление. Детям нужно объяснить, в чем заключается их ошибка.

Не стоит сразу «приклеивать» ребёнку  всякого рода ярлыки типа: «хулиган», «вор» и т. д. Прежде всего, необходимо разобраться в сути проблемы, выяснить, зачем и почему он так делает?

https://31tv.ru/upload/files/NEWS/vorovstv28112015-2.jpg

Ребёнок 4-6 лет уже способен понимать границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свои желания и порывы: знаю, что не мое, все равно взял. Причем ценность вещи роли не играет – будь то дорогая игрушка или пластмассовая безделушка. Поэтому важно определить мотив, побуждающий его на совершение определенных действий.

Среди основных мотивов, которые толкают дошкольников на «воровство», можно выделить несколько групп:

1. Желание владеть чем-то (чаще всего игрушкой). Видя новую игрушку у сверстника, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, ребёнок её открыто отбирает, тайно прячет, или уносит домой. При этом он не ворует, а берет. Берет, чтобы доиграть, насладиться игрой, не понимая разницы между общественной и личной собственностью человека, не понимая вообще, что такое собственность и принадлежность.

2. Желание привлечь к себе внимание взрослых – достаточно глубокий психологический мотив. Возможно, ребенку просто не хватает внимания и тепла вечно занятых родителей. Его логика проста: «Когда я веду себя плохо, меня ругают. Но это лучше, чем когда меня не замечают».

3. Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю «ценного» предмета или вещи. Этот мотив характерен для детей старшего дошкольного возраста, когда ребенку уже не безразлично его место в группе, и он способен целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы. В этом случае, ребенок хорошо понимает, на что он идет и для чего это делает.

4. Желание сделать приятный подарок кому-то из близких (чаще всего родителю) – это социальный мотив. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову.

5. Желание отомстить кому-либо вызвано повышенной эмоциональностью, ранимостью детей дошкольного возраста. Возможно, забирая ценную вещь, ребенок решил «наказать» своего обидчика.

6. Желание узнать что-либо – это познавательный мотив, который обуславливает развитие ребенка, расширяет его знания об окружающем мире. Дошкольнику свойственен интерес к тому, как сделаны и из чего состоят предметы и вещи. Однако зачастую он чувствует себя не вправе ломать дорогие игрушки с целью узнать, что там внутри и как все устроено. Но зато с удовольствием делает это с игрушками, не принадлежащими ему, а значит не имеющими особой ценности. Поэтому берет, ту вещь, которой он не дорожит (чужую) и проводит над ней творческие эксперименты.

7. Желание подражать взрослым, то есть быть как они. Дети учатся правилам поведения на примере взрослых, с которыми чаще всего общаются. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или поднимают потерянную кем-то вещь, - взрослые не догадываются, что являются примером воровского поведения.

http://dshi-zubcov.ucoz.ru/_nw/0/16800784.jpg

Рекомендации родителям:

  • Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.
  • Необходимо систематически рассказывать ребенку о том, что существуют вещи, принадлежащие другим людям, которые брать нельзя. Рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.
  • Скажите, что в вашем доме должно быть только заработанное своим трудом и что чужую вещь вы тут же заметите и в любом случае потребуете отнести ее обратно владельцу.
  • Следует приучить ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом – это приведет к осознанности действий, позволит избежать многих неприятных ситуаций.  
  • Уделяйте ребенку хотя бы 30 минут времени, занимаясь с ним совместными интересными для него делами, чаще обнимайте его, говорите, что любите, делитесь своими переживаниями и мыслями, и тогда удастся наладить необходимый психологический контакт.
  • Периодически разговаривайте с ребенком, интересуйтесь в какие игры он играет и с кем, какие игрушки ему больше нравятся, о чем он мечтает.
  • Важно, чтобы у ребенка была своя кроватка, свой уголок, свои игрушки. Когда нет понятия - «мое», трудно постичь понятие – «чужое».
  • Не оценивайте резко и категорично проступок ребёнка. Лучше не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.
  • Недопустимо обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.
  • Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.
  • Никогда не берите сами то, что вам не принадлежит.

В заключение стоит сказать, что нравственные нормы ребенок постигает постепенно в процессе развития. Совсем еще маленький ребенок различает хорошее и плохое только благодаря реакции на его поступки родителей, которые, прежде всего, мимикой и интонацией дают ему понять, какое поведение они поощряют, а какое — нет.  

При правильном подходе к проблеме воровства педагогов и родителей, данное «негативное» поведение может полностью искорениться.

http://05542.com.ua/uploads/posts/2017-05/1495724741_i-3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям. " Развитие ребенка дошкольного возраста. Как достичь успеха?"

После рождения вашего малыша, жизнь которого полностью находится в ваших руках и зависит от вас, может возникнуть много вопросов о будущем. Каким будет малыш? Будет ли она умницей? Будет ли он хорошо ...

Для вас, родители. Воровство в дошкольном возрасте.

Мотивы, толкающие ребёнка на воровство. Как помочь ребёнку преодолеть себя....

Консультация для родителей "Воровство в дошкольном возрасте".

Консультация рассказывает о том, как помочь ребенку избавиться от желания завладеть чужими вещами....

Советы родителям детей младшего дошкольного возраста

Группа младшего дошкольного возраста — это дети 3- 4 лет. Адаптация в этом возрасте проходит легче, быстрее. Малыш не так привязан к родителям, как дети более взрослые дети. Психологи говорят о ...

Консультация для родителей "Воровство в дошкольном возрасте"

Консультация для родителей  "Воровство в дошкольном возрасте"...

Советы родителям детей младшего дошкольного возраста по адаптации.

Как правильно себя вести в период адаптации ребенка к детском саду?...

Консультация для родителей "Воровство в дошкольном возрасте"

Консультация для родителей "Воровство в дошкольном возрасте" Младшая группа...