Как развить творческие способности у ребенка
консультация
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_kak_razvivat_tvorcheskie_sposobnosti_doshkolnikov.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как развивать творческие способности дошкольников»
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.
Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период литературное детское творчество является частью игры: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза, приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества).
Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Оно, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы его проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку.
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Так, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукт совершаемой деятельности, тем самым повышая её результативность. Другими словами, творческие способности заключаются в умении находить новые оригинальные решения каких-либо задач.
К творческим способностям относятся:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность заменять несколько понятий одним и использовать ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть.
11. Творческое воображение.
12. Способность доработки деталей, для совершенствования первоначального замысла.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.
Для развития творческих способностей детей необходимо:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
3. Развивать наблюдательность
В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?
Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.
Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.
Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.
Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.
Как развивать творческие способности ребенка.
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет (берет кубик и говорит, что это - стол, а может - это чашка).
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность (от англ. create - создавать, творить) — способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотреть на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать ,на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.
Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем буквы на предметы чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.
3. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего
нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
4. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
5. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь - в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
6. Давно известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Практические советы для развития творческих способностей:
- Давать детям возможность создавать «шедевры» из разнообразных материалов (поделки из природного материала, рисования нестандартными способами)
- Чаще общаться с природой (учить детей наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, размышлять… Гуляя, фантазируйте, на что похожи облака или силуэты деревьев).
- Придумывайте вместе с детьми сказки, создавайте новых героев, сочиняйте продолжения существующих сказок, переселяйте героев из одних сказок в другие.
- Давайте детям слова с просьбой найти к ним рифму, сочиняйте стихи и песни.
- Полезно играть в разные ассоциативные игры, где детям будет предложено отыскать связь между двумя ничем не связанными предметами, словами.
Игры-задания для развития творческих способностей:
1. «Весёлые картинки»
Изобразите на бумаге геометрические фигуры и предложите ребёнку «превратить» их во что-то новое. Это может быть всё, что угодно: солнышко, цветок, кукла и т. д.
2. «Угадай!»
Поместите любой, какой-нибудь предмет в коробку с крышкой и предложите детям угадать, что там? Пусть они размышляют: задают вопросы, фантазируют, выстраивают логическую цепочку.
3. «Хорошо и плохо»
Взрослый называет предмет, либо явление, а дети должны размышлять о его положительных и отрицательных качествах. К примеру, зима: хорошо - что можно кататься на санках, плохо - что можно простудиться и очень холодно. Печь: хорошо - что можно приготовить пищу, плохо - то, что обжечься.
4. «Слова»
Скажите любое слово и предложите детям подобрать к нему антонимы (противоположные по значению слова): холодный — горячий, весёлый — грустный; синонимы (близкие по значению): хороший — отличный, обманывать — врать и т. д.
5. «Необычное использование предмета»
Предложите детям находить необычные способы использование самых обычных предметов. Здесь приветствуется безграничная фантазия! Например, в кувшин можно не только наливать компот, но и ставить туда цветы и т. д. Пусть они придумают необычный способ использования ложки, стула, гвоздя и других предметов!
6. «А вдруг?»
Предложите детям развить какую-либо тему: а что бы было, если бы вдруг, например, все стали лилипутами или животные начали бы разговаривать по-человечески?
7. Совместный кукольный театр.
Развитию творческого начала будут способствовать и представления кукольного театра. Пальчиковые куклы и «петрушки», вручную сшитые игрушки для театра, оригинальные декорации создадут непринуждённую атмосферу, позитивно влияющую на полёт фантазии детей!
8. И конечно, всем известные дидактические игры такие, как «Головоломки» или «Логические цепочки», мозаики, «Прочитай слово по первым буквам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей КАК РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ
Как же всё-таки помочь ребенку развить свои творческие способности? Об этом материал консультации....
Консультация для родителей " Как развить творческие способности у ребенка "
Предпосылки развития творческой личности возникают у ребенка очень рано, но даже те элементы качеств творческой личности, которые могут быть сформированы в дошкольном детстве встречаются у детей не та...
«27 способов развить творческие способности ребенка»
Сегодня всем хорошо известно, что высоких профессиональных результатов достигают люди творческие – те, кто с детства имел собственную точку зрения, не боялся высказывать её, демонстрируя новый, ...
Консультация для родителей "20 и 1 способ развить творческие способности вашего ребенка"
А что такое творчество для ребенка? Это его мир, в котором он- творец. Это мир развития его фантазии, воображения. И ребенку важен сам процесс занятий творчеством....
Консультация для родителей «Как развить творческие способности ребенка».
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка...
Консультация для родителей "Как развить творческие способности ребенка"
Материал призван помочь родителям создать необходимые условия для развития творческого потенциала ребенка....
Как развить творческие способности ребенка
Творческие способности могут проявляться только в деятельности. Для детей это в первую очередь продуктивная деятельность (рисование, лепка и конструирование) и игра:...