Студия "Фантик"
материал
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №7» города Сосновоборска
Дополнительная программа
Педагога дополнительного образования
по творческой, декоративно-прикладной
деятельности
Богословской Е.В
Срок реализации 1 год
Возраст 5-7 лет
« фантик»
2022-2023г
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка. Актуальность ..……………………………
- Цели и задачи…………………………………………………………………....
- Режим занятий…………………………………………………………………..
- Методы и приемы обучения……………………………………………………
- Структура занятий кружка……………………………………………………..
- Ожидаемый результат…………………………………………………………..
- Декоративно-прикладные техники………..…………………………………..
- Перспективный план кружковой работы первого года обучения…………..
- Используемая литература………………………………………………………
10. Диагностика……………………………………………………….......
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок"
В.А. Сухомлинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.
Ребенок – это уникальная личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.
Дошкольные годы – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения, одного из важных составляющих творческих способностей. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
В процессе творческой деятельности активизируется умственная и физическая активность ребёнка. Для создания поделки необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определёнными навыками. Сначала у детей возникает интерес к единичным элементам, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству – желание получить результат, создать определённое изображение.
Существует множество приемов и техник декорирования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких специальных навыков. И ребенок получит от таких занятий не только удовольствие, но и будет творчески расти.
Обучение детей творчеству с использованием нетрадиционных техник – это интересно и увлекательно! Поделки в нетрадиционных техниках раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности подобного творчества. Такое творчество не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Работа в нетрадиционные техниках с необычными материалами позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно- прикладного искусства в эстетической деятельности.
Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Кружковая работа способствует этому, а также самовыражению и самоутверждению своих членов. В ней ребёнок обогащает свой жизненный смысл, удовлетворяет потребность в общении, приобщается к культуре, а также реализует свои творческие возможности в социально значимой деятельности. Занятия в кружке помогут развить у них умение видеть необычное в привычных предметах; научат чувствовать и понимать прекрасное, а затем выражать его через создание собственных поделок.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие техник, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника прикладного искусства даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
С этой целью была создана творческая декоративно-прикладная студия «Фантик». Занятия в нашей студии направлены на реализацию базисных индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Нетрадиционные техники декорирования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Для развития основных компонентов творческих способностей – интеллектуальной инициативы, поисковой активности и направленности на самосовершенствование и совершенствование окружающего мира декоративно-прикладная деятельность и художественный труд являются благоприятными видами детской деятельности.
Теория и практика современного дизайна для детей и детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.
Прикладной труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства. Прикладной труд доступен для успешного освоения детьми дошкольного возраста. При этом прикладной труд — это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией, саморазвитием, самопознанием на уровне подлинного творчества, в котором создается что-то новое. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, дети не только создают своими руками изделия, но и познают радость творчества.
Эта специфическая деятельность имеет и коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение.
Особенность программы нашей творческой студии в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии работы с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Самым ближайшим социальным окружением является для ребёнка семья и детский сад. В дошкольном учреждении у ребёнка впервые формируется правильное отношение к трудовой и эстетической деятельности. Основными источниками эстетического содержания являются игрушки, предметы быта, книжные иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного театра, радио- и телепередачи, общественные и семейные праздники, детские утренники и развлечения и декоративные оформления. Эти впечатления и связанные с ними переживания ребёнок стремится отразить в играх, рисунках, поделках. Чем полнее и содержательнее ведётся эстетическая воспитательная работа на занятиях кружка «Фантик» в дошкольном отделении, тем ярче и интереснее ребёнок проявляет себя в индивидуальной творческой деятельности.
В условиях дошкольного учреждения руководитель кружка «Фантик», устанавливает контакт с каждым ребёнком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и возможности. В детском саду ребёнок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его труд- это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ребёнок принимает от педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, в применении того или иного технического приёма. А сам ребёнок, должен уметь тактично помогать сверстникам или малышам, в осуществлении их замыслов.
Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни.
Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Прикладная деятельность, на ряду с изобразительной - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Следовательно, прикладная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Особенности программы.
Особенностью программы студии «Фантик» является развитие у детей эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей, интереса к некоторым физическим закономерностям, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.
Настоящая программа описывает курс по прикладному искусству с использованием нетрадиционных техник выполнения поделок для детей 5-7 лет.
Программа кружка носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного декорирования (работа с природными материалами, сувениры из цветных салфеток, пластилинография, декорирование крупами, макаронами и т. д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по декоративно-прикладному развитию.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель
Развитие художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет, используя различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в прикладном творчестве. Учить детей дошкольного возраста самостоятельно создавать художественные образы. Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Основные задачи программы
1. Обучающие:
- развивать умение детей анализировать образцы поделок;
- учить приемам работы с нетрадиционным декоративным материалом (мятая бумага, природные материалы, поролон, крупы, пластик, нитки);
- учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
2. Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами творческих мастеров, замечать и творить Красоту;
- развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
- формировать умения и навыки, необходимые для создания прикладных
- работ.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к декоративно-прикладному искусству;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
- воспитывать навыки самостоятельности, целеустремлённость, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Задачи обучения:
1. Вызвать интерес к различным прикладным и необычным материалам и желание действовать с ними.
2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
3. Создавать условия для освоения чувства композиции.
4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
5. Развитие связной речи.
Обучение художественно-прикладным техникам происходит в следующих направлениях:
- от изготовления отдельных предметов к выполнению сюжетных эпизодов;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники декорирования.
Приобретя соответствующий опыт работы в нетрадиционных техниках изображения, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все нового и нового.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
- практические (упражнения, игровые методы);
- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).
Все методы используются в комплексе.
Показатели прохождения рабочей программы:
- Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.
- Учатся использовать в одной работе разные прикладные материалы.
- Учатся выполнять поделки из различных нетрадиционных материалов.
- Развивать навыки по составлению сюжетов.
- Дети учатся цветовосприятию.
- Экспериментируют.
- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ СТУДИИ «Фантик»
В начале занятия традиционно проводится коммуникативная игра для привлечения внимания детей к предстоящей деятельности. Для формирования позитивной мотивации детей к познанию и творчеству используются следующие приемы: психологическая коммуникативная игра, беседа, упражнения, направленные на создание благоприятной эмоциональной среды. Для решения поставленных задач используются следующие методы: словесный: беседа, работа по картинкам, ответы по операционным картам, наглядный: показ способа действия, рассматривание образца, работа с демонстрационным материалом, использование средств ТСО, практические методы: (репродуктивные и творческие) - подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков. Для активизации творческого воображения с детьми проводятся развивающие игры, игровые упражнения.
На протяжении всего занятия осуществляется дифференцированный подход к детям: (пассивных детей нужно стараться привлечь к деятельности, сильным детям давать более сложные упражнения). На занятии используются различные формы работы: индивидуальная. Для получения оценки деятельности детей используются соревнования, прием похвалы и поощрения, педагогический такт. На развитие мышления детей используются следующие виды деятельности: анализ, синтез, метод классификации, постановка проблемных вопросов.
В ходе занятий используются элементы здоровье сберегающей технологии: проводятся динамические и эмоциональные паузы, пальчиковый массаж – позволяющие ребенку расслабиться, отдохнуть от умственной активности, что позволяет работать в щадящем для ребенка режиме и оберегать его физическое и психическое здоровье. Физминутки благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют утомления, снимают статические нагрузки.
После проведения каждого периода работы с детьми предполагается выявление уровня творческих способностей, сформированности обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Структурной особенностью программы является приобщение детей к разностороннему развитию творческих способностей детей 5-7 года жизни. Развитие познавательных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. Программа является развивающей и обучающей. Основывается на знании особенностей эмоционально-экспрессивного, сенсорного, психофизиологического развития ребенка 5-7 лет и опирается на принцип сотрудничества взрослого и ребенка, их творческого взаимодействия в художественно-прикладном общении.
Педагогические условия для реализации программы:
- создание художественно-развивающей среды в дошкольном учреждении (декоративно-прикладная студия);
- разработка занятий по развитию детских творческих способностей средствами нетрадиционных прикладных техник изображения и их апробация.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Программа рассчитана на детей 5-7 лет, продолжительность обучающей программы 1 год
Продолжительность занятий:
8 занятий в месяц по 30 минут
Форма проведения занятий: групповая.
Занятия проходят во второй половине дня
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫЕ ТЕХНИКИ
Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают , сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога – воспитать тонкую и чувствительную душу ребенка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном. Научить детей чувствовать специфику природного материала , видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы . Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Работа с природным материалом поможет маленьким почемучкам встретиться с уже знакомыми сказочными героями, персонажами книг и совсем незнакомыми жителями страны неизведанного.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирования первых трудовых навыков, всестороннего развития малышей.
Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. Постепенно и дети включаются в процесс творчества и начинают сами мастерить из пластилина и природного материала небольшие поделки.
Главная цель обучения конструированию из природного материала – сформировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески. Такое обучение конструированию не только развивает у детей творческое воображение, но и, что не менее важно, воспитывает бережное отношение к природе. Ведь дети только собирают материал - шишки, ветки, причудливые сучки, а не рвут, не ломают, не обрезают. Они учатся относиться к природе как к живому организму. Одновременно, подчеркнем, приобретают опыт безопасного и осторожного обращения с природным материалом: незнакомое растение не трогать, травой можно порезаться, об острый сучок пораниться.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Таким образом, работа с природными материалами удовлетворяет в дошкольниках потребность в исследовательской деятельности, пробуждает чувство удовлетворения от результата своего труда, развивает потребность в творчестве.
Работа с мятой бумагой и цветными салфетками о технике аппликации.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Аппликация это синтез разных видов изобразительной деятельности. Изображения в бумажной пластике выполняются в полу-объемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Технология изготовления поделок из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление поделок из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами, складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д. Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально- чувственной сферы, художественно- образного мышления, реализации их творческих возможностей.
В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Занятия аппликацией проводят в форме игры, по ходу которой взрослый комментирует процесс работы. Занятия можно проводить с небольшой группой детей или индивидуально. Под руководством педагога дети могут создавать коллективные поделки. В этом случае каждый ребенок выполняет свое задание, а результат получается общий.
Педагогу необходимо приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, величины, цвета; раскладывать определённой последовательности, составляя задуманный ребёнком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.
Техника квиллинг.
Квиллинг – это техника скручивания длинных и узких полосок бумаги в спирали с последующим видоизменением их формы и составлением плоских или объемных композиций.
Из опыта своей работы знаю, что польза квиллинга неоспорима. Эта техника стимулирует усидчивость, зрительную память, образное мышление, развивает глазомер, совершенствует мелкую моторику, а как следствие речевые функции. Техника квиллинг развивает чувство прекрасного, помогает само выражаться, развивает чувство вкуса, что немаловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка.
Способность творить заложена в каждом ребёнке. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться этим способностям.
Занятие квиллингом помогает моим ребятам преодолеть этот страх. Я стараюсь незаметно заинтересовать и увлечь их самим процессом с помощью применения разных методик, например «Сказкотерапии», при этом не подчеркивая результата, т. е. творчество ради творчества. И убеждаю, что то, что получилось – это и есть хороший результат.
Дети скручивают спирали и придают им форму, видоизменяют, придумывая что-то свое, создают композиции. Иногда, неправильно выполненная деталь, становится новой квиллинговой формой. В процессе работы всегда делаю акцент на том, что каждый вносит посильный вклад (учитывая индивидуальные особенности, умения и навыки детей) и мы все участники одного общего дела. В результате нашей с ребятами совместной работы мне удалось вызвать у детей интерес к выполнению поделок в технике квиллинг и помочь им ощутить незабываемые положительные эмоции.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, в ролевой игре могут разыгрывать различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в художественном творчестве – это дар, о котором можно только мечтать. Научить ценить прекрасное должны мы – взрослые. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет духовная жизнь ребёнка.
Работа в технике «Оригами».
Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния « оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой».
В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении ( стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д. ), признаки их сходства и различия. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых обычаях, существующих в Японии. Занятия оригами несут в себе культурологические сведения. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.
Техника Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
Поделки из ниток, пуговиц, бусин.
Нитки, бусины и пуговицы отлично подойдут для изготовления поделок и декорирования готовых вещей. Эти материалы стали использовать в таких целях отнюдь не вчера. Многие технологии изготовления поделок из нитей, бусин и пуговиц насчитывают не одну сотню, а некоторые и тысячу лет.
Поделки из ниток выполняются в технике аппликации, окручивания, изготовления помпонов и кисточек.
Поделки из ватных дисков и ватных палочек.
Поделки из подручных материалов не только развивают мелкую моторику детей, но так же развивают фантазию и усидчивость. Ватные палочки есть в каждом доме и из них можно сделать интересные поделки с детьми.
Дети очень любят делать разные поделки из разных материалов. Поделки не только увлекают ребёнка, но также развивают у него воображение, мышление и т.д.
Мы будем пробовать созвать поделки из простых материалов – ватных дисков и палочек и превращать их в необычное и интересное.
Декорирование различными крупами, макаронами.
Детские поделки из макарон и круп, прежде всего, необычны по внешнему виду и внутреннему содержанию: сувениры, украшения, предметы быта и декора, которые уникальны уже тем, что сделаны детскими руками. Используя разную по величине и структуре крупу, а также проявив усердие, подключив фантазию, можно сделать эксклюзивные панно и картины. Не менее интересными получаются более сложные варианты поделок с участием круп и макарон - объемные. К таковым относятся – елочки, домики, игрушки, поставки, вазы, шары и многие другие поделки своими руками. Декоративный потенциал таких поделок очень высок. Причем глядя на такие работы, многие не знают, что скрывается за красивым фасадом поделки. Настолько мастерски можно обыграть любой материал, даже обычные семена, крупы и макаронные изделия перевоплощаются в поделку - настоящий предмет роскоши, сделанный своими руками.
Детям работать с крупой тоже очень интересно, и под чутким руководством взрослых, дети способны делать порой сложные и замечательные поделки из крупы своими руками в непринужденной творческой обстановке. Детские поделки из крупы, как и поделки из других различных материалов – доступный вид творческого самовыражения для дошкольников. Работа с крупой помогает снять напряжение и усталость, успокаивает и способствует нормализации психоэмоционального фона ребенка. Весь секрет заключается в тактильном восприятии материала для творчества, в данном случае крупы, семян и макарон. Кропотливая работа над поделками из круп способствует развитию координации движений и стимулирует воображение, а нередко, при выполнении поделок включающих в себя элементы моделирования – пространственное мышление. Таким образом, творческая работа над поделками из круп, семян и макарон – прекрасно развивает способности ребенка.
Поделки из пластиковых материалов и поролона.
Дошкольники собирают и хранят, как сокровища, все ненужные вещи, которые взрослые бросают в каждом доме: пустые коробки, пуговицы, пробки и пр. Бросовый материал даёт детям чувство свободы и независимости от взрослого, он разнообразен и доступен. Этот материал пригоден для создания детьми своих собственных игрушек, удовлетворяет главные потребности детей в создании, делании и творчестве. «Бросовый» материал воспитывает практичность, приучает беречь и ценить каждую вещь и применять все к делу. Данный материал настолько разнообразен, что, работая с ним, дети естественным образом развивают сенсорные процессы, чувство пропорции, глазомер.
Очень интересно мастерить поделки из никому не нужных предметов и материалов. Благодаря умелым рукам и фантазии можно создать удивительный мир. Из пластиковых бутылок, катушки, шпульки, мыльницы, воронки, крышки, прозрачные упаковки, пробки, пластмассовые тарелки и поролона можно выполнить очень эффектные и неординарные поделки.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Время проведения | Тема, цели занятия |
| |
1 | 2 | 3 |
|
октябрь | Тема | Знакомство со свойствами бумаги. Оригами.
| Рябков, И.А. Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая деятельность. Оригами. Стр.8-10 №1-2 |
| Цели | Познакомить с историей искусства оригами, со свойствами бумаги, разнообразием её видов; научить правильно подбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами; заинтересовать детей изготовлением фигурок в стиле оригами, развивать воображение, воспитывать усидчивость.
| |
Тема | «Салфетка для Осени» | Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду.
Стр. 104 № 26 | |
Цели | Задачи: 1. Учить детей плести салфетку: переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги, подбирать два подходящих друг другу цвета. 2. Развивать стремление к поиску экспериментированию творчеству.
3. Продолжать воспитывать аккуратность в работе, внимательное отношение к просьбам других. | ||
Тема | «Машины» | Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала
Стр. 25 № 2 | |
Цели | Формировать: - представления о машинах разных видов, их строении и назначении; - объяснительную речь. Упражнять в плоскостном моделировании и в построении схем. Развивать:- способность к порождению новых оригинальных идей, к анализу схем, чертежей, конструкций; - самостоятельность, активность, уверенность, независимость мышления.
| ||
| Тема | «Паучок-Лесовичок»
| В.Пудова "Игрушки из природных даров" стр.30 |
| Цели | Учить детей делать поделки из разного природного материала, видеть в нем сходство с отдельными частями. Учить придавать паучку выразительность, составлять композицию используя несколько паучков и дополнительные предметы. Воспитывать бережное отношение к природному материалу.
| |
| Тема | Трактор |
|
Цели
| Реализация самостоятельной творческой деятельности детей. | ||
Тема | «Птицы нашего края» | Рябков, И.А. Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая деятельность. Оригами. Стр.40 №15
| |
ноябрь
| Цели | Учить распознавать птиц - воробья, ворону, синицу. Анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, расширять знания детей о жизни птиц, об их повадках, питании. Воспитывать в детях сочувствие, сопереживание по отношению к братьям нашим меньшим. | |
Тема | «Дружат дети всей Земли». | Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду.
Стр. № | |
Цели | Научить подбирать детали изображать фигуры в движении, передавать выразительность образа. Закрепить умение скреплять детали с помощью клея ПВА. Уточнить представления о свойствах материала. Развивать творческие способности у детей. Воспитывать при работе дружеские отношения. | ||
Тема | «Здания» | Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала
Стр. 15 № 1
| |
| Цели | Упражнять: - в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям; - предварительной зарисовке сооружений; - анализе схем и конструкций. - воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях, устанавливать их; - аргументировать свои решения. - конструкторские навыки; - направленное воображение. Подводить к восприятию элементарных астрономических понятий и представлений.
| |
| Тема | «Кокошники» | Конспект из опыта работы. |
| Цели | Учить детей использовать разный природный материал для украшения кокошника, составлять композицию. Воспитывать бережное отношение к природному материалу, аккуратность. Развивать фантазию, воображение, чувство ритма. | |
Декабрь
| Тема | «Летательные аппараты»
| Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала
Стр. 29 № 3
|
Цели | Обобщать, систематизировать, уточнять представления об истории развития летательных аппаратов, их назначении, зависимости строения от функционального назначения. Развивать: - конструкторские навыки; - умение моделировать на плоскости; - строить схемы и делать зарисовки будущих объектов; - творчество и изобретательность. Упражнять в быстром решении проблемных ситуаций. | ||
Тема |
|
Стр. № | |
Цели |
| ||
Тема | «Праздник ветерка» | Рябков, И.А. Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая деятельность. Оригами.
Стр.43 №16 | |
Цели | Закрепить умение разрезать квадратный лист бумаги по диагонали, при обсуждении вариантов изготовления вертушек, поддерживать любую инициативу детей, помогать им реализовывать задуманное. Развивать творчество и воображение. Активизировать мышление и речь ( ребёнок должен рассказать, что именно нарисовал Ветерок).
| ||
| Тема |
|
|
| Цели |
| |
| Тема | «Мосты» | Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала
Стр. 42 № 6
|
| Цели | Совершенствовать умение: - конструировать мосты разного назначения; - конструировать двигающиеся механизмы из конструктора; - сооружать простейший механизм - рычаг, позволяющий приводить Упражнять в построении схем, чертежей мостов.
| |
Тема | «Волшебный сундучок с сюрпризом». | Конспект из опыта работы. | |
Цели | Научить работать с меркой. Закрепить умение правильно пользоваться материалами и оборудованием для работы, подготавливать своё рабочее место и убирать после себя. Воспитывать умение детей трудиться, сообща договариваться, советоваться, оказывать друг другу помощь.
| ||
Тема | «Ёлочка» | Рябков, И.А. Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая деятельность. Оригами. Стр.47 №18 | |
Январь
| Цели | Продолжать учить детей делать фигурки в стиле оригами, используя операционную карту; познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка», продолжать знакомить с историей искусства оригами.
| |
| Тема | «Ёлочные игрушки» | Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Стр. № |
| Цели | Закрепить умение детей изготавливать ёлочные игрушки из цилиндров и конусов; развивать творческие способности, фантазию. Воспитывать умение детей трудиться, сообща договариваться, советоваться, оказывать друг другу помощь. | |
| Тема | «Дед Мороз» | Рябков, И.А. Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая деятельность. Оригами. Стр.54 № 20
|
Цели | Закрепить умение детей делать фигурки в стиле оригами, используя схему; совершенствовать навыки работы ножницами; воспитывать самостоятельность, усидчивость. | ||
Февраль
| Тема | «Проекты городов» | Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала Стр. 37 № 5
|
Цели | Упражнять в составлении планов строительства. Совершенствовать конструкторские способности. Формировать совместную поисковую деятельность. Развивать умение делать самостоятельные исследования и выводы.
| ||
Тема | "Снежинки" | Конспект из опыта работы. | |
Цели | Учить детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию. | ||
Тема | «Мишка»
| Рябков, И.А. Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая деятельность. Оригами. Стр.21 № 7 | |
Цели | Расширить представление детей о образе жизни медведей, способах их самозащиты от врагов, закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами с использованием операционных карт; Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. | ||
| Тема | «Железные дороги» | Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала
Стр. 50 № 8
|
| Цели | Упражнять в построении схем и последующем конструировании по ним. Развивать: -пространственное мышление, сообразительность; -самостоятельность в нахождении собственных решений. Познакомить: -с зубчатыми колесами; -зубчатой передачей; -особенностями данного вращательного движения.
| |
Тема | «Пилотка»
| Конспект из опыта работы. | |
Цели | Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях; развивать глазомер, умение делать поделку прочной. | ||
Тема | «Подарок папе»
| Рябков, И.А. Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая деятельность. Оригами. Стр.71 № 28 | |
Март
| Цели | Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины: дедам, отцам, братьям; Совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; закреплять умение мастерить поделки в стиле оригами с использованием операционных карт.
| |
| Тема | «Игрушки»
| Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду.
Стр. № |
| Цели | Научить детей делать игрушки из катушек, шпулек или картонных цилиндров. Развивать творческие способности у детей. Воспитывать при работе дружеские отношения. | |
| Тема | «Роботы помощники» | Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала
Стр. 33 № 4
|
Апрель
| Цели | Расширять знания об истории робототехники. Упражнять: - в создании схем и чертежей; - моделировании на плоскости; - конструировании из разных строительных наборов и конструкторов. Развивать: - фантазию, воображение, внимание, сообразительность, изобретательность; - умение делать умозаключения, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки
| |
Тема | «Куколки – малютки»
| Конспект из опыта работы. | |
Цели | Учить создавать куклу -мотанку. Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы. Сформировать у них эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними. | ||
Тема | «Коробочка» | Рябков, И.А. Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая деятельность. Оригами. Стр.82 № 31 | |
Цели | Познакомить детей с новыми способами складывания бумаги; закрепить умение следовать инструкции воспитателя; развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.
| ||
Тема | «Игольница»
| Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Стр. № | |
Цели | Закрепить умение работать с иголкой, учить размечать мелом ткань, обводя шаблон. Развивать художественный вкус. Воспитывать умение детей трудиться сообща. | ||
Тема | «Корзиночка» | Новикова, И.В. Конструирование из природных материалов в детском саду. Стр. 66 № 3 | |
Цели | Познакомить детей с приёмами изготовления поделок из травы. Учить плести косички из трёх прядей. Закрепить умение работать в парах. развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к культуре Крыма. Развивать умение доводить начатое до конца. | ||
| Тема | Панно «Весенние цветы»
| Рябков, И.А. Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая деятельность. Оригами. Стр.80 № 30 |
| Цели | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами; продолжать учить работать в коллективе; закрепить умение пользоваться ножницами.
| |
Тема | "Ласточки прилетели" | Конспект из опыта работы. | |
Цели | Разбудить воображение детей; учить ориентироваться на листе бумаги и делать простейшие игрушки; развивать интерес к окружающему миру и к конструктивной деятельности. Продолжать учить анализировать чертеж, выполнять поделку по схеме, продолжать учить работать в паре, быть терпеливыми при объяснении способа выполнения поделки. | ||
Тема | «Суда»
| Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала Стр. 44 № 7
| |
Цели | Расширять представления о судах (виды судов, функциональное назначение, особенности строения). Упражнять в сооружении различных судов. Познакомить с использованием блока (колесо с желобком по ободу для веревки) в механизмах. Дать представление о ремённой передаче.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_fantik.docx | 1.54 МБ |