"Игровой массаж"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Косица Наталья Сергеевна

Автором представлена консультация для родителей по игровому массажу для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_massazh_noyabr.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

 «ИГРОВОЙ МАССАЖ»

(консультация для родителей)

«Игровой массаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Стихи и песенки для игрового массажа обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать. Детский игровой массаж отлично развивает и крупную, и мелкую моторику.

  • Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритм музыки. Они также чувствуют холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала. Благодаря массажу дети начинают лучше различать части тела.
  • Игровой массаж снимает у детей физическое напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется.
  • Игровой массаж для детей положительно влияет на центральную нервную систему.
  • Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.
  • Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по-разному представляются детям, проводящим и «получающим» игровой массаж.
  • Детский игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.

Непременным условием является постоянное наблюдение за
самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все
упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных
реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется
обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а
массировать их мягкими движениями пальцев.

Некоторые виды игрового массажа можно использовать для успокаивающего ритуала перед сном. Напевайте или проговаривайте фразы тихо, спокойно. Пусть ваши движения будут легкими и плавными. Если малыш высокочувствительный, откажитесь от похлопываний, растираний, щекочущих движений.

Если говорить о массаже спинки, то он способствует нормализации деятельности нервной системы, улучшению кровообращения, а также
отлично снимает напряжение в этой области. Наконец он просто помогает
расслабиться и настраивает ребенка на сон (если это поглаживающие движения).

Аурикуломассаж - это массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма. Ухо человека по форме напоминает человеческий зародыш или продольный разрез больших полушарий мозга. Специалисты полагают, что помимо чисто внешнего сходства они имеют много общего и в нервных связях. Учеными замечено, что, если ребенку 2 — 3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма. Правильно проводимый самомассаж ушей для детей является незаменимым средством для профилактики простудных заболеваний. 

Самомассаж головы и шеи укрепляет нервную систему, успокаивает и
нормализует сон ребенка. Самомассаж лица и головы, который укрепляет также луковицы волос и усиливает приток крови к головному мозгу.

Самомассаж рук для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый пальчик, как на ручках, так и на ножках детей отвечает за определенный
орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие ребенка.

КАК ПРОВОДИТЬ ИГРОВОЙ МАССАЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ?

Песенки и стихи для массажа следует подбирать с учётом возраста ребёнка. Только если они будут интересны малышу, игровой массаж станет для него радостным событием

Упражнения для массажа спины можно проводить, когда ребёнок лежит на животе, сидит на стуле, опираясь на стол, сидит на полу, стоит на четвереньках или лежит на коленях взрослого. Предлагаемые для массажа спины песенки и стихи могут использоваться также для массажа рук или ног ниже колена.

  • Сначала прочитайте ребёнку стихи или скажите несколько вступительных фраз, чтобы малыш смог представить ваши следующие действия.
  • Во время чтения стихов делайте небольшие паузы для массажа.
  • Движения выполняйте ритмично, избегая сильного нажима или похлопывания.
  • Говорите или пойте сами. Пусть малыш слышит ваш голос.
  • Игровой массаж можно проводить поверх боди или футболки, а также, если нравится малышу, на голой спинке.
  • Рекомендуемые движения можно изменять, исходя из текста песенок и предпочтений малыша.
  • Первое время массаж для детей лучше проводить, используя соответствующие предметы – кисточку, резиновый ёжик, поролоновую губку, игрушечную машинку, кусочки ваты, бумажные листочки и др., а также мягкие игрушки в соответствии с текстом песенок. Массаж игрушками забавляет малышей и не требует такой высокой степени доверия, как массаж руками.
  • Взрослым с длинными ногтями при проведении массажа надо быть очень осторожными. Лучше использовать соответствующие тексту песенок игрушки и предметы.
  • Для массажа можно использовать: природный материал (шишки, орехи, горох, фасоль, камушки); зубные щетки и щетки для волос, массажные мячики; прищепки;  шестигранные карандаши; бросовый материал (пробочки, старые фломастеры, колпачки от них)

ПРИМЕРЫ ИГРОВОГО МАССАЖА ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛАДОШКА

Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке)

Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки)

Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать.
(указательным пальцем «нарисовать» солнышко и т.п.)

Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
(переступать пальцами рук)

ДУБ

Дятел на дубу сидит
И стучит, стучит, стучит.
(положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем)

Ищет под корой жучков
И съедобных червячков.
(слегка пощипать)

Ну а если грянет гром
И польётся дождь потом,
(на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами)

Дятел спрячется в дупло,
В нём и сухо и тепло.
(сунуть руку за шиворот или подмышку)

МЯЧИК

Круглый мячик без запинки скачет, скачет по тропинке
Часто-часто, низко-низко, от руки к земле так близко!

Скок и скок и скок и скок, не скачи под потолок!
Скок и скок и стук и стук, не уйдёшь от наших рук!
(легко и ритмично похлопывать вдоль по спинке)

МАЛЯР

Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать!
(ритмично водить расслабленными пальцами по спине вверх-вниз)

Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берём, ребята, и будем помогать!
(на словах «метлой», «любит», «метлу», «будем» спинку сверху вниз «метём», как метлой, пальцами)

Портной всё шьёт иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмём иголки и будем помогать!
(нажимаем указательным пальцем – «колем иголкой»)

Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать!
(круговые движения по спинке)

Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать,
Пилу берём, ребята, и будем помогать!
(растирание ребром ладони – «пилим»)

Косарь косою косит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли косы и будем помогать!
(скользящие движения ребром ладони – «косим»)

А пианист играет, не любит отдыхать
И мы на пианино решили поиграть!
(постукиваем пальцами в ритме мелодии)

ПАЛЬЧИКИ

Наш массаж сейчас начнём,
Каждый пальчик разотрём:

Этот – всех красивей,
Этот – всех ленивей,

Этот пальчик – всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
Этот пальчик – всех сильней.
(растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику)

Вместе – это пять друзей
(погладить сразу все пальчики)

Пальцы растянуть хочу,
Каждый пальчик покручу,

Этот – всех красивей,
Этот – всех ленивей и т. д.
(взяв палец за кончик и приподняв, осторожно вращать)

Каждый пальчик мы возьмём
И сожмём, сожмём, сожмём.
Этот – всех красивей, и т. д.
(сжимаем поочерёдно пальчики в своём кулачке)

Каждый пальчик мы возьмём,
На подушечку нажмём
Этот – всех красивей, и т. д.
(нажимаем кончиком указательного пальца на кончик пальца малыша)

КАПУСТКА

Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву)

Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(постукивание рёбрами ладоней)

Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(нажимаем ладонью с небольшим вращением)

Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев)

ЛИСТОЧКИ

Дождик травку поливает,
(легко постукиваем по спинке кончиками расслабленных пальцев)

Ветер дерево качает
(положив руки на плечи, слегка раскачиваем)

Листики висят, висят
(тихонько дотронуться кончиками пальцами до плеч)

И тихонько вниз летят.
(медленно погладить кончиками пальцев вдоль позвоночника)

Дети в садик выбегают
(«пробежать» указательными и средними пальцами обеих рук по спинке)

И листочки собирают
(легонько пощипать)

Их к себе домой несут
(«пройти» указательными и средними пальцами обеих рук по спинке)

И в коробочку кладут.
(положить бумажные листочки или концы пальцев на ладошку малыша и закрыть его пальчики в кулачок)

ЁЖИК

Катится колючий ёжик,
Нет ни головы ни ножек,

Мне по пальчикам (по ножкам вниз/по спинке вверх) бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
(катать специальный резиновый «ёжик» для массажа или осторожно постукивать ноготками)

ДОЖДЬ

Посмотрите, дождь полил, воробьишку намочил. (2 раза)
(постукивать пальцами по плечам и спине)

Он летит к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)
(быстро похлопывать кончиками пальцев)

Посмотрите, дождь полил, лягушонка намочил. (2 раза)
(постукивать пальцами по плечам и спине)

Прыгает к себе домой весь до ниточки сырой (2 раза)
(лёгкие шлепки на зарифмованные слова, после шлепка – ладонь прижата)

Посмотрите, дождь полил, жеребёнка намочил.(2 раза)
(постукивать пальцами по плечам и спине)

Скачет он к себе домой весь до ниточки сырой (2 раза)
(попеременно постукивать руками косточками согнутых пальцев)

Посмотрите, дождь полил и утёнка намочил. (2 раза)
(постукивать пальцами по плечам и спине)

Он идёт к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)
(«идти» ладошками обеих рук)

Посмотрите, дождь полил, медвежонка намочил. (2 раза)
(постукивать пальцами по плечам и спине)

Мишка топает домой весь до ниточки сырой. (2 раза)
(хлопать попеременно ладошками, сложенными «ковшиками»)

НА САНОЧКАХ

Подмели метлищей, стал двор чище.
(сверху вниз по спинке «метём» ладонью и пальцами)

Поскребли лопаткой, стал двор гладкий.
(«поскрести» ребром ладони)

Снег собрали в кучу, сделали кручу.
(одним движением по спине снизу вверх «отодвигаем снег», на словах «сделали кручу» 2 хлопка по спинке)

И на кручу санки покатили сами.
(провести рёбрами ладоней по спинке вверх)

Побежали дети скоро, скоро.
(«пройти» указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх)

Притащили саночки на гору
(провести рёбрами ладоней по спинке снизу вверх)

Съехали с кручи, въехали в кучу.
(провести рёбрами ладоней по спинке сверху вниз)

А на горку сани потащили сами.
(«пройти» указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх)

Подмели метлищей, стал двор чище и т. д.
(сверху вниз по спинке «метём» ладонью и пальцами)

МОСТИК

Над речкой – узкий мостик, другого нет пути,
Решили наши звери по мостику пройти.
(погладить спинку снизу вверх)

Сначала кошка ловко по мостику прошла.
(«переступать» указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх)

За ней змея тихонько на пузе проползла, на пузе проползла.
(волнистое движение поставленной на ребро ладони по спинке снизу вверх)

Петух, как на параде, за ней маршировал.
(«переступать» кончиками пальцев)

Потом рогатый козлик два раза проскакал, два раза проскакал.
(простучать кулачками на каждый слог по спинке снизу вверх, обратно и опять вверх)

Последней, крякнув, утка вразвалочку прошла.
(«идти» ладошками обеих рук)

Потом пришла старушка, домой всех увела, домой всех увела.
(«идти» указательным и средним пальцем, в конце пощекотать)

ЛЕТО

Летом солнышка лучи стали очень горячи,
Да, да все лучи, да, да горячи.
(положить ладони на плечики малыша)

Даже старый воробей начал прыгать веселей,
Чив, чив, воробей, чив, чив, веселей.
(указательным и средними пальцами «прыгать» по спинке)

Лягушонок-длинноног по дорожке скок да скок,
Ква, ква, длинноног, ква, ква, скок да скок.
(лёгкие шлепки на зарифмованные слова, после шлепка – ладонь прижата)

Прилетел и сел на сук толстый и усатый жук,
Жу, жу; толстый жук, жу – жу, сел на сук.
(поводить указательным пальцем в воздухе и дотронуться до ручки малыша)

Ветерок шумит в ветвях на берёзах и дубах,
Уф, уф, на берёзах, уф, уф, на дубах.
(дуть на шейку и руки малыша)

ХОДИТ ЁЖИК

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.
(тихонько походить ноготками по спинке)

А я ёжику-ежу ту тропинку покажу,
(провести подушечкой указательного пальца к бочку)

Где катают мышки маленькие шишки.
(немного пощекотать ребёнка)

ДОЖДИК ЛЕЙ

Дождик, дождик, лей, лей, лей, на меня и на людей!
На людей по ложке, на меня по крошке.
(постукивать указательным пальцем по плечикам и спинке)

Дождик лей посильней, будет травка зеленей.
Дождик, дождик, лей, лей, лей, на меня и на людей!
(тихонько барабанить всеми пальцами по плечикам и спинке)

А наш огород поливай весь год.
(сделать попытку побарабанить по бокам, где щекотно)

МЫ ПИЛИМ

Мы пилим, пилим доски для нового стола,
Стальные зубы остры, легко идёт пила.

Дзинда-дзинда-дзинда-дзинда
Дзинда-дзинда-дзинда-дзинда-дза.
(ребром ладони водить поперёк спинки, как пилой)

Скользит, скользит послушно рубанок вдоль доски
И станет она гладкой, приятной для руки.

Вжих-так, вжих-так, вжих-так, вжих-так.
Вжих-так, вжих-так, вжих-так, вжих-так, вжих.
(вверх по спинке вести ребром ладони, обратно вниз – легко гладя)

А ну-ка веселее ударим молотком,
Покрепче, посильнее мы гвоздики забьём.

Тук-тук, тук-тук, тук-тук, тук-тук,
Тук-тук, тук-тук, тук-тук, тук-тук.
(легко и ритмично постукивать кулаком)

ЛОШАДКА

Вот бежит лошадка, сделана из ватки,
Она кашки не ест, молочка не пьёт,
Только скачет взад-вперёд, взад-вперёд, взад-вперёд.
(всеми пальцами одной руки быстро постукивать – «бежать» по спинке и по ручкам ребёнка)

ЗАЙЧИК

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
(«маршировать» двумя пальцами левой руки по боку малыша снизу вверх и остановиться)

Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
(«пробежать» двумя пальцами правой руки по другому боку малыша)

Пиф! Паф! Не попал.
(на словах «Пиф! Паф!» хлопнуть 2 раза в ладоши)
Зайчик быстро ускакал
(всеми пальцами левой руки ускакать, как зайчик)

БАРАБАН

По тебе стучать я стану, как стучат по барабану,
И по спинке постучу столько, сколько захочу!
(похлопывать спинку одной рукой)

Я скачу, скачу галопом, я стучу, стучу с пришлёпом,
Барабаню тут и там по утрам и вечерам.
Тук-тук, туки-туки, стук-стук, стуки-стуки.
(похлопывать двумя руками)

Кот не любит барабан, залезает под диван.
(«переступая» пальцами одной руки, сделать попытку забраться за шиворот или за пазуху малыша)

И по ручке постучу столько, сколько захочу!
(похлопывать ручку одной рукой)

И по ножке, постучу столько, сколько захочу!
(похлопывать ножку одной рукой)

И по пяткам постучу столько, сколько захочу!
(похлопывать пятку одной рукой)

ПРИХОДИТЕ МЫШИ

Приходите, мыши, и не бойтесь кошки,
Вот для вас площадка на моей ладошке.
(махать ручкой малыша)

Вот вам карусели – можно покружиться,
Вы держитесь крепче, чтобы не свалиться.
(«рисовать» указательным пальцем кружочек на ладошке малыша)

Вот висят качели, можно покачаться,
Вы не упадёте, нечего бояться.
(сгибать к ладошке и разгибать пальчики)

А ещё есть горка, для мышей бесплатно,
Покатайтесь мышки, это так приятно!
(гладить ручку малыша от ладони к сгибу локтя)

Есть для вас песочек, можно покопаться,
Можно на песочке мышкам поваляться.
(пощекотать ладошку)

А домой пойдёте, я вам на прощанье
Помашу рукою: мышки, до свиданья!
(махать ручкой малыша)

ПЁРЫШКО

Смотрите, смотрите, что я принесла!
Смотрите, какое перо я нашла!

Оно по ладошке тихонько ползёт
Сначала по кругу, а после вперед.

По ручке оно до плеча доползает,
И шейку оно очень нежно ласкает.

Куда полетит – интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!

Потом эти ушки перо гладить хочет
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.
(в соответствии с текстом трогать малыша вырезанным из бумаги раскрашенным пёрышком)

ВЕЛОСИПЕД

А я сяду и поеду под окошечко к соседу:
Хватит спать, вставай, сосед, доставай велосипед!

Мы прокатимся к сараям, голубей перепугаем,
От сараев поворот, будут гонки до ворот.

Мы поедем вдоль забора до угла до светофора.
(обводить указательным пальцем «контур» лежащего на животе или стоящего малыша)

Ну-ка быстро дай ответ: ты поедешь или нет?
(прохлопать по спинке ритм слов «ты поедешь или нет»)

РЕЛЬСЫ, РЕЛЬСЫ

Рельсы, рельсы,
(погладить дважды вдоль спинки)

Шпалы, шпалы,
(погладить поперёк спинки)

Ехал поезд запоздалый.
(провести кулаком по спине)

Из последнего окошка кто-то высыпал горошек.
(побарабанить всеми пальчиками)

Пришли куры – поклевали, поклевали;
(«поклевать» сложенными указательным и большим пальцами)

Пришли утки – пощипали, пощипали;
(осторожно пощипать)

Пришёл слон – все растоптал: топ, топ, топ, топ;
(«переступать» кулаками)

Дворник всех метлой прогнал: кыш, кыш, кыш, кыш.
(«мести» расслабленными пальцами вдоль спинки)

ПЕТУШИНАЯ СЕМЬЯ

Петя, Петя – петушок,   (Дети качают головой вправо-влево)

Поднял красный гребешок,

(Прижимают ладони друг к другу,

раздвинув пальцы, и приставляют их к голове – «гребешок»).

Громко-громко закричал,  

К себе курочек позвал плечу,

(Поглаживают левую руку от кисти к затем правую руку).

Курочки-пеструшки  

Петю услыхали,  

(Похлопывают правую руку в том же направлении ладонью левой, затем

Петю услыхали,   левую руку ладонью правой)

Быстро прибежали.

А за ними и цыплятки  

Побежали без оглядки.  

(«Пробегают» по правой руке

пальцами левой, затем по левой руке пальцами правой.)

Стали зёрнышки клевать: Клю-клю-клю…

( Поколачивают по правой руке пальцами левой, затем по левой руке пальцами правой.)

Травку сочную щипать:  (Пощипывают правую руку пальцами

Щип-щип-щип…  левой, затем левую руку пальцами правой.)

А потом давай плясать: ( Поглаживают правую руку левой,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля… затем левую руку правой.)

БЛИНЫ

Ой, лады! Ой, лады!  (Дети хлопают сверху по левой,)

Мы блинов напекли!  (а затем по правой руке.)

Первый дадим зайке,  (Массируют большой палец.)

Зайке-попрыгайке.

А второй лисичке,  (Массируют указательный палец.)

Рыженькой сестричке.

Третий дадим мишке,  (Массируют средний палец.)

Бурому братишке.

Блин четвёртый - котику, (Массируют указательный палец.)

Котику с усами,

Пятый блин поджарим  (Массируют мизинец.)

И съедим мы сами!

Инструктор по физической культуре: Косица Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой массаж.

Интерпретация и адаптированный вариант методик     спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки. Закаливающее дыхание. Массаж рук, ушных раковин,стоп....

Игровой массаж

ИГРОВОЙ МАССАЖИнтерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки....

Игровой массаж бельевыми прищепками для активизации речи и мышления, развития мелкой моторики и повышения иммунитета детей.

Целители Древнего Востока знали, что на поверхности тела человека несколько сотен биологически активных точек и зон. Известно, что управлять своим здоровьем можно при помощи стимуляции биологически ак...

Игровой массаж пружинками для активизации речи, развития мелкой моторики и повышения иммунитета

Массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок,  плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша не только оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммун...

Игровой массаж шестигранными карандашами для активизации речи, развития мелкой моторики и повышения иммунитета

Просто и эффективно развиваем речь и мелкую моторику наших ребятишек с помощью обыкновенных шестигранных карандашей, кторые есть в каждом доме и в  каждом классе !!!С уважением, Галина Николаевна...

Игровой массаж каштаном для активизации речи, развития мелкой моторики и повышению иммунитета

Учёные доказали, что развитие мелкой моторики  напрямую связано с развитием речи, внимания, памяти, способствует интеллектуальному развитию детей. Все дело в головном мозге человека, а точ...

Игровой массаж шариком Су-Джок для активизации речи, мышления, мелкой моторики и иммунитета детей

Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Первой ступенью Су-Джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себ...