ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОДАРЁННОГО РЕБЕНКА
статья (младшая группа)
Глобальные изменения, происходящие в последнее время в мировой экономике и в развитии человеческого общества в целом, требуют воспитания подрастающего поколения, способного усваивать большой объём знаний, мыслить неординарно, креативно, находить правильное решение в непредвиденных ситуациях, нестандартно решать поставленные задачи. Всем этим требованиям в полной мере отвечают одаренные дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozyreva_n.p._odarennost.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОДАРЁННОГО РЕБЕНКА
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться. (А. Бебель)
Глобальные изменения, происходящие в последнее время в мировой экономике и в развитии человеческого общества в целом, требуют воспитания подрастающего поколения, способного усваивать большой объём знаний, мыслить неординарно, креативно, находить правильное решение в непредвиденных ситуациях, нестандартно решать поставленные задачи. Всем этим требованиям в полной мере отвечают одаренные дети.
Основная нагрузка в этом нелегком деле ложится на родителей и педагогов. Чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка. Для того, чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Талантливый ребенок учится, занимается творчеством не за оценку, не за вознаграждение, а потому, что ему нравится учиться, потому что он находит удовольствие в творчестве. Таким образом, любой талантливый ребенок обязательно является мотивированным к познавательной деятельности. В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. [1]
«Творческие дети – «нестандартные»» дети, у них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению нового и более высокая скорость мышления. Согласно мнению Ж. Пиаже «Для мозга так же естественно учиться, как для легких дышать»» [3]. Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга значительно выше. Одаренных детей уже в раннем возрасте отличает способность к абстрактному мышлению, а также умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию.
Мы, взрослые, видим, что есть объективная ситуация и есть множество позиций восприятия одной и той же ситуации: один человек увидел ситуацию таким образом, другой - другим образом и когда взрослые люди встречаются с этой ситуацией противоречивости восприятия, они понимают, что другой человек может увидеть ситуацию по-другому. Особенность ребенка — это уверенность в том, что так как он видит ситуацию, видят абсолютно все. Это абсолютная уверенность, что другой позиции быть не может. И спорить с ребенком невозможно. Пиаже считает, что до семилетнего возраста преодолевается эгоцентрическая позиция и эти темпы развития - индивидуальны. Мы все проходим одни и те же стадии, но скорость индивидуальна. Пока ребенок в эгоцентрической позиции - ему очень трудно вообще вписаться в какую-либо организованную систему обучения. Так же Пиаже говорит о том, что мы можем быть эгоцентристами, когда начинаем рассуждать о вещах, о которых очень мало знаем. И мы говорим: «Да что-же они там не видят, что ли!» По сути, Пиаже нас предостерегает сначала узнать всю ситуацию, а потом уже так уверенно высказываться. [3]
Понятие «социо-когнитивного конфликта» - ужасно полезная штука для ребенка. Мы говорим о том, что у взрослых людей может быть абсолютно разная позиция. Взрослые пытаются спорить, обосновывая свою позицию - когнитивный конфликт решается когнитивными же средствами. Вторая особенность ребенка, у него нет когнитивных средств и когнитивный конфликт очень скоро перерастает в социальный - драться и ругаться. И во взрослости, если человек прибегает к этой форме, значит с аргументацией и логикой у него не очень все хорошо обстоит. Но оказывается, что чем чаще ребенок оказывается в ситуации социо-когнитивного конфликта, тем скорее расшатывается его позиция (если кто-то готов биться за свою другую позицию, может быть, в ней что-то есть). И получается, что ребенку полезно общаться в кругу сверстников, они ему нужны как люди, которые не будут уступать, ведь взрослый человек спорить с ребенком не может именно, потому что у ребенка другая логика. То есть взрослый, в силу своей компетентности и более зрелой позицией не будет драться с ребенком.
Третья особенность ребенка, как реализм мышления – это, сведение реального плана до границ видимого. Мы говорим об ограничениях для ребенка: реальным для него является только то, что он видел своими глазами. Только то что он видел, является для него реальным. Что же он видит? Он видит только то, что является феноменом. Говоря о развитии познания ребенка, аппелируется к познанию его мира. Гораздо чаще говорится о том, что ребенок познает физический мир и законы его устройства. Что он видит? Он видит, что идет снег. Это реальность, в которой он существует. Чего он не видит? Он не видит скрытых механизмов (отчего идет снег). Мы пришли к тому, что ребенок видит феномены, но не понимает механизмов их проявления. Для ребенка взрослый остается всесильным. И для ребенка взрослый может быть виновником происходящих и физических событий, что все феномены физического мира тоже могут быть делом рук человека.
Мышление ребенка алогично. Оттолкнемся от взрослого, взрослые логичны. Логика говорит об особенностях построения рассуждений. Что значит «мыслить логично»? Ребенок не выделяет причинно-следственных связей. Вопрос к ребенку классический и с классическим ответом: «Спросите у ребенка, отчего ветер дует?» «Оттого, что деревья качаются», - скажет малыш. Он прав, он связал два явления. Но что является следствием, а что является причиной - откуда ему знать. И у него выстраивается прямо противоположная логика. Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности» [2]. Это зависит и от семьи, социальной среды, куда попадает человек. Многие творчески одаренные, талантливые люди, немало сделавшие для науки и искусства, увлекались своей очень узкой сферой познания или творчества и вряд ли могли быть названы разносторонними личностями.
В заключении, хотелось бы сказать, что работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.
Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого-
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать. увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу-наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг себя!
Список литературы:
1. Захарова А.А. Сущностные особенности детей и специфика работы с ними. – Кафедра педагогики, ПГГПУ, г. Пермь, 2008 - 2014, с. 1 – 3.
2. Ковальчук Т.В. Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними. г. Чехов, 2016, с. 1 – 6.
3. https://psysovet.ru/ Феномены Жан Пиаже. Эксперименты, теории, выводы о психологическом развитии детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская одарённость: признаки,виды,особенности личности одарённого ребёнка.
Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенкаОпределение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» Одаренность — это системное, развивающееся в ...
детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка
статья на тему детская одаренность...
Детская одаренность Признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка
Для организации практической деятельности каждому педагогу необходимо определить такие понятия, как «одаренность», «одаренный ребенок», признаки одаренности, виды одаренн...
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОДАРЁННОГО РЕБЕНКА
Глобальные изменения, происходящие в последнее время в мировой экономике и в развитии человеческого общества в целом, требуют воспитания подрастающего поколения, способного усваивать большой объём зна...
"Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка"
Участие в научно-практической конференции "Неделя науки ВИЭСУ - 2021": "МСУ в системе публичной власти"Конференция состоялась 10.12.2021 года...
Статья:"Особенности личности одаренного ребенка"
Главной цель- обучения и воспитания является создание условий для раскрытия и развития детских способностей...
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.
План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...