Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста
статья

Тимакова Елена Евгеньевна

Всем известно о тесной связи развития речи с развитием мелкой моторики рук. Систематическая работа по развитию мелкой моторики способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, а также способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.Поэтому, стоит уделить развитию мелкой моторики усиленное внимание. В статье приведены формы занятий и игр, которые помогут развить мелкую моторику рук ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_doshkolnikov.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тимакова Елена Евгеньевна

Воспитатель ГБДОУ детский сад №52

компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи

у детей дошкольного возраста

Каждый год в нашей стране увеличивается количество детей с отклонениями в речевом развитие. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучной экологией и инфекциями. Проблема развития и исправления речи в наше время особенно актуальна. Особенно важно выявлять отклонения в речевом развитие еще в раннем возрасте и своевременно начинать их исправлять.

Особое внимание стоит уделить родителю, на то, как часто и в какой форме он общается со своим ребенком. Насколько часто ребенок сидит за экраном телевизора или гаджета, вместо того, чтобы послушать, как мама читает ему книжку или разговаривает с ним. От прочного вхождения в нашу жизнь гаджетов, начиная с совсем раннего детского возраста, речь наших детей становится все беднее и беднее, что препятствует ее правильному развитию.

Уже много сказано и написано об этой проблеме, поэтому я остановлюсь на одном из методов развития речи у дошкольника. Всем известно о тесной связи развития речи с развитием мелкой моторики рук. Систематическая работа по развитию мелкой моторики способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, а также способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Так что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.  Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Дети, с плохо развитой ручной моторикой, неловко держат ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицу, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. В детском саду, ребенка с плохо развитой моторикой рук, очень легко определить на занятиях по лепке и аппликации. Поэтому, родителям стоит уделить развитию мелкой моторики усиленное внимание. Приведу некоторые формы занятий и игр, что поможет развить моторные действия рук.

Дети младшего дошкольного возраста особенно любят различные пальчиковые игры. В пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравятся игры с пальчиками, зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких детей важна спокойная обстановка и бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.

Движения правой и левой руки контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Играйте вместе с вашими детьми чаще, ведь игры с пальчиками - один из вариантов радостного совместного времяпрепровождения. Также, можно включать в эти игры и элементы логоритмики. Логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, очень много. Если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Тут главное учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Наша задача поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывать хвалить ребенка.

Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Различные виды мозаик, шнуровок или игры с пуговицами. Можно рисовать по манной или гречневой крупе, по муке. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом, и развивает чувственное восприятие, фантазию и воображение.

Собирание пазл, разрезных картинок, кубиков - эти игры развивают зрительное восприятие и пространственную ориентировку.

При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика. Ребенок, выполняя аппликацию, может сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые.

В ходе занятий лепкой у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт.

Также можно играть с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета и счёта.

Перекатывание карандаша в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирования организма в целом.

Очень полено рисование и раскрашивание карандашами. Родителям стоит обратить особое внимание, что именно карандашами, а не фломастерами или мелками. Карандаши «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. Ребенок должен учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. В процессе рисования, у детей формируются элементарные графические умения, необходимые для развития ручной ловкости и освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры предмета, равномерно нанося нужный цвет.

При систематической работе с ребенком в этом направление, ребенок достигает не только хорошего развития мелкой моторики рук, но и все это способствует развитию его речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»

В данном материале представлены практические рекомендации для родителей по развитию у детей мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях, используя сподручные материалы....

"Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного произношения у детей дошкольного возраста"

"Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного произношения у детей дошкольного возраста"...

Семинар – практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста».

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей  дошкольного возраста»....

Семинар-практикум для родителей «Превратим обучение в игру или развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»

Обучающий семинар по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики руки с использованием диагностических тестов по определению уровня развития мелкой моторики   детей старшего дошкол...

«Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»

laquo;Семинар-практикум для родителей  «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей  дошкольного возраста»...

Буклет «Игры и упражнения на развитие в развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации необходимо ребёнку для овладения навыками самообслуживания, а также для формирования навыка письма при подготовки к  школьному обучен...