"Как знакомить ребенка с неживой природой?"
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
«Детское экспериментирование в семье»
- Ф.И.О ребенка______________________________________________________
- Нравится ли вашему ребенку искать в окружающем мире что-то новое, интересное, загадочное, увлекательное? _______________________________
- Бывая в лесу, на лугу, в поле, знакомите ли Вы ребенка:
- с разнообразием цветочных растений, их связью со средой обитания;
- растениями, насекомыми, занесенными в Красную книгу.
- Участвует ли ваш ребенок в посеве семян для выращивания рассады овощей, цветов и последующем регулярном наблюдении за всходами?
__________________________________________________________________
- Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):
- проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
- оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
- сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
-другие методы (какие именно?).
- Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?
__________________________________________________________________
- Есть ли у ребенка дома предметы, направленные на развитие познавательной активности? ДА НЕТ (подчеркнуть нужное)
а) магниты;
б) микроскоп;
в) увеличительные стекла;
г) различные виды бумаги, ткани, дерева.
- Как Вы думаете, нужно ли проводить элементарные опыты или занятия в детском саду?
ДА
НЕТ (нужное подчеркнуть)
- Интересуетесь ли Вы материалами по воспитанию у детей экологической культуры, размещенными на стенде?
- Да
- Нет
- Есть ли у Вас предложения по изменению или дополнению этого материала? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Возьмете ли вы за правило проводить эксперименты дома с ребенком?
_____________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Консультация для родителей
Как знакомить ребенка с неживой природой?
Уважаемые родители!
Детей необходимо знакомить с теми фактами действительности, которые так или иначе попадают в поле их зрения в быту. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребенка и проводиться в увлекательной форме. Введение в мир неживой природы должно происходить без сообщения ему каких-либо законов в формализованном виде, без заучивания, запоминания и повторения любых правил. При этом необходимо, чтобы в основе процесса ознакомления с явлениями природы лежали действия ребенка с реальными компонентами явления. Иными словами, материальные объекты, их свойства и отношения должны находиться в пределах поля зрения ребенка, должны быть связаны с его целенаправленной деятельностью.
Дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. И тут на помощь приходит игра. Практическое соприкосновение с жизнью в занимательной игровой форме и есть тот метод, которым ребенок познает жизнь, а в применении к нашей теме — познает необходимые явления неживой природы.
Учите детей замечать состояние погоды. Осенью идет дождь, холодно, ветер; ветер качает деревья, срывает листья, и они падают, кружась в воздухе; осенью на земле много листьев – желтых, красных.
Обращайте внимание детей на то, что люди стали теплее одеваться, ходят в резиновых сапогах, под зонтами. Наблюдения за изменениями погоды можно связать с играми. Например, играя с вертушками, дети замечают, что когда ветер, - вертушки вертятся. Малыши с интересом собирают листья, играют с ними, составляют букеты.
Во время прогулки можно провести обучающие игры: предложите ребенку найти листья одинаковой с образцом окраски и величины; разложить листья одинакового цвета по возрастающей и убывающей величине; найти самый большой и самый маленький лист.
Во второй и третий периоды осени обращайте внимание детей на то, что листьев на деревьях все меньше, почитайте стихи об осени.
Учите различать некоторые садовые цветы по форме, окраске, запаху. Попросите ребенка показать, где цветок, а где листик, где красный (белый, синий) цветок.
Понаблюдайте или расскажите о том, как взрослые убирают урожай овощей.
Уважаемые родители!
Знакомьте детей с зимой во время игр, посильного труда и наблюдений. Ознакомление с наиболее характерными признаками зимнего сезона осуществляйте ежедневно во время прогулок. Чем содержательней и интересней будут организованы прогулки, тем ярче будут впечатления малышей о зиме. Во время прогулки привлекайте их внимание к состоянию неживой природы, учите замечать погоду.
Кратковременные наблюдения малышей за тем, как падает снег, надо связать с их активной деятельностью, прослушиванием стихов. Выйдя на прогулку, ребенок с радостью ловит снег, незаметно для себя постигает его свойства (белый, холодный, тает). Предложите рассмотреть снежинку, упавшую на рукав пальто. Чтобы почувствовать, что снег холодный и от тепла тает, дети должны взять его в руки.
По мере того, как зима все больше и больше вступает в свои права, фиксируйте внимание детей на том, как во время снегопада он медленно, хлопьями опускается на землю, как быстро все вокруг преображается.
Усилить эмоционально-положительное отношение детей к этому явлению поможет заучивание стихотворения М. Познанской «Снег идет»
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем.
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку к нашему порожку?
Другие формы художественного слова (загадки, скороговорки) также помогают малышам запомнить, а затем – точней и образней рассказать и передать в рисунке то, что они видели.
Наблюдение зимних явлений в природе должно чередоваться с играми, в которых дети активно познают свойства снега, льда.
Обращайте внимание малышей на работу дворника: он сгребает снег, посыпает песком тротуар, чтобы не падали люди.
Большое удовольствие доставляют малышам снежные постройки, вокруг которых развертываются увлекательные игры. В теплые дни организуйте лепку из снега. Покажите, как скатать небольшие снежные шары и сделать из них Снегурочку, как лепить снежки и бросать их вдаль.
В морозный день предложите послушать, как скрипит снег. Можно рассмотреть следы кошки или проехавших санок, предложите отгадать, чьи это следы, проследите, кто куда ходил. Малышам нравится рисовать на снегу, а затем рассматривать рисунки друг друга.
Малыши узнают, что лед гладкий, скользкий. Приготовьте цветной лед в присутствии детей. Дети с интересом наблюдают, как замерзает подкрашенная вода, как лед оттаивает в комнате; их радуют гладкие ледышки разной формы и окраски, которыми можно украшать постройки.
В присутствии детей подкормите птиц, объясните, что зимой птицы особенно нуждаются в заботе людей. Со временем малыши сами начнут принимать непосредственное участие в кормлении птиц. Наблюдайте, как воробьи прыгают, клюют крошки, чирикают, улетают при неосторожном движении людей.
Уважаемые родители!
В процессе повседневных наблюдений за неживой природой (наступлением тепла, таянием снега) знакомьте детей с представлениями о ее весенних явлениях. Углубляйте знания о том, что весной солнце греет сильнее, постепенно становится тепло, снег и лед тают на солнце, бегут ручьи, земля подсыхает.
Важно вызвать у ребенка живой интерес к изменениям, происходящим в природе. Обращайте внимание детей на первые признаки весны: солнышко ярко светит и греет, тает снег и снежные постройки, появляются ручейки. Дети пускают лодочки, наблюдают, в какую сторону они плывут, знакомятся с тем, что в воде предметы плывут по течению, при ветре они плывут быстрее. В ветреные дни предложите малышам поиграть с вертушками, в солнечные – пускайте зайчиков.
Необходимо наблюдать с детьми и труд дворника, и уборку улиц весной. Можно привлечь малышей к уборке площадки: разбросать снег, смести его метлой, расчистить дорожки. В весенний период наблюдайте, как на деревьях появляются зеленые листочки. Можно предложит детям сравнить ель и березу, наклоните веточку дерева, чтобы они могли рассмотреть листья, потрогать, понюхать.
Весной следует совершить прогулку в сад, обратите внимание малышей на то, что на деревьях много красивых цветов и зеленых листьев, объясните, что цветы не надо рвать – на их месте вырастут яблоки, вишни.
Во время прогулок покажите появившуюся первую траву, предложите найти еще места, где она выросла, приучайте беречь зеленые всходы.
Большую радость доставляют детям весенние цветы. Малыши рассматривают одуванчики, определяют, какого они цвета.
Вызывает у малышей интерес и появление насекомых. На прогулке познакомьте их с бабочкой, жуками, кузнечиком; с особенностями их внешнего вида, движениями; дети следят за полетом бабочек (порхают, жуков (они летают и ползают); узнают, что кузнечик прыгает. Все наблюдения проводите в естественных условиях – на природе.
Уважаемые родители!
Летом возможности для ознакомления детей с природой значительно расширяются. Гуляя с детьми обращайте их внимание на состояние погоды, учтите бережному отношению к растениям. Рассматривая цветы, малыши замечают, что все они разные. Постепенно знакомьте детей с названиями некоторых цветов (ромашка, лютик, колокольчик, предложите внимательно рассмотреть их, найти листья, цветки; сравните различные цветы по окраске, величине цветов, листьев. Учите детей составлять букеты.
Привлекайте внимание детей к деревьям и кустарникам. Объясните, что в лесу много деревьев, что они высокие, на деревьях много зеленых листьев, листья разные (на четвертом году жизни дети могут узнавать и называть 2-3 дерева с ярко выраженными отличительными признаками: береза, дуб, клен, ель и др., что у дуба – желуди, у ели – шишки и т. д.
Желательно показать детям кустики земляники, объяснить, что зеленые ягоды рвать нельзя, а красные – спелые – можно собирать; предложите понюхать ягоды. Следует приучать детей собирать ягоды осторожно.
Можно показать детям и грибы, рассказать, что у гриба есть шляпка, что в лесу много разных грибов.
Во время прогулок знакомьте детей с насекомыми: расскажите об особенностях их внешнего вида; о том, кто как передвигается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как знакомить ребенка с историей семьи"
Все родители рано или поздно рассказывают своим детям об истории своей семьи, ее традициях. В статье даются конкретные практические рекомендации как, когда и в какой форме это лучше сделать....
Рекомендации родителям "Как знакомить ребенка с родословной"
Рекомендации, памятки для родителей по ознакомлению дошкольников с родословной и семейными традициями....
Консультация для родителей "Знакомим ребенка с космосом"
Представлен материал для родительского уголка, который поможет родителям рассказать детям что такое Вселенная и космос, из чего состоит Солнечная система, познакомить с космическими телами....
Знакомим ребенка с Хохломой
Консультация знакомит родителей с одной из знаменитых русских росписей - Хохломой. Рекомендую для оформления папок - передвижек. стендов....
РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ЗНАКОМИМ РЕБЕНКА С МИРОМ СЛОВ»
У детей старшегo дошкoльного возраста активный лексический запас, то есть необходимые для общения общеупотребительные слова, составляет примерно 4-5 тысяч слов. Конечно, не все дети...
Консультация для родителей "Как знакомить ребенка с историей своей семьи"
Семейная история - это хороший повод чтобы навестить и бабушку с дудушкой....
Консультация для педагогов "Как знакомить с явлениями неживой природы"
Консультация для воспитателей.Тема: «Как знакомить детей с явлениями неживой природы». Дошкольная педагогика достигла значительных успехов при разработке теорий, мет...