Консультация для родителей: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
консультация (старшая, подготовительная группа)
«- В вашей семье и под вашим руководством
растет будущий гражданин,
будущий деятель и будущий борец...
Все, что совершается в стране,
через вашу душу и вашу мысль
должно приходить к детям.»
А. С. Макаренко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 142.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №33 «Земляничка»
Консультация для родителей:
"Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников средствами музыки"
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Тарбаева Е.В.
2022г.
Консультация для родителей: "Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников средствами музыки"
«- В вашей семье и под вашим руководством
растет будущий гражданин,
будущий деятель и будущий борец...
Все, что совершается в стране,
через вашу душу и вашу мысль
должно приходить к детям.»
А. С. Макаренко
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств удошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, они используются в разных ситуациях: во время утренних бесед о маме, на занятиях – после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в комплексных занятиях и в праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта. Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота. В заключении, хочется отметить: старая истина – нельзя вырастить патриота, если не патриотичны отец с матерью. Ребенок – зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
В статье кратко описана роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников....
Консультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
Патриотическое воспитание...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация обще...
Консультация для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людя...
Консультация для родителей"Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы".
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людя...
Консультация для родителей: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому...