Рекомендации для родителей «Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста».
консультация

Воронкова Юлия Николаевна

Рекомендации для родителей «Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста».

Подготовила Воспитатель :Воронкова Ю.Н.

 

«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста».

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребенка.        

В воспитательном процессе важное место должны занять: народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые являются тем фундаментом, на котором растет национальное сознание, достоинство, самоуважение. Патриотическое воспитание ученые понимают как «формирование гармоничного, развитого, высокообразованного, социально активного и национально сознательного человека, наделенного глубокой гражданской ответственностью, здоровыми интеллектуально-творческими и духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, трудолюбием, хозяйственной смекалкой, предприимчивостью и инициативностью» [3, с. 3].

Чувство патриотизма очень тесно связано с содержанием общественной жизни. К проблемам воспитания молодого поколения на принципах патриотизма в разное время обращались многие педагоги, как А.С. Макаренко, С.Ф. Русова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.

До сих пор актуальны и очень ценны работы по духовно-нравственному воспитанию педагога-гуманиста и философа В.А. Сухомлинского. Он видел приоритет в формировании нового поколения сознательной молодежи, воспитании настоящих патриотов, которые по настоящему любят Родину, гордятся своим народом и его историческим прошлым, ответственных за его будущее. Эту важнейшую закономерность воспитания В.А. Сухомлинский определял по-своему: воспитывать маленького ребенка так, чтобы у него были ценности, которые достались ему дорогой ценой. Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок очень чувствителен к эмоциональным воздействиям и склонен к подражанию, создаются благоприятные условия для того, чтобы постепенно раскрыть ему смысл народного и мирового наследия через художественные произведения, этику человеческих взаимоотношений, сформировать первый практический опыт проявления души по отношению к родным и близким людям, родному дому, отчему краю с его природой, историей и традициями, родного языка, – всего, из чего для каждого начинается Родина [5].

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях настоящего времени. Патриотами не рождаются, ими становятся. Важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Чувство патриотизма у ребенка дошкольного возраста проявляется в потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы. Ребенок начинает понимать и проявлять такие качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Основными направлениями патриотического воспитания детей являются: формирование представлений о семье – семья, род и родословная; ознакомление с явлениями общественной жизни; формирование знаний об истории государства, государственных символах; ознакомление с традициями и культурой своего народа; формирование знаний о родном крае. Благоприятным для начала систематического патриотического воспитания является средний дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям [2, с. 11].

Педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников имеет интегративный характер. Формы взаимодействия детского сада с детьми и их родителями в настоящее время разнообразны. Планируя свою работу с детьми, педагоги применяют следующие формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, игры, викторины. В последнее время актуально стало использование в работе проектной технологии.

Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. Именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Также немало важным в педагогическом процессе является взаимодействие с семьей воспитанников, привлечение взрослых в совместной деятельности. Особенное значение в нравственно-патриотическом воспитании детей имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи нужно объяснять и прививать чувства сопричастности к малой Родине, постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и прочее [4].

Достижения в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами педагоги и родители будут знать и любить историю своей Родины. Никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет любить и гордиться своей страной, своим народом, своим городом.

В 2019-2020 учебном году в старших группах МДОУ ДС Ёлочка г. Краснослободска был успешно реализован проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты большой страны», целью которого являлось воспитание любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений.

Работая по данной теме, мы поставили перед собой следующие задачи:

- формировать у детей чувства любви к своему родному краю;

- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания;

- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

-знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

При реализации проекта педагоги работали по следующему плану:

- Изучили тематику проекта, подобрали необходимую литературу, подготовили предметно-пространственную развивающую среду.

- Вводили детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

- Создали игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

- Заинтересовали каждого ребенка тематикой проекта, поддерживали его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.

- Рассматривались все предложенные детьми варианты решения проблемы:

- Развивали творческое воображение и фантазию детей.

- Вовлекали родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включала в себя следующее:

- подготовку педагогического коллектива;

- работу с детьми;

- работу с родителями;

- оснащение развивающей среды;

- взаимодействия с социумом.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет такие методы работы с дошкольниками как: досуги, театральные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, детские проекты, участия в конкурсах, занятия.

В основу работы с детьми были положены следующие принципы:

- учет возрастных особенностей;

- учет индивидуальных особенностей;

- принцип коллективизма;

- принцип сотрудничества;

- принцип уважительного отношения к личности ребенка;

- принцип на положительную ориентацию.

В рамках проекта «Маленькие патриоты большой страны» была проведена следующая работа:

1. Обустройство патриотических центров в группах. Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.

2. Провели празднование государственных праздников: «День России», «День защитника Отечества», «День Государственного флага Российской Федерации», «День победы в Сталинградской битве», «День Победы», «День народного единства».

3. Провели тематические утренники: «Осенняя ярмарка», «Покров», «День здоровья», «День Матери», «Новый год», «Рождественские святки», «Международный женский день», «День Земли». Воспитанники ДОУ приняли активное участие в акции «Голубь Мира».

4. В течение года проводились конкурсы декоративно-прикладного искусства и их выставки. Дети и родители (законные представители) с удовольствием принимали в них активное участие.

 

Использование проектной технологии в системе нравственно-патриотического воспитания позволило сочетать интересы всех участников образовательного процесса и решить задачи по воспитанию у детей чувства патриотизма, любви и привязанности к семье, родному дому, городу; формированию бережного отношения к родной природе и всему живому развитию любознательности в процессе совместных мероприятий; воспитанию чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является актуальным для всех участников педагогического процесса. В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Тем самым мы формируем гражданскую позицию, патриотические чувства и любовь к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия. 

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. - 252 с.

2. Константинова О., Харитонович А., Абба П. Воспитываем патриотов // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – 2012. – № 10. –С. 11–24.

3. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Ребенок». – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.

4. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников. Методические рекомендации. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – С. 10-13.

5. Теоретические основы педагогики: курс лекций / под ред. О. Вишневского – Дрогобыч: Возрождение, 2001. –  268 с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей «Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста».

Подготовила Воспитатель :Воронкова Ю.Н.

«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста».

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребенка.        

В воспитательном процессе важное место должны занять: народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые являются тем фундаментом, на котором растет национальное сознание, достоинство, самоуважение. Патриотическое воспитание ученые понимают как «формирование гармоничного, развитого, высокообразованного, социально активного и национально сознательного человека, наделенного глубокой гражданской ответственностью, здоровыми интеллектуально-творческими и духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, трудолюбием, хозяйственной смекалкой, предприимчивостью и инициативностью» [3, с. 3].

Чувство патриотизма очень тесно связано с содержанием общественной жизни. К проблемам воспитания молодого поколения на принципах патриотизма в разное время обращались многие педагоги, как А.С. Макаренко, С.Ф. Русова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.

До сих пор актуальны и очень ценны работы по духовно-нравственному воспитанию педагога-гуманиста и философа В.А. Сухомлинского. Он видел приоритет в формировании нового поколения сознательной молодежи, воспитании настоящих патриотов, которые по настоящему любят Родину, гордятся своим народом и его историческим прошлым, ответственных за его будущее. Эту важнейшую закономерность воспитания В.А. Сухомлинский определял по-своему: воспитывать маленького ребенка так, чтобы у него были ценности, которые достались ему дорогой ценой. Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок очень чувствителен к эмоциональным воздействиям и склонен к подражанию, создаются благоприятные условия для того, чтобы постепенно раскрыть ему смысл народного и мирового наследия через художественные произведения, этику человеческих взаимоотношений, сформировать первый практический опыт проявления души по отношению к родным и близким людям, родному дому, отчему краю с его природой, историей и традициями, родного языка, – всего, из чего для каждого начинается Родина [5].

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях настоящего времени. Патриотами не рождаются, ими становятся. Важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Чувство патриотизма у ребенка дошкольного возраста проявляется в потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы. Ребенок начинает понимать и проявлять такие качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Основными направлениями патриотического воспитания детей являются: формирование представлений о семье – семья, род и родословная; ознакомление с явлениями общественной жизни; формирование знаний об истории государства, государственных символах; ознакомление с традициями и культурой своего народа; формирование знаний о родном крае. Благоприятным для начала систематического патриотического воспитания является средний дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям [2, с. 11].

Педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников имеет интегративный характер. Формы взаимодействия детского сада с детьми и их родителями в настоящее время разнообразны. Планируя свою работу с детьми, педагоги применяют следующие формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, игры, викторины. В последнее время актуально стало использование в работе проектной технологии.

Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. Именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Также немало важным в педагогическом процессе является взаимодействие с семьей воспитанников, привлечение взрослых в совместной деятельности. Особенное значение в нравственно-патриотическом воспитании детей имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи нужно объяснять и прививать чувства сопричастности к малой Родине, постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и прочее [4].

Достижения в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами педагоги и родители будут знать и любить историю своей Родины. Никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет любить и гордиться своей страной, своим народом, своим городом.

В 2019-2020 учебном году в старших группах МДОУ ДС Ёлочка г. Краснослободска был успешно реализован проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты большой страны», целью которого являлось воспитание любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений.

Работая по данной теме, мы поставили перед собой следующие задачи:

- формировать у детей чувства любви к своему родному краю;

- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания;

- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

-знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

При реализации проекта педагоги работали по следующему плану:

- Изучили тематику проекта, подобрали необходимую литературу, подготовили предметно-пространственную развивающую среду.

- Вводили детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

- Создали игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

- Заинтересовали каждого ребенка тематикой проекта, поддерживали его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.

- Рассматривались все предложенные детьми варианты решения проблемы:

- Развивали творческое воображение и фантазию детей.

- Вовлекали родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включала в себя следующее:

- подготовку педагогического коллектива;

- работу с детьми;

- работу с родителями;

- оснащение развивающей среды;

- взаимодействия с социумом.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет такие методы работы с дошкольниками как: досуги, театральные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, детские проекты, участия в конкурсах, занятия.

В основу работы с детьми были положены следующие принципы:

- учет возрастных особенностей;

- учет индивидуальных особенностей;

- принцип коллективизма;

- принцип сотрудничества;

- принцип уважительного отношения к личности ребенка;

- принцип на положительную ориентацию.

В рамках проекта «Маленькие патриоты большой страны» была проведена следующая работа:

1. Обустройство патриотических центров в группах. Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.

2. Провели празднование государственных праздников: «День России», «День защитника Отечества», «День Государственного флага Российской Федерации», «День победы в Сталинградской битве», «День Победы», «День народного единства».

3. Провели тематические утренники: «Осенняя ярмарка», «Покров», «День здоровья», «День Матери», «Новый год», «Рождественские святки», «Международный женский день», «День Земли». Воспитанники ДОУ приняли активное участие в акции «Голубь Мира».

4. В течение года проводились конкурсы декоративно-прикладного искусства и их выставки. Дети и родители (законные представители) с удовольствием принимали в них активное участие.

5. Участие педагогического коллектива в конкурсах различных уровней, таких как:

- лауреаты 2 степени областного конкурса патриотической песни «Катюша»;

- дипломанты 1 степени в областном фестивале патриотической и авторской песни «Чистое небо»;

- лауреат 1 степени городского онлайн-фестиваля «Великая Победа»;

- участие в муниципальном фестивале патриотической песни «Журавли»;

- участие в Международной программе сохранения исторической памяти о вкаде женщин в победу и укрепления Мира.

Использование проектной технологии в системе нравственно-патриотического воспитания позволило сочетать интересы всех участников образовательного процесса и решить задачи по воспитанию у детей чувства патриотизма, любви и привязанности к семье, родному дому, городу; формированию бережного отношения к родной природе и всему живому развитию любознательности в процессе совместных мероприятий; воспитанию чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является актуальным для всех участников педагогического процесса. В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Тем самым мы формируем гражданскую позицию, патриотические чувства и любовь к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия. 

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. - 252 с.

2. Константинова О., Харитонович А., Абба П. Воспитываем патриотов // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – 2012. – № 10. –С. 11–24.

3. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Ребенок». – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.

4. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников. Методические рекомендации. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – С. 10-13.

5. Теоретические основы педагогики: курс лекций / под ред. О. Вишневского – Дрогобыч: Возрождение, 2001. –  268 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Нравственно - патриотическое воспитание для детей дошкольного возраста"

детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других наро...

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. По моему глубокому убеждению, с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь, чувство гордости за свою страну.

В жизни каждого человека есть памятные даты, свои праздники. Но весь многонациональный народ России объединят великий день 9 мая – День Победы. У нас создан не один проект по патриотическом...

Консультация для родителей "Народные праздники как средство нравственно-патриотического воспитания для детей дошкольного возраста."

middot;  Дать детям представление о народных праздниках.·  Познакомить с обрядами и обычаями этих праздников.·  Привить любовь к Родине через беседы о праздниках и непоср...

Рекомендации для родителей по воспитанию КГН детей дошкольного возраста

Презентация "Рекомендации для родителей по воспитанию кгн"...

Консультация для родителей "«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста на основе художественной литературы"

ldquo;Книги – корабли мысли, странствующие по волнамвремени и бережно несущие свой драгоценный грузот поколения к поколению”.(Ф.Бекон)...

Консультация для родителей. Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста.

Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться...

Консультация для родителей. Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста.

Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться...