Возрастные нормативы появления речи и звуков
консультация

Новикова Елена Владимировна

Возрастные зтапы формирования речи в раннем и преддошкольном возрасте. Онтогенез звукопроизношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_normativy_poyavleniya_rechi_i_zvukov.docx13.41 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМАТИВЫ ПОЯВЛЕНИЯ РЕЧИ И ЗВУКОВ

Первый год жизни (доречевой период) является своего рода подготовительным этапом к речевой деятельности, он подготавливает все речевые системы к освоению речи. Крик, с помощью которого ребенок «общается» до 1 г. – первая голосовая реакция, тренирует голосовые связки и дыхание. Процесс питания (сосание) – активизирует органы артикуляции. Общительность родителей – развивает психические процессы: зрительное и слуховое внимание, память. Подражательный рефлекс – закладывает первоосновы речи – гуление, лепет.

К 2-3 месяцам появляются специфические голосовые реакции - гуление - звуки, которые напоминают гласные ([а], [о], [у], [э]), наиболее легкие для артикулирования; губные согласные ([п], [м], [б]), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные ([г], [к], [х]), связанные с физиологическим актом глотания.

Между 4 и 6 месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка - лепет. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется механизм слогообразования. Лепет включает элементы произвольного управления со стороны ребенка.

Лепет представляет собой «предречь, так как происходит упражнение речевого аппарата, ребенок учится прислушиваться к себе, соизмерять слуховое восприятие и двигательные реакции. Развивается контроль за дыханием, изменяются параметры тона, громкость звуков.

К 5-7-ти месяцам ребенок несколько минут подряд ритмически повторяет слоги: та-та-та, га-га-га и т.д.

К году эти цепочки слогов становятся всё короче ребенок начинает произносить "слова", образованные повторением одного и того же слога по типу: ба-ба, ма-ма.

К 1,5 годам ребенок произносит звукоподражания животным, предметам и объектам ближайшего окружения; просит «дай» с использованием указательного местоимения; использует слова «да», «нет».

К 1,8 формируется простая фраза (мама дай, папа иди), ребенок задает вопрос «Что это?».

К 2 годам словарь ребенка состоит примерно из 300 слов, из которых 65% - это существительные, 20% - глаголы, 15% - другие части речи.

К 3 годам ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза, а так же звуки С, З и их мягкие пары, звук Ц.

К 4 годам появляются звуки Ль, а затем Л.

4,5 года – шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч.

К 5 годам – звук Р.

К 5,5 – мягкий звук Рь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные нормы появления звуков в речи ребёнка

Родители должны знать примерные сроки появления звуков речи....

Возрастные нормы появления звуков в речи ребенка

Данный материал поможет родителям лучше узнать о возрастных особенностях пояления звуков у детей...

Возрастные нормативы развития речи детей 5-6 лет

В этом возрасте развиваются все стороны речи ребенка. Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи.Словарь. К старшему дошкольному в...

Консультация "Возрастные нормы появления звуков в речи ребёнка".

Возрастные нормы появления звуков в речи ребёнка....