КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ
консультация (младшая, средняя группа)
Самостоятельность маленьких детей имеет свои «плюсы» и «минусы». С детьми этого возраста возникают известные трения, но это вовсе не значит, что кому-то точно известно, как при таком противостоянии поступать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учимся быть хорошими родителями
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ
В 2–2,5 года здоровый малыш умеет очень многое. Он наконец-то научился ходить, бегать, он может спрашивать, просить, выражать свои желания. Новые возможности толкают малыша на бесконечное количество экспериментов, пробуждают в нем жажду самостоятельности.
Именно в это время у детей начинает формироваться воля, способность к самоконтролю. Всем нам хочется, чтобы наш малыш вырос ответственным и самостоятельным человеком. И мы можем помочь ему в этом, будучи любящими, заботливыми и эффективными родителями.
Посмотрите, с каким удовольствием дети выполняют простые, доступные им поручения. С помощью взрос лого они могут помочь выбрать товары с магазинных прилавков, держать в руках небольшую сумму денег, помочь выгружать покупки. Некоторые трехлетние могут самостоятельно пользоваться туалетом. Малыши обычно стремятся есть самостоятельно, иметь право голоса в выборе еды и одежды, любят, когда их привлекают к приготовлению пищи. Большинство детей быстро учатся включать и выключать телевизор или видео. Однако право решать, какие программы подходят ребенку, а какие нет, остается за родителями.
Самостоятельность маленьких детей имеет свои «плюсы» и «минусы». С детьми этого возраста возникают известные трения, но это вовсе не значит, что кому-то точно известно, как при таком противостоянии поступать. Наиболее разумным и важным представляется делать то, что ближе вам и что вы уверенно сможете довести до конца.
Первое, что необходимо-
ЭТО «БЕЗУСЛОВНО» ЛЮБИТЬ И ПРИНИМАТЬ СВОЕГО МАЛЫША. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ВАМ МОЖЕТ НЕ НРАВИТЬСЯ ЕГО ПОСТУПОК ИЛИ ПОВЕДЕНИЕ, НО ЕГО ВЫ ПРОДОЛЖАЕТЕ ЛЮБИТЬ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО. ЛЮБВИ СЛОЖНО НАУЧИТЬ С ПОМОЩЬЮ СОВЕТОВ. ЭТОМУ, НАВЕРНОЕ, МЫ УЧИМСЯ У НАШИХ ДЕТЕЙ.
Что касается таких сторон воспитания, как контроль и эффективность, психологи дают следующие советы, которые помогут эффективно развивать у ребенка самостоятельность, сохраняя необходимый родительский контроль.
Не стесняйтесь хвалить ребенка за его правильное поведение.
Давайте ему посильные поручения, которые не превышают возможности малыша.
Сначала покажите, сделайте вместе.
В ответ на неудачу малыша постарайтесь объяснить ему ошибку и ободрить.
В конфликтных ситуациях предоставляйте возможность выбора и старайтесь договориться.
Приучайте ребенка, чтобы он словами выражал, что он хочет и что он чувствует.
Как бы ни были необходимы запреты, применять их следует ограниченно. Мы добьемся большего, если в ответ на непослушание попытаемся переключить внимание ребенка на что-то другое. В процессе воспитания необходимо очертить рамки возможного, чтобы ребенок ясно
представлял себе границы допустимого поведения. Помните, что организация безопасного пространства для ребенка целиком лежит на родителях.
В развитии маленького ребенка есть период, когда основное, что ему нужно – забота матери, ее любовь и защита. Затем наступает момент, когда малышу необходимо познакомиться с определенными правилами. На самом деле эти периоды перекрываются, это условное разделение. Можно условно сказать, что после периода младенчества малыша начинают постепенно приучать к правилам, одни из которых он принимает с удовольствием (например, прогулки), к другим относится нейтрально, третьи (необходимость закончить игру, собрать игрушки, ложиться вовремя спать)
Могут длительное время вызывать у малыша протест.
С ПОМОЩЬЮ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ, ЭНЕРГИИ, ХОРОШЕГО ЗНАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ СВОЕМУ МАЛЫШУ НАУЧИТЬСЯ САМОКОНТРОЛЮ, УМЕНИЮ СООТНОСИТЬ ВНЕШНИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ВНУТРЕННИЕ ЖЕЛАНИЯ И, КАК СЛЕДСТВИЕ, НАУЧИТЬ ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
ПОМНИТЕ: ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ, ЕСЛИ РЕБЕНОК РАСТЕТ В СЕМЬЕ, ГДЕ СОБЛЮДАЮТСЯ ВЗАИМНЫЕ ДОГОВОРЕННОСТИ И ИНТЕРЕСЫ, НО ПРИ ЭТОМ КАЖДЫЙ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СВОБОДНЫМ, МАЛЫШ ОБЯЗАТЕЛЬНО
ПОСТАРАЕТСЯ СОХРАНИТЬ ЭТОТ ТИП ОТНОШЕНИЙ, НАЛАЖИВАЯ СВЯЗИ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.
Воспитатели:
Бойченко Л.Л.
Герман Л.Г.
Предварительный просмотр:
Учимся быть хорошими родителями
ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности
Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету». Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е.
такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова «Подойди сюда» с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.
Правила поощрения
По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться.
Передозировка похвалы вредна.
Ограничители:
не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
не хвалить больше двух раз за одно и то же; не хвалить из жалости;
не хвалить из желания понравиться.
ЧЕЛОВЕКУ В ДЕНЬ НУЖНО НЕ МЕНЕЕ 8 «ПОГЛАЖИВА- НИЙ» ЖЕЛАТЕЛЬНО, РАЗ-
Индивидуальные требования к норме похвалы.
Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:
Дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;
Дети с обоснованным комплексом «сверх- полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
Самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.
ТИПЫ ПОХВАЛЫ
- «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
- «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
Можно выделить следующие типы похвалы авансом:
a) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;
б) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
в) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.
- «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
НАКАЗАНИЕ
Формы наказания
- вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
- лишение поощрений и привилегий; осуждение поведения.
НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК НАКАЗАНИЕ
ФИЗИЧЕСКУЮ ИЛИ УМСТВЕННУЮ РАБОТУ
Правила наказания
- Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
- Наказание никогда не должно вредить здоровью.
- Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
- «Наказан — значит прощен!», страницу жизни перевернул
– никаких напоминаний.
- Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
- За один раз можно наказать только за один проступок.
Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно.
Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ЛИШЕНИЕМ ЛЮБВИ.
Воспитатели: Бойченко Л.Л., Герман Л.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Как помочь ребенку стать самостоятельным"
Мы всячески стараемся оберегать детей, создавая им тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, не осознавая, что этим мы оказываем им ме...

Как помочь ребенку стать самостоятельным
Статья содержит рекомендации психолога для родителей по воспитанию самостоятельности у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ?
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ?...

Памятка для родителей «Я сам – как помочь ребенку стать самостоятельным?»
Как верно заметил доктор Спок, « годовалый ребенок противоречит матери, ребенок 2.5 лет противоречит даже сам себе». Но такое поведение вполне объяснимо: В жизни малыша начинается великая ...

Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать самостоятельным?»
Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать самостоятельным?»Часто многие родители задумываются о том, как воспитать в ребенке самостоятельность, в первую очередь их волнует,...
- Мне нравится (1)