Кризис 7-ми лет
статья (подготовительная группа)
Возраст старшего дошкольника и перехода в начальную школу сопровождается сложным периодом – кризисом семи лет, в процессе которого происходит кардинальные изменения, как снаружи, так и внутри (психологически).
Л.И. Божович, рассматривая кризис семи лет, утверждает, что именно в этот период происходит формирование социального «Я» у детей. Дети начинают выражать свою «внутреннюю позицию», начинают показывать самооценку, появляются новые запросы по отношению, как к себе, так и к окружающим.
К ролям мальчика, сына, внука добавляются роли ученика школы, одноклассника. У детей появляются первые настоящие друзья, теперь он часть общества. Ребенок учится общаться с окружающими и ему важно их мнение и, в зависимости от его окружения, будет формироваться внутренняя позиция, которая отразится на поведении в будущем.
По Л. С. Выготскому, во время кризиса психологический облик ребенка претерпевает существенные изменения. Происходит коренная перестройка его отношений с социальным окружением. Если в дошкольном детстве ребенок мог вести себя более или менее произвольно только в игре или же опираясь на помощь взрослого, то с 6-7 лет данная способность начинает всё больше проявляться в различных сферах жизнедеятельности и становится внутренним достоянием ребенка. Выготский отмечал, что существенные изменения происходят и в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые появляется обобщение переживаний. Переживание череды успехов или неудач каждый раз приводит к формированию аффективных устойчивых комплексов, чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, наоборот, чувства собственной значимости, компетентности, ценности, исключительности. Кризис 7 лет связан с радикальным изменением социальной ситуации развития ребенка. В этот период впервые возникает осознание и принятие своего места в системе человеческих отношений. По словам Дружинина В. Н., кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я». На этом возрастном этапе, как упоминалось выше, происходит появление и другого немаловажного новообразования — произвольного поведения. По определению И. В. Дубровиной «новообразование — это достижение в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.» Ребенок всё чаще проявляет самостоятельность: сам делает выбор, как ему поступить в той или иной ситуации. Основой этого вида поведения являются нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает моральные ценности, старается придерживаться определенных правил и законов. С появлением у младших школьников произвольного поведения и произвольного уровня познавательных психических процессов прослеживается тесная связь с такими новообразованиями, как формирование «внутреннего плана» и рефлексии.
В младшем школьном возрасте жизнь ребенка содержит множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. На начальном этапе обучения в школе качественно преобразуются, изменяются все сферы развития ребенка. Перестройка начинается с усиленного и активного развития интеллектуальной. Значимой особенностью развития мышления в период школьного обучения является переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению. Согласно положениям Л. С. Выготского о системном характере развития высших психических функций, в младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это непосредственно оказывает влияние на другие психические функцияи, которые интеллектуализируются, осознаются и становятся произвольными: такие как восприятие, память и внимание. В отличие от ребенка-дошкольника, при решении задач, опирающихся на стихийно сложившиеся представления о чувственно воспринимаемых свойствах вещей или на усвоенные в общении со взрослыми «житейские понятия», младшему школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинных научных понятий.
Подготовка к школе может ослабить и даже решить проблему кризиса семи лет при начале обучения. Это происходит, потому что ребенок меняет вид деятельности с игровой на учебную, ребенок начинает осознавать ответственность и самостоятельно работать, формируется работа над ошибками, которая усиливает эффекты, указанные ранее. Происходит формирование осознанных дозволенностей, как в семье, так и в школе, в классе. Те признаки, которые мешали родителями, нарушение дисциплины, капризы т.п., постепенно угасают и кризис протекает незаметно и комфортно, как для ребенка, так и для взрослых.
Но если не обращать внимание на ребенка, не проводить подготовительные мероприятия, занятия к школе, кризис, которые проходил у ребенка тихо и незаметно, наоборот, начнет проявлять себя. Начнутся споры, нарушения поведения и другие формы негативных выплесков кризиса.
Чтобы кризис протекал тихо, нужно наладить общение с ребенком. Для этого психолог Ю.Б. Гиппенрейтер разработала три простых, но эффективных правила: не нужно помогать ребенку без его разрешения или просьбы; Поэтапно прекращать решение личных вопросов за ребенка и передавать их на самостоятельное решение ему самому; Позволять ребенку ошибаться на своих действиях и не ругать за это, ведь это поможет ему становиться взрослым и самостоятельным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_7-mi_let.docx | 14.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Кризис 7-ми лет
Возраст старшего дошкольника и перехода в начальную школу сопровождается еще одним сложным периодом – кризисом семи лет, в процессе которого происходит кардинальные изменения, как снаружи, так и внутри (психологически).
Л.И. Божович, рассматривая кризис семи лет, утверждает, что именно в этот период происходит формирование социального «Я» у детей. Дети начинают выражать свою «внутреннюю позицию», начинают показывать самооценку, появляются новые запросы по отношению, как к себе, так и к окружающим. [8]
К ролям мальчика, сына, внука добавляются роли ученика школы, одноклассника. У детей появляются первые настоящие друзья, теперь он часть общества. Ребенок учится общаться с окружающими и ему важно их мнение и, в зависимости от его окружения, будет формироваться внутренняя позиция, которая отразится на поведении в будущем. [8]
По Л. С. Выготскому, во время кризиса психологический облик ребенка претерпевает существенные изменения. Происходит коренная перестройка его отношений с социальным окружением. [16] Если в дошкольном детстве ребенок мог вести себя более или менее произвольно только в игре или же опираясь на помощь взрослого, то с 6-7 лет данная способность начинает всё больше проявляться в различных сферах жизнедеятельности и становится внутренним достоянием ребенка. Выготский отмечал, что существенные изменения происходят и в эмоционально-мотивационной сфере. [14] Впервые появляется обобщение переживаний. Переживание череды успехов или неудач каждый раз приводит к формированию аффективных устойчивых комплексов, чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, наоборот, чувства собственной значимости, компетентности, ценности, исключительности. Кризис 7 лет связан с радикальным изменением социальной ситуации развития ребенка. В этот период впервые возникает осознание и принятие своего места в системе человеческих отношений. По словам Дружинина В. Н., кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я». На этом возрастном этапе, как упоминалось выше, происходит появление и другого немаловажного новообразования — произвольного поведения. [22] По определению И. В. Дубровиной «новообразование — это достижение в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.» Ребенок всё чаще проявляет самостоятельность: сам делает выбор, как ему поступить в той или иной ситуации. Основой этого вида поведения являются нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает моральные ценности, старается придерживаться определенных правил и законов. С появлением у младших школьников произвольного поведения и произвольного уровня познавательных психических процессов прослеживается тесная связь с такими новообразованиями, как формирование «внутреннего плана» и рефлексии. [23]
В младшем школьном возрасте жизнь ребенка содержит множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. На начальном этапе обучения в школе качественно преобразуются, изменяются все сферы развития ребенка. Перестройка начинается с усиленного и активного развития интеллектуальной. Значимой особенностью развития мышления в период школьного обучения является переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению. Согласно положениям Л. С. Выготского о системном характере развития высших психических функций, в младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это непосредственно оказывает влияние на другие психические функцияи, которые интеллектуализируются, осознаются и становятся произвольными: такие как восприятие, память и внимание. В отличие от ребенка-дошкольника, при решении задач, опирающихся на стихийно сложившиеся представления о чувственно воспринимаемых свойствах вещей или на усвоенные в общении со взрослыми «житейские понятия», младшему школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинных научных понятий. [16]
Подготовка к школе может ослабить и даже решить проблему кризиса семи лет при начале обучения. Это происходит, потому что ребенок меняет вид деятельности с игровой на учебную, ребенок начинает осознавать ответственность и самостоятельно работать, формируется работа над ошибками, которая усиливает эффекты, указанные ранее. Происходит формирование осознанных дозволенностей, как в семье, так и в школе, в классе. Те признаки, которые мешали родителями, нарушение дисциплины, капризы т.п., постепенно угасают и кризис протекает незаметно и комфортно, как для ребенка, так и для взрослых.
Но если не обращать внимание на ребенка, не проводить подготовительные мероприятия, занятия к школе, кризис, которые проходил у ребенка тихо и незаметно, наоборот, начнет проявлять себя. Начнутся споры, нарушения поведения и другие формы негативных выплесков кризиса.
Чтобы кризис протекал тихо, нужно наладить общение с ребенком. Для этого психолог Ю.Б. Гиппенрейтер разработала три простых, но эффективных правила: не нужно помогать ребенку без его разрешения или просьбы; Поэтапно прекращать решение личных вопросов за ребенка и передавать их на самостоятельное решение ему самому; Позволять ребенку ошибаться на своих действиях и не ругать за это, ведь это поможет ему становиться взрослым и самостоятельным. [18]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3. СОД...
От кризиса до кризиса
Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...
Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка
Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...
Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.
Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению кризиса трёх лет....
Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.
Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...
«Кризис 3-х лет» или «кризис самостоятельности»
Кризис 3-х лет !...
Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"
В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....