«Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве».
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Минеева Светлана Владимировна

Игра – это вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, в особой условной форме. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве».

  Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Воспитание, развитие и обучение детей наиболее успешно осуществляется в игровой деятельности, так как игра- наиболее доступный, свойственный детству вид деятельности, соответствующий природе детей. Наибольшие результаты в развитии, воспитании дает самостоятельная игра детей, игра по их инициативе свободная, самодеятельная игра.

     Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

     В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре  происходит значительно успешнее, чем на обычных занятиях. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры не замечает того, что он учится. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Знания, которые даются в готовой форме и не связанные с жизненными интересами  дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре же ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет.

   Цель игры всегда имеет два аспекта: 1) познавательный- то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать; 2) воспитательный - те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

   Дети играют большую часть времени и поэтому для игры очень важна игровая среда. Необходимо учитывать общие принципы построения развивающей среды. Игрушки должны нести информацию, быть эмоционально привлекательными, побуждать ребенка к творчеству, активности и самостоятельности. Необходимы игрушки  с учетом возраста.

  За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития.

Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметный  и конструкторский характер. В такой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми наблюдает ребенок. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые.

  В средний период дошкольного детства ребенку становится нужен сверстник, с которым он будет играть и основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны, вводятся определенные правила, которых ребенок  строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа и другие родственники; воспитательная (например, воспитательница); профессиональная (например, врач); сказочная( например, волк, заяц, медведь) и т. д.

 В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются своим разнообразием тем, ролей, правил и игровых действий. В этом возрасте во время игры дети начинают проявлять различные личностные качества, которыми определяются достающиеся ребенку роли и функции. В игровом взаимодействии отражаются взаимоотношения детей - дружба, лидерство, соперничество.

 Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные родителями, воспитателями или самими детьми.

 Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического и нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к коллективной игре, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми. Воспитатели должны отчетливо себе представлять особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждый из них игра претерпевает качественные изменения и эти изменения хорошо выявляются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

   Для того,  чтобы игра действительно увлекла детей, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. В то же время взрослый организует игру и направляет ее, он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки, которые были допущены во время игры.

  В дошкольном возрасте развивающий эффект игр будет возможен при соблюдении следующих педагогических условий: 1) привлечение детей к изменению, созданию игровой среды; 2) стимулирование самостоятельной игры детей; 3) применение тактики избирательного взаимодействия воспитателя с детьми в игре; 4) использование воспитателем разных позиций при руководстве игрой (организатора, партнера). С помощью соблюдения , создания этих условий взрослые формируют у детей богатый аспект положительных эмоций, доверие к окружающим и уверенность в себе. Формируются организаторские, партнерские способности, способность управлять своим поведением, влиять на поведение других, способность лучше познать себя, окружающий мир; развиваются творческие контакты взрослых и детей в игре.

  Таким образом, игра  делает ребенка счастливым, она развивает и радует его. Играя, ребенок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его фантазия, различные воображения и для хорошей, веселой игры ребенку нужна  хорошая игрушка.

 Игра должна соответствовать возрастным особенностям психического и физического развития ребенка, быть средством формирования положительных черт его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве, описаны различные взягляды ведущих педагогов на ценность детских игр для развития до...

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.

Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности....

: Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.

Семинар посвящен основному виду деятельности в раннем возрасте -игре....

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой д...

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.Игра как самостоятельная детская деятельность...