Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Мосолова Антонина Арсентьевна

Материал по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста будет полезен для родителей и воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Мосолова Антонина Арсентьевна

Речь ребёнка – это показатель его развития. Речь у детей развивается стремительными темпами, и уже к пяти годам
заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил
основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи, позволяющими ему свободно общаться.
       
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и
описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток,
становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

         Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевое развитие включает владение речью, как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и
интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

        К 5-6 годам ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки,
описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.
        Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно. Основные виды развития связной речи в старшем дошкольном возрасте – монологическая и диалогическая.
Каждая из них имеет свои особенности.

          Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и  поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни и семьи. Родителям следует знать, что овладение диалогической речью – является необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками.
            Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не
увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.

По мнению педагогов и психологов именно монологическая устная речь является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Следовательно, необходимо развивать целенаправленно связную речь.

 Родители, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.
Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению с взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать. Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка.

Основные виды - это рассказ и пересказ.
Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.
При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика.
Задача ребенка - запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к художественной речи, запоминают образные слова, учатся
владеть родным языком. Следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи.
Прежде всего, родителям необходимо выразительно прочитать рассказ, который ребенку
предстоит пересказать. После чтения провести беседу, основное значение которой – выяснить, правильно ли ребенок понял содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим признаком в беседе выступают вопросы.
Самостоятельный рассказ - высший вид речи. Во время связного изложения своих
мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно строить высказывание с точки зрения логики событий.
Рассказывание может опираться на разные психические процессы: по памяти, по восприятию, по воображению.
Оба вида речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ - из диалога по поводу событий из личного опыта.
Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослого должна прослеживаться огромная заинтересованность и желание осваивать вместе с ребенком все
этапы развития связной речи.
Основные задачи для развития связной речи ребенка, которые необходимо решать в семье:
 Формировать интерес ребенка к художественной литературе.
Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого. Спросите мнение ребенка, как бы он поступил в той или иной ситуации. Объясните
значение непонятных, новых слов ребенку.
Учите связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
 Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.
а) составление рассказов по семейным фотографиям (летний отдых, поход за грибами и т.п.);
б) рассказы по сериям картинок с последовательно развивающимся действием (от 4-х и более);
в) составление рассказа по сюжетной картине, о предмете, о событиях из личного опыта.
г) составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему; придумывать свои концовки к сказкам.
Дошкольники любят фантазировать, придумывать свои сказки, новых сказочных героев,
часто сочиняют целые серии приключений. Если родители включаются в эту игру, может составиться небольшая книжечка похождений какого-либо героя: родители запишут текст со слов ребенка, а малыш нарисует картинки. Детские фантазии и сказки легко записать на диктофон. Если ваш ребенок пока не очень увлекается сочинительством, побуждайте его к этим занятиям. Рассматривая картинку, попросите придумать предысторию события или продолжить действие.
Вызвать интерес ребенка к театрализованной деятельности.
Необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, для развития диалогической речи. Можно разыграть с ним сказку, предоставив ему возможность выбрать себе роль. Некоторые дети играют за всех персонажей, изображают сказку, а не просто пересказывают ее. Заинтересовать ребенка можно с помощью кукольного театра. Куклами
могут быть и обычные игрушки.


Уважаемые родители! Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. Чаще играйте с ребенком! Ведь игра – основной вид деятельности детей.

Игры и игровые упражнения на закрепление различных речевых навыков

 «Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок  крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

 «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры.

«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из кухонного шкафа? Винегрета? Борща? Плиты? и т.д.

 «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку. Можно играть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

 «Приготовим сок». Из яблок сок... (яблочный); из слив..... и т.д.

«Мастерская Золушки». Пока вы заняты пришиванием пуговиц, предложите ребенку выложить узоры из ярких ленточек, пуговиц. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц.. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

 «По дороге из детского сада» предложите ребенку проверить, кто внимательнее. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно назовем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая.

 «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их называешь, то все становится красным (зеленым, желтым и т.д.) Посмотри вокруг и скажи, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красные очки, красный мяч и т.д.

 «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч, ты будешь ловить его только тогда, когда услышишь звук «Б».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых занятий"

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны...

Консультация для педагогов "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Консультация для родителей по  развитию связной речи детей с ОВЗ...

Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с ...

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реа...

Консультация на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»

                   Консультация на тему:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»...