Консультация для родителей "Лепка из теста как способ развития мелкой моторики"
консультация (младшая группа)
в консультации рассказывается об одном из способов развития мелкой моторики - лепке из теста, играх с тестом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Лепка из теста как способ развития мелкой моторики»
Сформировать творческую личность — это одна из важных задач педагогики. Наиболее эффективным средством для этого является художественная деятельность. Интересы детей, использование разнообразных тем занятий, создание доброжелательной обстановки на занятиях — всё это способствует развитию детского творчества. Занятия по художественной деятельности решают такие задачи как: развитие воображения, приобщение к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность, трудолюбие. Все виды творчества (лепка, рисование, аппликация) тесно связаны между собой. В.Г. Злотников в своем исследовании указывает, что «художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт произведение искусства».
Одной из важнейших задач обучения творчеству является развитие мелкой моторики рук. «Мелкая моторика рук — это скоординированные действия человека, которые он направляет на выполнение точных мелких движений». В область мелкой моторики входит огромное разнообразие движений. Это как простые движения, такие как захват игрушки, так и сложные, которые включают в себя и различные действия по самообслуживанию. Психологи и неврологи утверждают, что с мелкими движениями пальцев тесно связана нервная система человека, а также зрение, внимание, восприятие и память. Также учёные доказали связь развития мелкой моторики с развитием речи. Это объясняется тем, что речевой и моторный центры в головном мозге расположены близко друг к другу. Ребёнок выполняет мелкие движения пальцами рук, давит тем самым на кончики работающих пальцев, и в это время в кору головного мозга идут активирующие незрелые клетки коры сигналы. Этот процесс и отвечает за формирование речи, а также мышления. «Озвучивание» творчества позволяет ребёнку понимать и выделять качества изображаемого, планировать свои действия, учиться устанавливать последовательность действий.
Психолог, исследователь детского изобразительного творчества К. И. Игнатьев считал: «Воспитание умения правильно рассуждать в процессе рисования очень полезно для развития аналитического и обобщающего видения ребенком предмета и всегда приводит к совершенствованию качества изображения. Чем раньше включается рассуждение в процессе анализа изображаемого предмета, тем скорее и лучше достигается правильное изображение».
Есть множество способов, ускоряющих процесс развития мелкой моторики рук. Это и массаж ладошек, пальчиковые игры и упражнения, разнообразнве игры на развитие мелкой моторики (пазлы, конструктор, крупная и мелкая мозаика, бусы, вкладыши) и т. д. А также различные виды продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация. Поговорим подробнее о лепке. Вне зависимости от уровня развития ребёнка, лепка подходит абсолютно всем при соблюдении определённых правил безопасности. Ребёнок должен понимать, что брать материал для лепки в рот ни в коем случае нельзя, а также засовывать его в уши, нос и т. д. Материалов для лепки сейчас представлено огромное разнообразие: пластилин, глина, космический песок, тесто. Но для самых маленьких на занятиях по лепке лучше использовать тесто и вот почему:
- Тесто намного мягче и податливее, чем пластилин, а для малышей, которым еще сложно разминать пластилин, это важно.
- Учитывая тот факт, что многим малышам захочется попробовать массу для лепки на вкус, тесто (домашнего приготовления) с этой точки зрения намного безопаснее, так как основными его компонентами являются мука, соль и вода, а пластилин – это все-таки соединение химических компонентов.
Сделать его достаточно просто по рецепту и подкрасить пищевым красителем. Для изготовления заварного теста для лепки понадобится: 1 чашка муки, 1 чашка воды, 1/4 чашка соли, 2 чайных ложки пищевой лимонной кислоты (в порошке), 1 столовая ложка растительного масла и пищевой краситель. Далее тесто ставится на средний огонь, варится и перемешивается, пока в конченом итоге не образует шар. Изготовить такое тесто можно вместе с ребёнком. Оставлять тесто на воздухе после занятий не рекомендуется, иначе оно затвердеет и будет уже непригодно для лепки. Тесто следует убирать в пищевую плёнку и хранить в холодильной камере. Срока годности оно не имеет.
Итак, тесто у вас есть, что делать с ним дальше? В первую очередь, конечно, нужно познакомить малыша с тестом. Дать ему возможность потрогать, помять его. Можно слепить какого-нибудь колобка или зайчика, дабы показать, на что тесто способно. Если знакомство прошло удачно, можно и к играм переходить:
1. Раскатывать тесто скалкой
Малыш, скорее всего, с удовольствием примется раскатывать тесто, ведь он не раз видел, как это делает мама. Если у крохи плохо получается орудовать скалкой, помогите ему, обхватив его ладошки своими. Для игры подойдет как игрушечная, так и настоящая кухонная скалка.
2. Вдавливать в тесто различные предметы
Далее можно объявить, что получившаяся лепешка – это не просто лепешка, а пицца или торт, который теперь нужно украсить. И для этой цели можно использовать самые разные предметы: спички, макароны, фасоль, счетные палочки, небольшие игрушки, крышки и т.п. Старайтесь использовать предметы разные по форме и по величине, чтобы разнообразить тактильные ощущения ребенка.
3. Отщипывать маленькие кусочки теста, складывать их в баночку/мисочку
Это занятие очень полезно для развития мелкой моторики, так как тренирует «щипковый» захват. Обыграть занятие довольно просто: предложите малышу накормить любимого мишку конфетками. Игра, скорее всего, понравится самым маленьким деткам. В этом возрасте малышам очень нравится возиться с мелкими предметами, складывать и перекладывать их.
4. Накалывать тесто на вилку
Эти же самые конфетки, которые вы сделали для мишки, попробуйте еще и натыкать на вилку. Можно сказать малышу, что мишка предпочитает есть только с вилки, а по-другому отказывается. Так в игре мы незаметно будем отрабатывать очень полезное умение.
5. Резать ножиком (стеком)
В этом занятии главное – научить ребенка правильно держать нож и, что немаловажно, самостоятельно придерживать тесто левой рукой (если малыш – правша). Для игры хорошо подойдет игрушечный пластиковый ножик или стека. Занятие будет интересно малыша примерно с 1 года 3 месяцев.
6. Оставлять отпечатки на тесте
Вдавливаем игрушку в тесто, аккуратно убираем и на тесте получается красивый узор. Для отпечатывания хорошо подойдут фигурки от сортера, макароны-трубочки, маленькие игрушки, детали конструктора, вилка, расческа. Ну а если по тесту, оставляя следы, проедется машина (желательно, с большими колесами и протекторами на них), то малыш, скорее всего, это оценит. И, конечно же, отдельно стоит упомянуть о формочках для печенья. При помощи них можно не только делать красивые отпечатки. С малышами постарше можно попробовать убирать «лишнее» тесто вокруг формочек так, чтобы получились «печеньки».
Отпечатки можно делать и просто пальчиком. После чего в получившиеся дырочки очень интересно будет «посеять» семена. Получится еще одно замечательное упражнение для развития «пинцетного» захвата.
7. Прятать в тесто сюрпризы и находить их
Думаю, все дети любят, когда в игре присутствует сюрпризный момент. Они готовы открывать замысловатые замочки, откручивать неподдающиеся крышки, лишь бы только увидеть, что же за ними спрятано. Дети с удовольствием находят сюрпризы, даже если сами их спрятали! Поэтому в этом занятии сначала вместе с малышом мы прячем игрушку в тесте, положив ее на одну половину лепешки и закрыв второй. Малышам постарше можно предложить защипать края, как при лепке пирожка. За деток помладше это может сделать мама. Ну а затем задаемся вопросом «Где же наш ежик?» или «Ой, кто же тут спрятался?». Возможно, при первых играх малышу придется показать, как «докопаться» до игрушки. Скорее всего, кроха все очень быстро уловит и впоследствии будет с нетерпением сам расковыривать тесто. Даже такое, казалось бы незамысловатое занятие, невероятно полезно для детских пальчиков.
8. Лепить с маминой помощью колбаски, колобки и простые фигурки.
Ну и конечно, помимо простых игр, можно попробовать слепить вместе с малышом самые простые фигурки – колобок, колбаска, улитка, зайчик и др.
Лепить, фантазировать, ломать, перелепливать, прилагать силу, в конечном итоге получать результат. Когда ребенок лепит, он превращается в маленького волшебника, он создает свой мир!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Квиллинг - как один из способов развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста"
Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги....
Консультация для родителей "Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук"
Улучшить знания родителей в области мелкой моторики и здоровья сбережения детей...
Консультация для родителей на тему: «Значение и способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Данный материал содержит рекомендации для родителей ...
Консультация для педагогов «Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольников
Существует много разных способов развития мелкой моторики у дошкольников. Один из самых интересных и доступных как воспитателям ДОУ, так и родителям – пальчиковые...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...
Консультация для родителей «Пальчиковое рисование как способ развития мелкой моторики»
Развитию мелкой моторики рук и фантазии ребенка способствуют интересные творческие занятия. Один из таких вариантов — рисование пальчиками и ладошками. ...