консультация "Развитие любознательности у детей 3-5 лет"
консультация (средняя группа)
рекомендации родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_lyuboznatelnosti.docx | 347.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие любознательности
у детей 3-5 лет
Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С.И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей. Как родители могут помочь этому процессу? Во-первых, необходимо знать факторы, от которых зависит развитие любознательности. К ним относятся эмоциональное самочувствие ребенка, особенности его познавательного развития, среда, которая окружает ребенка дома (игрушки, игры, книжки, а также стиль взаимодействия родителей с ребенком).
Долгое время малыш не в состоянии ничего себе представить: игрушка, спрятанная у него на глазах, для него исчезает навсегда. Однако наступает пора, и все меняется. Ребенок начинает понимать, что спрятанная игрушка не исчезла. Это рождение внутреннего мира приходится на возраст 3-4 года. Для неокрепшей психики 3-4-х летних детей появление представлений – огромная нагрузка, воспринимать легче, чем представлять. На этом этапе необходимо осторожно стимулировать познавательное развитие ребенка, не форсировать события, проявлять терпение. Что можно использовать для развития познавательной активности детей этого возраста? Необходимо увеличить доступную детям «территорию познания».
• Это могут быть различные прогулки, на которых вы рассматриваете окружающие предметы, наблюдаете за явлениями природы (листопад, как блестит лужа, капли дождя на стекле и т.д.), побуждаете ребенка задавать вопросы. Важно, чтобы дети хотели задавать вопросы.
• Хорошо, ели вы предлагаете ребенку познавательные сказки. Например, вышла однажды тучка погулять. Посмотрела вниз, увидела желтую траву, деревья без листьев и заплакала. Так пошел осенний дождик. Вы можете придумывать такие сказки сами.
• Отгадывание загадок (важно, чтобы загадки и развивали и веселили): отгадать воображаемый предмет, действие, назначение предмета и т.д.
• Комментирование и разбор путаниц (использовать книжки, придумывать словесные путаницы самим). Например, Вы показываете малышу картинку, на которой собака сидит на дереве, а петух – в будке: « Что здесь перепутано?»
• Рисовать с ребенком проблемные ситуации. Например, вы рисуете девочку, которая вышла погулять; рассказываете об этом ребенку. Далее: «Светило солнышко, вдруг пошел дождь» (рассказ сопровождаете рисунком). «Интересно, когда капли дождя падали на землю, что происходило?» Второй вариант проблемной ситуации в этом примере: «Как помочь девочке добраться сухой до дома?»
Появление представлений создает благоприятные условия для развития внешней и внутренней речи, для развития мышления. Ребенок 4-5 лет играет не только с кубиками, но и с мыслями. Мысль, слово и дело так сливаются в сознании ребенка, что собственная неумелость огорчает его до слез. Интуитивно он чувствует, что для творчества необходима только радость и он добывает ее любыми способами, даже незаконными. Например, сделав ошибку в речи, он может сказать: «А это Ваня сказал неправильно». Возможность ошибки ему неприемлема – он же знает, как надо, значит, он не мог ошибиться. Возраст 4-5 лет – возраст почемучек. Именно в этом возрасте наблюдается любовь к игре словами, перевертышам. Как помогать ребенку на этом этапе? Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним. Важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта.
• Например, для мальчиков, которые любят играть с машинками, можно рассказать сказку об автомобиле, где в занимательной и доступной форме дается информация об устройстве автомобиля. Помните: дети готовы познавать то, к чему относятся благосклонно, положительно.
• Можно использовать рассказы из реальной жизни, но давать возможность для творчества, фантазии детей. Например: «Ты видишь вон тот дом? За этим домом есть игровая площадка. Знаешь, что на ней?...» За этим домом могут быть – парк, гаражи, интересное дерево и т.д.
• Использовать путаницы, нелепицы, загадки, рисование проблемных ситуаций.
• Поощрять создание детских «коллекций», помогать их пополнять.
Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как это – важная составная часть культуры любого народа Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку. Монстры, вампиры, привидения, пауки, скелеты приводят к разрушению целостности психики ребенка, чувствительного к дисгармоничному. В таком состоянии трудно малышу быть исследователем и созидателем. Возможностей для творчества, проявления любознательности нет. Все функции четко и узко заданы. При выборе игрушек важно понимать, что она сформирует у ребёнка: комплекс неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие любознательности у детей раннего возраста через игры - занятия с элементами экспериментирования».
Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно ...
Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)
СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...
Памятка для родителей "Развитие любознательности у детей 5-6 лет".
Памятка для родителей "Развитие любознательности у детей 5-6 лет"....
Развитие любознательности у детей 3-4 лет.
Развитие любознательности у детей 3-4 лет....
развитие любознательности у детей младшего возраста к живой природе
доклад о ознакомлении детей младшего возраста с живой природой в разных видах деятельности...
Консультация для родителей на тему: "Воспитание любознательности у детей средствами природы"
Влияние природы на ребёнка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с окружающим, с природой, её явлениями, с са...
Воспитание любознательности у детей
Рекомендации для родителей по воспитанию любознательности у детей в семье...