Что такое эйдетика?
консультация
Эйдетика (от греч. слова “эйдос” - образ) — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eydetika_dlya_roditeley.docx | 344.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Что такое эйдетика?»
Подготовила: воспитатель
Наумова Альбина Анатольевна
2022г.
Что же такое эйдетика?
Изначально — это направление практической психологии, которое занималось развитием внимания, образного мышления и памяти. Ныне система эйдетики стала доступной и для педагогов, и даже для родителей. Основывается она на развитии образной памяти (греч. eidos — образ, внешний вид), которая помогает воспринимать мир целостно, развивает естественную память, учит творческому мышлению. Это самая стойкая форма памяти, которую почти невозможно разрушить, так как она происходит из интересов и знаний самого человека и уже неотделима от его личности. Причём, можно создавать любые образы: образы букв, цифр, предметов, понятий, стихотворений, настроений и т.д.
Эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Как показал Э. Йенш, эйдетические образы имеют полимодальную природу.
В специально посвященной эйдетизму главе в работе “Основные течения современной психологии ” Л. С. Выготский так определяет сущность этого явления: это способность «видеть, в буквальном смысле слова, на пустом экране отсутствующую картину или предмет…» Он рассматривает эйдетизм как закономерную стадию нормального детского развития и считает, что «…эйдетические наглядные образы характерны для детского возраста, в частности есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству»
В эйдетических образах, по Л. С. Выготскому, «в нерасчлененном виде заключены зачатки трех будущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления,- и …нельзя провести точной границы между тремя процессами». Образные представления являются … как бы переходной ступенью от восприятий к представлениям. Они обычно исчезают с окончанием детского возраста, но исчезают не бесследно, а превращаясь, с одной стороны, в наглядную основу представлений, а с другой — входя составными элементами в восприятие. Память переходит от эйдетических образов к формам логической памяти, …для эйдетических образов характерно то, что они не исчезают вовсе из сферы интеллектуальной деятельности, но передвигаются как бы в другой сектор этой же самой сферы. Переставая быть основной формой процессов памяти, они становятся на службу воображения и фантазии, изменяя таким образом свою основную психологическую функцию.
Очень важно научить ребёнка — дошкольника (а именно в этот период, как мы знаем, зарождаются все особенности и влечения и формируются способности) свободно брать, а не заучивать информацию в окружающем, стремительно меняющемся мире и использовать свой внутренний потенциал для развития психических процессов и творческого воображения — основы развития таланта, гениальности, способностей. Это и есть главная задача программы дополнительных платных услуг кружка «Эйдетика для малышей».
Метод эйдетики построен на простом принципе:
воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.
Используемые приёмы:
• рифма («кое, либо, то, нибудь — дефис поставить не забудь»);
• фразы из первых букв материала (цвета радуги в известной присказке про охотника с фазаном);
• связка (при изучении теоремы Пифагора во всех красках представить, как он бегал вокруг своего треугольника и делал открытие);
• зацепка (например, замена цифр предметами);
• метод Цицерона.
Маленькие дети воспринимают мир преимущественно образами, т.к. правое полушарие мозга, отвечающее за интуицию, пространственную ориентацию, у детей от рождения развито сильнее. Левое полушарие мозга, отвечающее за обработку речевой информации и логику, созревает у большинства к 12–16 годам. Период наиболее интенсивной работы воображения человека — возраст до пяти лет. Поэтому именно это время наиболее благоприятно для развития его личности. Только нужно делать это правильно, используя методики обучения, соответствующие природным физиологическим процессам. В большинстве же детских дошкольных учреждений методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память.
Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, т.е. они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.
Кроме того, эйдетика — это ещё и развитие зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, обонятельной и фотографической памяти; и формирование сильной мотивации, и создание творческой среды, и стимуляция аналитического мышления, и использование нестандартного мышления для решения проблем, и преодоление внутренних психологических барьеров (ребёнок учится убирать страхи перед новым, неизведанным).
В такой системе обучения возможно всё! Любая информация может быть преобразована множеством различных способов (в доступной — индивидуальной — форме) и зафиксирована в сознании надолго: так, что в нужный момент она обязательно «всплывёт» и будет использована. Взрослым необходимо лишь дать некоторые механизмы, которые запустят эту систему.
Еще одно важное преимущество эйдетического обучения — ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Объясняется это тем, что когда человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...