Советы родителям - воровство в дошкольном возрасте
консультация
Воровство в дошкольном возрасте
В любом цивилизованном обществе порядочность и честность среди главных достоинств личности занимают далеко не последнее место. Поэтому понятны волнения и переживания родителей, если их ребенок был замечен в краже или вдруг в доме начали появляться чужие вещи.
Детское воровство отличается от взрослого тем, что ребенок не может еще в полной мере осознать, насколько плохо поступает. В его представлении он «просто берет» то, что ему нравится. Ведь для 2-3летнего малыша вполне естественно взять на улице чужую игрушку и начать играть ею. Маленькие дети познают мир и не считают свои действия воровством. Следовательно, взрослые не должны ругать детей за «воровство» как за преступление. Детям нужно объяснить, в чем заключается их ошибка.
Не стоит сразу «приклеивать» ребёнку всякого рода ярлыки типа: «хулиган», «вор» и т. д. Прежде всего, необходимо разобраться в сути проблемы, выяснить, зачем и почему он так делает?
Ребёнок 4-6 лет уже способен понимать границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свои желания и порывы: знаю, что не мое, все равно взял. Причем ценность вещи роли не играет – будь то дорогая игрушка или пластмассовая безделушка. Поэтому важно определить мотив, побуждающий его на совершение определенных действий.
Среди основных мотивов, которые толкают дошкольников на «воровство», можно выделить несколько групп:
1. Желание владеть чем-то (чаще всего игрушкой). Видя новую игрушку у сверстника, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, ребёнок её открыто отбирает, тайно прячет, или уносит домой. При этом он не ворует, а берет. Берет, чтобы доиграть, насладиться игрой, не понимая разницы между общественной и личной собственностью человека, не понимая вообще, что такое собственность и принадлежность.
2. Желание привлечь к себе внимание взрослых – достаточно глубокий психологический мотив. Возможно, ребенку просто не хватает внимания и тепла вечно занятых родителей. Его логика проста: «Когда я веду себя плохо, меня ругают. Но это лучше, чем когда меня не замечают».
3. Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю «ценного» предмета или вещи. Этот мотив характерен для детей старшего дошкольного возраста, когда ребенку уже не безразлично его место в группе, и он способен целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы. В этом случае, ребенок хорошо понимает, на что он идет и для чего это делает.
4. Желание сделать приятный подарок кому-то из близких (чаще всего родителю) – это социальный мотив. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову.
5. Желание отомстить кому-либо вызвано повышенной эмоциональностью, ранимостью детей дошкольного возраста. Возможно, забирая ценную вещь, ребенок решил «наказать» своего обидчика.
6. Желание узнать что-либо – это познавательный мотив, который обуславливает развитие ребенка, расширяет его знания об окружающем мире. Дошкольнику свойственен интерес к тому, как сделаны и из чего состоят предметы и вещи. Однако зачастую он чувствует себя не вправе ломать дорогие игрушки с целью узнать, что там внутри и как все устроено. Но зато с удовольствием делает это с игрушками, не принадлежащими ему, а значит не имеющими особой ценности. Поэтому берет, ту вещь, которой он не дорожит (чужую) и проводит над ней творческие эксперименты.
7. Желание подражать взрослым, то есть быть как они. Дети учатся правилам поведения на примере взрослых, с которыми чаще всего общаются. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или поднимают потерянную кем-то вещь, - взрослые не догадываются, что являются примером воровского поведения.
Рекомендации родителям:
Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.
Необходимо систематически рассказывать ребенку о том, что существуют вещи, принадлежащие другим людям, которые брать нельзя. Рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.
Скажите, что в вашем доме должно быть только заработанное своим трудом и что чужую вещь вы тут же заметите и в любом случае потребуете отнести ее обратно владельцу.
Следует приучить ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом – это приведет к осознанности действий, позволит избежать многих неприятных ситуаций.
Уделяйте ребенку хотя бы 30 минут времени, занимаясь с ним совместными интересными для него делами, чаще обнимайте его, говорите, что любите, делитесь своими переживаниями и мыслями, и тогда удастся наладить необходимый психологический контакт.
Периодически разговаривайте с ребенком, интересуйтесь в какие игры он играет и с кем, какие игрушки ему больше нравятся, о чем он мечтает.
Важно, чтобы у ребенка была своя кроватка, свой уголок, свои игрушки. Когда нет понятия - «мое», трудно постичь понятие – «чужое».
Не оценивайте резко и категорично проступок ребёнка. Лучше не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.
Недопустимо обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.
Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.
Никогда не берите сами то, что вам не принадлежит.
В заключение стоит сказать, что нравственные нормы ребенок постигает постепенно в процессе развития. Совсем еще маленький ребенок различает хорошее и плохое только благодаря реакции на его поступки родителей, которые, прежде всего, мимикой и интонацией дают ему понять, какое поведение они поощряют, а какое — нет. При правильном подходе к проблеме воровства педагогов и родителей, данное «негативное» поведение может полностью искорениться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_roditelyam_-_vorovstvo_v_doshkolnom_vozraste.doc | 466 КБ |
Предварительный просмотр:
Воровство в дошкольном возрасте
В любом цивилизованном обществе порядочность и честность среди главных достоинств личности занимают далеко не последнее место. Поэтому понятны волнения и переживания родителей, если их ребенок был замечен в краже или вдруг в доме начали появляться чужие вещи.
Детское воровство отличается от взрослого тем, что ребенок не может еще в полной мере осознать, насколько плохо поступает. В его представлении он «просто берет» то, что ему нравится. Ведь для 2-3летнего малыша вполне естественно взять на улице чужую игрушку и начать играть ею. Маленькие дети познают мир и не считают свои действия воровством. Следовательно, взрослые не должны ругать детей за «воровство» как за преступление. Детям нужно объяснить, в чем заключается их ошибка.
Не стоит сразу «приклеивать» ребёнку всякого рода ярлыки типа: «хулиган», «вор» и т. д. Прежде всего, необходимо разобраться в сути проблемы, выяснить, зачем и почему он так делает?
Ребёнок 4-6 лет уже способен понимать границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свои желания и порывы: знаю, что не мое, все равно взял. Причем ценность вещи роли не играет – будь то дорогая игрушка или пластмассовая безделушка. Поэтому важно определить мотив, побуждающий его на совершение определенных действий.
Среди основных мотивов, которые толкают дошкольников на «воровство», можно выделить несколько групп:
1. Желание владеть чем-то (чаще всего игрушкой). Видя новую игрушку у сверстника, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, ребёнок её открыто отбирает, тайно прячет, или уносит домой. При этом он не ворует, а берет. Берет, чтобы доиграть, насладиться игрой, не понимая разницы между общественной и личной собственностью человека, не понимая вообще, что такое собственность и принадлежность.
2. Желание привлечь к себе внимание взрослых – достаточно глубокий психологический мотив. Возможно, ребенку просто не хватает внимания и тепла вечно занятых родителей. Его логика проста: «Когда я веду себя плохо, меня ругают. Но это лучше, чем когда меня не замечают».
3. Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю «ценного» предмета или вещи. Этот мотив характерен для детей старшего дошкольного возраста, когда ребенку уже не безразлично его место в группе, и он способен целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы. В этом случае, ребенок хорошо понимает, на что он идет и для чего это делает.
4. Желание сделать приятный подарок кому-то из близких (чаще всего родителю) – это социальный мотив. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову.
5. Желание отомстить кому-либо вызвано повышенной эмоциональностью, ранимостью детей дошкольного возраста. Возможно, забирая ценную вещь, ребенок решил «наказать» своего обидчика.
6. Желание узнать что-либо – это познавательный мотив, который обуславливает развитие ребенка, расширяет его знания об окружающем мире. Дошкольнику свойственен интерес к тому, как сделаны и из чего состоят предметы и вещи. Однако зачастую он чувствует себя не вправе ломать дорогие игрушки с целью узнать, что там внутри и как все устроено. Но зато с удовольствием делает это с игрушками, не принадлежащими ему, а значит не имеющими особой ценности. Поэтому берет, ту вещь, которой он не дорожит (чужую) и проводит над ней творческие эксперименты.
7. Желание подражать взрослым, то есть быть как они. Дети учатся правилам поведения на примере взрослых, с которыми чаще всего общаются. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или поднимают потерянную кем-то вещь, - взрослые не догадываются, что являются примером воровского поведения.
Рекомендации родителям:
- Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.
- Необходимо систематически рассказывать ребенку о том, что существуют вещи, принадлежащие другим людям, которые брать нельзя. Рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.
- Скажите, что в вашем доме должно быть только заработанное своим трудом и что чужую вещь вы тут же заметите и в любом случае потребуете отнести ее обратно владельцу.
- Следует приучить ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом – это приведет к осознанности действий, позволит избежать многих неприятных ситуаций.
- Уделяйте ребенку хотя бы 30 минут времени, занимаясь с ним совместными интересными для него делами, чаще обнимайте его, говорите, что любите, делитесь своими переживаниями и мыслями, и тогда удастся наладить необходимый психологический контакт.
- Периодически разговаривайте с ребенком, интересуйтесь в какие игры он играет и с кем, какие игрушки ему больше нравятся, о чем он мечтает.
- Важно, чтобы у ребенка была своя кроватка, свой уголок, свои игрушки. Когда нет понятия - «мое», трудно постичь понятие – «чужое».
- Не оценивайте резко и категорично проступок ребёнка. Лучше не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.
- Недопустимо обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.
- Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.
- Никогда не берите сами то, что вам не принадлежит.
В заключение стоит сказать, что нравственные нормы ребенок постигает постепенно в процессе развития. Совсем еще маленький ребенок различает хорошее и плохое только благодаря реакции на его поступки родителей, которые, прежде всего, мимикой и интонацией дают ему понять, какое поведение они поощряют, а какое — нет.
При правильном подходе к проблеме воровства педагогов и родителей, данное «негативное» поведение может полностью искорениться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям. " Развитие ребенка дошкольного возраста. Как достичь успеха?"
После рождения вашего малыша, жизнь которого полностью находится в ваших руках и зависит от вас, может возникнуть много вопросов о будущем. Каким будет малыш? Будет ли она умницей? Будет ли он хорошо ...
Для вас, родители. Воровство в дошкольном возрасте.
Мотивы, толкающие ребёнка на воровство. Как помочь ребёнку преодолеть себя....
Консультация для родителей "Воровство в дошкольном возрасте".
Консультация рассказывает о том, как помочь ребенку избавиться от желания завладеть чужими вещами....
Советы родителям детей младшего дошкольного возраста
Группа младшего дошкольного возраста — это дети 3- 4 лет. Адаптация в этом возрасте проходит легче, быстрее. Малыш не так привязан к родителям, как дети более взрослые дети. Психологи говорят о ...
Консультация для родителей "Воровство в дошкольном возрасте"
Консультация для родителей "Воровство в дошкольном возрасте"...
Советы родителям детей младшего дошкольного возраста по адаптации.
Как правильно себя вести в период адаптации ребенка к детском саду?...
Консультация для родителей "Воровство в дошкольном возрасте"
Консультация для родителей "Воровство в дошкольном возрасте" Младшая группа...