один год до школы
консультация (подготовительная группа)

Мартиросова Рузанна Аркадьевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odin_god_do_shkoly.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

ОДИН ГОД ДО ШКОЛЫ

Школа, которая казалась вам далеким и не вполне отчетливым будущим, уже на

пороге. До первого звонка не «еще целый год», а уже всего год!

На что обратить, внимание, как подготовить ребенка к школе, бросаться ли срочно

Учить буквы или записать в предшколу? Мы подготовили для вас алгоритм,

который поможет оценить готовность ребенка и подскажет, как действовать на

протяжении года. Чем лучше развиты социальные навыки ребенка, тем проще ему

будет адаптироваться в новой школьной среде, тем успешнее он сможет проявить

себя (в том числе и в интеллектуальном плане).

На что обращать внимание.

  1. Развитие речи. Под этим подразумевается не только правильное произношение звуков, но и развитие повествования. Предложите ребёнку придумать рассказ по картинке, продолжение мультика или просто поделиться тем, как прошёл его день. Важно, чтобы повествование было связным, предложения развёрнутыми, а слова в них – согласованными.
  2. Мышление. В ходе повседневной деятельности обращайте внимание ребёнка на схожие и различные черты в окружающих вас предметах. Постепенно расширяя кругозор, можно перейти к сравнению явлений. Кроме того, будущие первоклассники должны уметь обобщать группу предметов одним понятием, классифицировать их по общему признаку, находить лишние.
  3. Память. Для развития произвольного запоминания можно использовать всевозможные дидактические игры, просить рассказывать детские стихи, воспроизводить только что озвученные предложения.  
  4. Моторика. То, что для взрослого кажется исключительно вопросом аккуратности, достаточно сложно для ребёнка, так как умение выполнять мелкие точные движения требуют скоординированного действия костной, мышечной и нервной систем. В развитии моторики можно подключить всё своё воображение! Раскрашиваем, заштриховываем (карандашом, кистью), обводим по контуру, соединяем точки, пробуем работать в тетрадках (как в клетку, так и в линейку).
  5. Концентрация внимания и усидчивость. Для развития этого навыка важна регулярность и систематичность. Кроме того, крайне желательно заниматься в одно и то же время в привычном месте, постепенно увеличивая время, проведённое за партой, до 20 минут.
  6. Математика. Учимся основам математики: считаем, прибавляем и вычитаем в пределах 10, учимся вести отсчёт от большего к меньшему числу – от 10 до 1 и наоборот, находим пропущенные числа. Также обратите внимание на умение соотносить цифры с количеством предметов, понятия веса, длины предмета, ориентацию во времени.
  7. Окружающий мир. Дошкольнику стоит знать название страны, в которой он живёт, вместе с её столицей. Дни недели, части суток, последовательность месяцев и к какому сезону они относятся. Различать несколько видов животных и растений, профессий. Знать основные правила дорожного движения. Своё полное имя, возраст, домашний адрес, а также полные имена родителей и чем они занимаются.

Мы только что выделили, какие навыки стоит развивать дошкольнику, остаётся добавить, как их развивать. Что делать (или, напротив, не делать) родителям, занимаясь с ребёнком, чтобы не отпугнуть малыша от школы?

  • Хвалить за успех. Ребёнок должен чувствовать, что родители полностью на его стороне, поддерживают его старания и радуются маленьким победам. При этом не стоит требовать сиюминутных результатов, важно объяснить малышу, что всё получится – главное, не лениться, а пробовать и пробовать, тогда успех неминуем!
  • Стремиться заинтересовать, предложить такое занятие, чтобы в следующий раз инициатива исходила уже от самого малыша. Кому-то интересны пазлы, кому-то раскраски. Один ребёнок стремится понять, почему вымерли динозавры, другой – как едет автобус. Уловив интерес малыша, будет гораздо легче помочь ему в развитии необходимых навыков.
  • Заниматься систематично. Это обеспечит лучший результат, сформирует у ребёнка понятие о регулярности школьных занятий.
  • Поощрять достижения. Но без подкупа («Сделаешь задание хорошо – получишь подарок») и тем более – шантажа («Не выполнишь – гулять не пойдёшь»). Малыш заслужил похвалу и, возможно, даже приятный сюрприз, если справился с трудной задачей. Но не создавайте прямой ассоциативный ряд «позанимался – получил подарок». Ведь все 11 классов школы так мотивировать ребёнка не получится, как и заставлять учиться под угрозой лишения каких-то благ. 

Упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей «Поиск клада» Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность малыша словами «горячо-холодно», а также «левее-правее», «выше-ниже» и т.п.

Для успешного развития тонкой моторики руки Раскраска. Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно более аккуратно. Взрослый обязательно должен оценивать успехи ребенка, поддерживая его даже малейшие успехи: при этом можно поиграть «в школу». Завязывание - развязывание узелков и бантиков, заплетание-расплетание косы: работа с бельевой веревкой, со шнурками. Можно попросить ребенка работать на «скорость». По мере освоения упражнения веревка становится все более тонкой. Девочки могут заплетать косы своим куклам, если у тех достаточно длинные волосы. Вырезание фигур ножницами по контуру (бумажной куклы, например). Работа с мелким конструктором, мозаикой. Работа по образцу (важно!).

Игра «Собери картинку» Эта игра на умение конструировать целое из частей. Материалом к игре могут стать любые цветные рисунки из старых книг, из альбомов с детскими иллюстрациями и т.д. Разрежьте эти картинки на несколько частей (начать лучше с 4–5 частей), но оставьте пока в виде целой картинки. Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и запомнить, что и где на ней изображено. Затем перемешайте ее части и предложите малышу собрать целую картинку. При этом обратите внимание на то, что существует только одно единственное решение. Усложнить игру можно, если не показывать ребенку картинку в «собранном» виде, а сразу предъявить перемешанные части. Узнать, что на ней нарисовано, он сможет только тогда, когда соберет ее.

Упражнение на развитие зрительной памяти. Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же. Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем стожить фигуру самостоятельно. Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

Приемы, помогающие запоминанию.  

 1. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное. Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

2.Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем их сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая эвристическая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.

И главное – терпение и любовь. Родители – основной и практически беспрекословный авторитет для своего ребёнка. Он доверяет вам, берегите его хрупкий, только зарождающийся интерес к знаниям.  

Педагог-психолог Мартиросова Р.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой игры "Один день в школе"

Задачи:- обобщить знания детей о школе;- познакомить их со школьным распорядком дня, правилами поведения на уроках и перемене;- поиграть, развлечься....

Один год до школы.

Полезная информация для родителей будущих первоклашек....

Один год до школы. Речевая готовность.

Уже через год ваш малыш станет первоклассником. Задайте себе наивный вопрос: "Умеет ли он говорить?" - и дайте на него правильный ответ. Возможно, вам придется задуматься... Ведь ответ на эт...

Родительское собрание в подготовительной группе "Один год до школы"

Данное мероприятие будет интересно воспитателям подготовительных групп, а также родителям будущих первоклассникам. О том как помочь будущему первокласснику преобрести и закрепить навык быть внимательн...

Один год до школы

Для родителей...

Дополнительная общеразвивающая программа "Один шаг к школе"

Программа дополнительного образования по подготовке к школе. Расчитана на детей 5-7 лет....

Конспект образовательной ситуации по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Один день в школе спасателей планеты»

Данный конспект способствует развитию ответственного и бережного отношения к природе. Формирует у детей познавательный интерес к природе....