Консультация для родителей "Как развить усидчивость у детей старшего дошкольного возраста"
консультация
Усидчивость, как умение делать что-то с большой внимательностью и до конца, есть далеко не у каждого ребёнка. Чтобы понять, как помочь ребёнку научиться управлять собственным вниманием, нужно знать и учитывать возрастные особенности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_usidchivost.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как развить усидчивость у детей старшего дошкольного возраста»
Родителей часто интересует вопрос, как научить ребёнка быть усидчивым и внимательным. Усидчивость, как умение делать что-то с большой внимательностью и до конца, есть далеко не у каждого ребёнка. Чтобы понять, как помочь ребёнку научиться управлять собственным вниманием, нужно знать и учитывать возрастные особенности детей. Часто родители сталкиваются с проблемой неусидчивости у ребёнка в старшем дошкольном- младшем школьном возрасте.
Ни один ребенок не появляется на свет с способностью быть усидчивым. Саморегуляция формируется в процессе жизни, когда ребенок задерживает свой взгляд на маме или на папе следит за движением губ, внимательно слушает. Усидчивость очень тесно связана со вниманием. Можно сказать, они переплетены друг с другом.
Ученые дают следующее определение вниманию — это психический процесс, благодаря которому человек может сосредоточиться на каком-либо значимом для него объекте. По словам К. Д. Ушинского, его можно назвать своеобразной дверью, через которую информация проникает в человеческую душу.
По своей сути, уровень сосредоточения у детей проявляется, когда они увлеченно заняты какой-либо творческой деятельностью, пристально всматриваются в какой-либо объект, вслушиваются или делают попытки прочесть слово в книге.
Внимание детей может быть направлено на внешние объекты или на его внутренний мир. Задача этого процесса не только создать оптимальные условия для психической деятельности, но и развить у малыша способность быстро реагировать на изменения в ситуации. Процессы познания имеют направленность на определенный объект. Эти процессы отражаются в восприятии чего-то воображаемого нами. Они имеют отношение человека к миру. Все процессы и ощущения имеют определенное содержание.
В возрасте 6-7 лет развитие памяти и внимания становится наиболее актуальным. Если ребенок еще не пошел в школу – ему это предстоит в ближайшее время. Наверняка, он посещает занятия по подготовке к школе, где должен быть внимателен, многое запоминать.
Если вы только начинаете развивать детскую память и внимание – время еще не упущено. Тем более, что упражнения, которые с трудом даются малышам в 3-4 года – для дошкольника могут оказаться весьма увлекательными.
Рассматривание картинок
Можно постепенно переходить к картинам и видам, не адаптированным специально для детей. Это могут быть классические произведения искусства – жанровые, событийные. Рассматривайте вместе с ребенком картину и рассказывайте, что происходит, что вы видите. Спросите его, может ли он найти и показать вам какой-нибудь второстепенный элемент. Далее, попросите ребенка описать для вас другую картину. Дополняйте его рассказ, учите обращать внимание на детали.
Сыщик
Если ребенок не «созерцательного типа» - ему больше подойдет эта игра, а не рассматривание картинок. Гуляя, идя в магазин, попросите его описывать то, что он видит вокруг. Пусть замечает, сколько ступенек на лестнице, какого цвета шторы в окне и другие особые приметы. Сначала помогайте ему считать, проговаривать. Потом попросите «отчет» о том, какие сведенья удалось собрать.
Если именно такая мотивация будет увлекательна для вашего чада – давайте ему «секретные задания», усложняя цели.
Зеркало
Начинается эта игра с того, что вы ставите ребенка перед зеркалом, прячетесь за ним и выполняете несколько движений его ручками, ножками (поднять руку вверх, повернуть корпус, опустить руку, присесть на корточки). Повторите цикл из простых движений несколько раз. Потом попросите малыша повторить эти движения в правильной последовательности.
Развивать эту игру нужно уже без зеркала. Ребенок встает напротив вас и «отражает» все ваши движения, потом повторяет их самостоятельно.
Волшебный мешочек
Положите в непрозрачный мешочек разные предметы, которые ребенок должен узнавать на ощупь. После узнавания, пусть отдает предмет вам. Когда мешочек опустеет, попросите ребенка перечислить все вещи, которые он достал в том порядке, в котором он их доставал.
Только нужно учитывать увеличение объема памяти и времени возможной концентрации внимания у дошкольника или младшего школьника. Важно постоянно давать ребенку пример размышления, рассуждения, описания увиденного. И ему предлагайте задачи подобного рода.
Стихи наизусть
В этом возрасте ребенок уже способен выучить небольшое стихотворение. Находите специальные поводы: стихи к Дню Рождения папы, стихи к приезду бабушки и так далее. Если запоминание дается с трудом – подскажите ребенку, что можно «дирижировать», «маршировать» (запоминание, связанное с движением), можно пропевать строфы (запоминание, связанное с музыкальностью). Пусть малыш расскажет вам своими словами, что происходит в стихах – возможно, он просто не понимает некоторые слова или обороты и поэтому не может запомнить их.
Проза пересказ
К 6-7 годам ребенок уже хорошо знает несколько сказок и может их пересказывать. Просите его рассказать вам сказочку – со всеми подробностями. Если малышу нравится роль сказочника – усложняйте задание: задавайте ему вопросы по ходу повествования. Пусть он придумает и расскажет вам продолжение истории, судьбу второстепенных героев.
Супер-зеркало
К игре «зеркало», описанной выше, можно добавлять не только движения, но и слова, цифры, звуки. Ребенок должен повторять их в той последовательности, в которой вы произнесли.
Занимаясь с ребенком, развивая его, вы не сможете не заметить, что ему лучше удается запоминать звуки или, наоборот, цвета. Кому-то необходимо упражняться в движении, а кто-то с удовольствием рассуждает на отвлеченные темы.
С одной стороны, следует часто давать ребенку задания, которые он выполняет с успехом. Это поможет положительно мотивировать его, поднять самооценку. Но при этом вы должны стараться развивать и другие пути запоминания. Можно объединить два типа деятельности: «любимый» и «нелюбимый». Например, если ребенок подвижен и не хочет рассматривать картинки, сидя на диване – отправляйтесь с ним в музей.
Однако, как мною ранее было сказано, внимание (интерес) не единственная составляющая.
Усидчивость – это также и умение человека контролировать себя. Одним из самых тяжелых момент в развитии внимания и усидчивости является, пожалуй, самый сложный этап становления ребенка– подготовка к школе. Как только наступает этот момент, родители задаются вопросом, как подготовить ребёнка к длительным урокам, или как воспитать внимательность в данный период? Особенно страшно становится тем родителям, у которых ребёнок отличается особой гиперактивностью. Итак, рекомендуем Вам придерживаться определённых правил, которым малышу нужно научиться следовать задолго до начала занятий в школе или подготовительной школе.
Вам следует установить строгий режим дня, поскольку это поможет организовать ребёнка, появится понимание неотвратимости действия. Например: подъём в 9.00, 13.00 обед, дневной сон и прогулка на улице, в 21.00 отбой. Всё это должно быть без корректировки распорядка дня. Малыш должен усвоить, что так правильно и положено.
Организуйте в течение дня как можно больше подвижных игр, которые в большей мере проводятся на свежем воздухе: лес, парк, загородный пикник. Ребёнок будет бегать, кричать и веселиться, тем самым давать выход своей энергии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
Влияние занимательного математического материала на развитие умственных умений отмечалось в трудах прогрессивных педагогов А.М.Леушиной, Т.В.Тарунтаевой, психологов Д.Б.Эльконина.Математический ...
Консультация для родителей "Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста"
В материале даны рекомендации родителям по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста через приобщение к произведениям русских поэтов и писателей; а также знакомство с синонимами и упражне...
Консультация для воспитателей. Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»...
Консультация для педагогов « Развиваем познавательную активность детей старшего дошкольного возраста».
КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСКРЫВАЕТ СУТЬ ПОНЯТИЯ, ЧТО ТАКОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И КАК ЕЕ РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Консультация "Воспитание усидчивости у детей старшего дошкольного возраста
Усидчивость – это способность человека сосредотачиваться на каком-либо деле в течение нужного времени. Человек не рождается усидчивым, это качество воспитывается. Одной из составляющих усидчивос...
Консультация для родителей «Воспитание усидчивости у детей старшего дошкольного возраста»
Неусидчивый ребёнок часто доставляет много хлопот взрослым. Он не может долго сидеть и заниматься одним делом. Часто он бросает свои игры и занятия так и не доделав их до конца и уже готов браться за ...