Консультация для родителей " Развитие речи младших дошкольников "
консультация
" Развитие речи младших дошкольников "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_po_razvitiyu_rechi_detey.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие речи младших дошкольников»
Речь для детей раннего возраста играет огромную роль в его развитии.
Ребенок вступает в общение со взрослыми и сверстниками, высказывается по поводу своих действий и наблюдений. Речевая активность, если считать число слов, произнесенных в моменты высказываний, у ребенка 3 лет в среднем составляет 25-30 слов. К 3 годам она увеличивается в 3-4 раза. Потребность спросить, объяснить, прокомментировать активизирует словарь малыша (на протяжении третьего года он увеличивается в 5-6 раз), усложняет грамматическую форму высказываний.
Одной из главных задач по развитию речи является понимание речи. В начале третьего года жизни ребенок хорошо ориентируется в ближайшем окружении. Можно подумать, что он понимает содержание того, о чем говорится при нем, о знакомых вещах и явлениях. Однако, понимание им речи окружающих еще недостаточно совершенно. Необходимо формировать умения различать предметы (по внешнему виду), знакомить с отдельными признаками предметов, их названием, отношениями (временными, причинно-следственными, места), развивать способность обобщения.
ЧТО ЖЕ МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ?
- Побольше разговаривайте со своим малышом.. Произносите все слова так, как нужно, потому что употребление "детского" языка навредит формированию "нормального" языка ребенка.
- Внимательно слушайте малыша. Давайте ответы на все его вопросы. Это - залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить. Снисходительно относитесь к ошибкам малыша, когда он говорит. Ошибки - это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять так, что малыш, боясь ошибиться, медленнее будет развиваться.
- Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Учите его слушать окружающие звуки и различать их: "Вот слышишь, едет машина, а это шумит пылесос, а что это? Да, правильно, это часики". Пусть малыш учится самостоятельно различать звуки, отгадывать, что как звучит, а что не звучит.
- Часто дети умеют прекрасно получать все желаемое совсем без помощи слов. Им бывает достаточно указать пальчиком на желаемый предмет и вымолвить магические слова: "Дай", как их желание сразу осуществляется. Понимать его будете лишь вы и близкие люди. Поэтому приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения, фразы.
- Учите с ребенком стихи, сказки, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует память и внимание.
- Учите малыша строить связные рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжечках. Это сформирует такое умение как контекстный язык, то есть способность представить себе события, которые должны состояться. Для этого, рассматривая книжечку, задавайте малышу вопросы: кто это (собачка), какая собачка (белая, пушистая, смешная), что она делает (грызет косточку) и т.п. А потом, подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: это маленькая пушистая собачка, у нее есть косточка и она грызет ее. Постоянно вводите новые слова, которые изображают предметы окружающего мира, явления и события. Обязательно объясняйте значение новых слов, которые встречаются в речи, в рассказах или стихотворениях, которые вы читаете.
Развитие речи надо сочетать с формированием умения высказывать элементарное суждение. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых. Следует учесть, что на третьем году жизни дети отвечают на вопрос что? или кто это? Если ребенку известно действие, он легко отвечает на вопрос что делает персонаж? Или рассказывает о совершаемом действии. Узнавание действий на картинке – одно из проявлений способностей обобщать. Поэтому, рассматривая с детьми картинки, следует задавать им вопросы по поводу разнообразных действий, в том числе и обозначающих состояние: радуется, замерз…
На третьем году жизни важно развивать активную речь. Словарь детей составляет 800-1100 слов. В этом возрасте дети часто употребляют глаголы. Выступая в роли сказуемого, глаголы «тянут» за собой дополнения – объект действия или обстоятельство. Поэтому, рассказывая о каком либо действии, дети не ограничиваются одним словом, а используют простые предложения. Дети начинают пользоваться предлогами, увеличивается активный словарь прилагательных и наречий, в речи детей широко представлены местоимения. В речи детей появляются падежные окончания. Они употребляют глаголы в будущем и прошедшем времени, изменяют их по лицам. Речь детей состоит преимущественно из простых повествовательных предложений. Нередко они пользуются и восклицаниями. Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы в речи детей встречались разнообразные вопросы.
Речь ребенка формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей.
Проверяем уровень развития речи ребёнка 3-4 лет.
Если вас что-то настораживает в речи ребёнка, сначала попробуйте определить, что именно. Подберите сюжетную картинку, рассмотрите и обсудите её вместе.
«Кто здесь нарисован?» - «Мальчик». - «Что он делает?» - «Играет». - «А во что он играет?» - «В мячик». - «Какого цвета мячик?» - «Синего». Проанализируйте, какие именно ошибки делает ребёнок. Не умеет ребёнок пользоваться падежами?
Поиграйте с ним, склоняя слово (синий, нет синего мячика, беру синюю чашку и т. д.)
Неправильно произносит звуки?
Чётко определите какие. Подберите картинки с «проблемными» звуками: например, если малышу плохо удаются шипящие, значит, на картинках будут шарик, мишка, щенок; если «с» - солнышко, велосипед, часы и т. д.
Бывает, что ребёнок переставляет слоги или вместо одних звуков произносит другие, например говорит «кашина» вместо «машина».
В таких случаях чётко произнесите слово в двух вариантах и предложите малышу выбрать правильный. Конечно, может случиться, что он выберет верный, но сам будет произносить слово по-прежнему.
Ничего удивительного: он ещё не научился слышать себя.
Запишите разговор с ним на кассету и дайте ему прослушать. Развитие произношения (совместная работа с малышом)
1. Для начала отработайте с малышом вдох и выдох: это важно для хорошего произношения. Объясните ребёнку, вдыхать воздух надо через нос, а выдыхать - через рот, покажите, как это делать. Затем возьмите две картинки: на одной – нос, на другой – рот. Показывайте их ребёнку поочерёдно – он должен делать вдох и выдох, ускоряйте или замедляйте темп, тренируя дыхание.
2. Многие звуки произносятся на выдохе. Предложите подуть на пальчик, задуть свечку и т. д. Очень полезно для отработки правильного выдоха следующее упражнение. Положите на стол маленький кусочек ватки, пусть малыш дует на него, заставляя двигаться.
3. Ребёнок должен хорошо усвоить положение язычка при произнесении тех или иных звуков. Для начала задача должна быть совсем простой. Посадите его перед зеркалом: «Улыбнись, покажи зубки. Прижми язычок к нижним, теперь к верхним зубам». Научите малыша чувствовать гласные звуки: «Положи ручку на горлышко.
Игры с ребёнком.
1. «Угадай, каких игрушек не стало»
Учим малыша употреблять слова – наименования игрушек в родительном падеже множественного числа.
Давай поиграем. Я спрячу игрушки, а ты догадаешься, чего не стало (своей ладонью или пальчиком закрыть одну картинку и спросить: «Чего не стало?»). Ребенок пытается угадать и отвечает: «Не стало кукол». Если Вы используете набор картинок, то просто убираете одну картинку, а малыш догадывается, чего не стало.
Обязательно похвалите ребенка и порадуйтесь правильному ответу вместе с ним. Если малыш допустил грамматическую ошибку (например, сказал так: «не стало скакалков, утёнков») не повторяйте ошибку за ним. Вместо этого сразу же скажите правильный вариант: «Ты угадал. Молодец! Не стало скакалок».
Речевая игра с игрушками
2. «Команды»
Учим ребенка употреблять в речи глаголы в повелительном наклонении. Предупреждаем и исправляем грамматические ошибки в речи малышей.
Попросите ребенка выбрать любимую игрушку, которую он будет учить. Игрушка (в руках взрослого) выполняет команду малыша только в том случае, если он не допустил грамматической ошибки. В случае ошибки игрушка «ждет», когда ребенок исправит свою ошибку сам или с помощью взрослых.
Сначала Вы помогаете малышу давать команды игрушке: «Попроси куклу сплясать, лечь на спинку, спеть и т.д.», затем команды придумывает ребенок, а Вы только помогаете ему, подсказываете правильный вариант в случае необходимости. В дальнейшем можно поменяться ролями с ребенком.
Ниже есть подборка слов, в которых дети очень часто ошибаются и говорят, например, так: «ляжь», «помахай», «спей», «просни». Данные ошибки очень быстро уйдут из речи детей после нашей веселой игры. Главное – повторять игру многократно с разными игрушками и разными командами. Команды может делать и взрослый, и папа с мамой, и ребенок по Вашей просьбе – придумывайте свои варианты! Веселой Вам игры!
Примерные команды для игры с игрушкой: присядь, наклонись, помаши рукой, спой, спляши, порисуй, побегай, попрыгай, спи, проснись, похлопай в ладоши, топни, ляг на спинку, ляг на животик, причешись, поезжай, сядь, перепрыгни через…, дотронься до носа (до ушей, до хвоста, до рта) и т.д.
Как известно, речь взрослого является примером для ребёнка. И чтобы научить его правильно разговаривать, нужно соблюдать следующие основные моменты:
• Общаясь с ребёнком, следить, чтобы ваша речь была выразительной, чёткой и спокойной.
• Показывая ребёнку картинки, разговаривать с ним, постепенно усложняя задания.
• Чтение книги и рассматривание картинок должно происходить на эмоциональном подъёме.
• Обязательно давать ребёнку полезные поручения передать что-нибудь или позвать кого-нибудь из членов семьи.
• Помогать ребёнку в составлении рассказа, но сначала позволить ему попробовать рассказать самостоятельно, без вашей подсказки.
• Задавать малышу вопросу по содержанию прочитанного и стимулировать речевое развитие ребёнка.
• Разучивать с детьми считалки, пословицы, поговорки.
• Проводить обучение через игровую деятельность, сопровождаемую стихами.
• Играть с ребёнком, ибо через игровую деятельность ребёнок познаёт окружающую реальность.
• Поощрять стремление ребёнка к рисованию и умению рассказывать по нарисованному.
• Не забывать продолжать развивать у ребёнка двигательную активность, как общую, так и движение рук и пальцев.
• Не скупиться на похвалу речевых высказываний ребёнка. Выражать поощрение ребёнка улыбкой и словами «хорошо», «молодец».
• Чётко формулировать свои замечания ребёнку.
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимо побуждать ребёнка к слову, т. е. вести совместную деятельность с взрослым, а позднее и со сверстниками, организовывать совместную трудовую деятельность по интересам, игры, театрализованные представления, непосредственную образовательную деятельность. Большую роль при этом играют действия педагогов, а дома - взрослых, которым ребёнок пытается подражать. Общение с взрослыми становится основой и предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает позднее. Поэтому родители должны помнить: при дефиците общения, его ограниченности, бедности, ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, и он может вырасти необщительным, замкнутым, не достаточно в речевом плане грамотным. И так как известно, что речь обладает многими функциями, развитие речи следует выстраивать в соответствии с её направленностью.
Познавательная функция речи формируется в процессе развития деятельности, восприятия и мышления. Сначала слово соединяется с конкретным предметом, действием ребёнка, качеством, свойством или отношением к этому предмету, действию или поступку, с которым знакомится ребёнок. Затем вводится в речь детей обобщённые значения слов (обобщённые образы предметов, действий, свойств и отношений, что является новым шагом в подготовке его к школьному обучению. Выполняя поделки, постройки, рисунки ребёнок подражает действию взрослого (показ, по образцу, по собственному замыслу, по представлению, давая словесное описание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и ...
Консультация для родителей "Развитие речи младших дошкольников"
Автором представлен материал по развитию речи младших дошкольников....
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи малыша, рассказать о роли художественной литературы в развитии речи и речевом общении....
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
Консультация для родителей«Развитие речи младших дошкольников вусловиях семьи и детского сада»Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается вдошкольном возрасте по двум направ...
Консультация для родителей "Развитие речи младших дошкольников, через приобщение к русскому народному творчеству"
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного под...
"Консультация для родителей "Развитие речи младших дошкольников"
Тема: "Развитие речи младших дошкольников"...
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
Консультация для родителей«Развитие речи младших дошкольниковв условиях семьи и детского сада»Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум напра...