Методичка
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Почему ребенок врет
Причин вранья — огромное множество. Если речь идет о вранье родителям, это может быть страх наказания или страх разочаровать. Особенно это касается приемных детей: вспомните «медовый месяц» — в него играют и приемные родители, и приемный ребенок, каждый хочет казаться лучше, оправдать ожидания. Нередко вранье обусловлено завышенными требованиями родителей.
Иногда вранье — это попытка сохранить личное пространство. Такое случается, если родители пытаюсь контролировать каждый шаг ребенка, ставя его в безвыходное положение.
В школе ребенок может врать, чтобы самоутвердиться, приспособиться, влиться в коллектив.
Существует патологическое вранье, когда соврать — это не средство достижения цели, а сама цель. Когда люди врут, активизируются участки головного мозга, отвечающие за удовольствие. Чем больше эти участки активизируются, тем чаще хочется соврать. В этом случае не обойтись без профессиональной помощи, особенно если ситуации, в которых врет ребенок, могут представлять для него опасность.
Некоторые приемные дети врут по привычке: когда-то это могло быть условием выживания в кровной семье или детском доме, и отказаться от этой привычки нелегко.
Боремся с ложью, а не с ребенком
Ребенок, который не врет — звучит как сказка. Так и есть: войдя в нашу жизнь с раннего детства, ложь будет сопровождать нас всегда. Но выстроить с собственным ребенком доверительные отношения все-таки можно.
Важно следовать простым правилам:
- Поймав ребенка на вранье, не стоит клеймить его вруном
- Вместо того, чтобы ругать за вранье, постарайтесь разобраться, почему ребенок сказал неправду
- Объясните, что вам важно знать правду, чтобы защитить его.
Если ребенок врет по привычке
Когда тебе врут по привычке, без сколько нибудь веских причин — это неприятно и обидно. Но, возможно, именно с такой ложью легче всего работать: ведь построить доверительные отношения с ребенком, которым руководит страх, куда сложнее, чем искоренить дурную привычку. Существуют эффективные методики, помогающие избавиться от ненужных привычек или приобрести желаемые. Об одной из них Ольга рассказала на вебинаре.
Эта методика описана в книге Алана Каздина «Трудный ребенок». Ее можно использовать не только для того, чтобы научить ребенка говорить правду, но и чтобы сделать привычными многие другие действия: приучить ребенка закрывать на ключ входную дверь или делать уроки.
Как применить методику и сформировать привыку говорить правду:
Вы создаете для ребенка таблицу достижений, в которой прописываете поведение, к котрому стремитесь. В нашем случае — привычку говорить правду.
В таблице укажите: по вертикали — дни недели, по горизонтали — тренировки, желаемый навык, заработанные очки. Обязательно пишите позитивную формулировку: «я хочу, чтобы ты говорил правду», вместо «я хочу, чтобы ты перестал врать».
Тренировка
На тренировке вы искусственно создаёте ситуацию, в которой ребенок может соврать или сказать правду. Эту правду вы уже знаете: например, вы видете, что ребенок не пообедал, но все равно спрашиваете у него, ел ли он. Если ребенок говорит правду — он получает за тренировку очки, если врет — не получает. Важно: заработанные ранее очки не отбираются, даже если после ребенок соврал.
Количество тренировок можно увеличивать, пока правда дается с трудом, и уменьшать, если вы видите, что все получается.
Желаемое поведение
Графа «желаемое поведение» — это когда ребенок сказал правду сам. Например, пришел из школы и признался, что пропустил последний урок. Каждый раз, когда ребенок демонстрирует желаемое поведение, мы добавляем очков в таблицу и немедленно и искренне хвалим его. Не скупитесь на похвалу: когда вы достигаете поставленной цели, перехвалить невозможно. Обязательно обозначьте, за что хвалите: не просто «ты сегодня молодец», а «ты молодец, что сказал мне правду, я горжусь тобой».
Не замалчивайте ситуации, когда ребенок говорит неправду: скажите ему, что сегодня ему не удалось достигнуть цели, он не сказал вам правду, поэтому не получит очки. Но вы уверены, что завтра у него обязательно получится.
Очки, набранные за правду, вы обмениваете на что-то, что ценно ребенку. Пусть это будут нематериальные призы: 30 очков — семейный поход в пиццерию, 25 очков — игра в «Монополию» в выходные.
Повесьте таблицу в месте, где ее будете видеть вы и ребенок, но не будут видеть гости, чтобы ребенку не было стыдно за то, что он пытается исправиться.
Принято считать, что привычка формируется примерно за 800 повторений или 21 день регулярных тренировок. Если в этот срок вы не уложились — не страшно, начинайте заново, и результат обязательно появится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"
В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....
Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенк...
Методы и приемы обучения. Характеристика наглядных и практических методов обучения.
Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольника.
Что такое проект, что такое пректирование. Цель и задачи проектного метода. Виды и основные этапы проектов....
проектный метод как метод развивающего дошкольника
Консультация для воспитателей....
проектный метод как метод развивающего дошкольника
Консультация для воспитателей....