Консультация "Психология детского рисунка: каким цветом рисует Ваш ребенок"
консультация

Полева Галина Петровна

        Цвет - это то, как ребенок воспринимает этот мир. Воспринимает, а не видит. Часто рисунки - это именно отражение того, что ребенок видит за внешней оболочкой. И пусть он рисует неправильно с точки зрения взрослого, но ребенок передает то, что чувствует, глядя на то, что он рисует. Как он его чувствует, и что твориться у него на душе - ребенок так же показывает цветом. Поэтому можно выявить начало заболеваний,  усталости или иных проблем при помощи расшифровки его рисунка. В современном мире такая практика называется АРТ-ТЕРАПИЯ. Кроме цветовой гаммы внимание уделяют характеру линий, нахождению рисунка на листе, и еще нескольким параметрам. Выводы можно сделать исходя из нескольких работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakim_tsvetom_risuet_vash_rebenok_2.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

 имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Психология детского рисунка:

каким цветом рисует Ваш ребенок»

(консультация для родителей)

Подготовила:

педагог-психолог

высшей категории

Полева Г.П.

                                                                                                 

п.г.т. Стройкерамика

Цвет - это то, как ребенок воспринимает этот мир. Воспринимает, а не видит. Часто рисунки - это именно отражение того, что ребенок видит за внешней оболочкой. И пусть он рисует неправильно с точки зрения взрослого, но ребенок передает то, что чувствует, глядя на то, что он рисует. Как он его чувствует, и что твориться у него на душе - ребенок так же показывает цветом. Поэтому можно выявить начало заболеваний,  усталости или иных проблем при помощи расшифровки его рисунка. В современном мире такая практика называется АРТ-ТЕРАПИЯ. Кроме цветовой гаммы внимание уделяют характеру линий, нахождению рисунка на листе, и еще нескольким параметрам. Выводы можно сделать исходя из нескольких работ.

Итак, начнем с простого - цвета.

Если в рисунке ребенка ПРЕОБЛАДАЕТ:

- красный цвет - это значит, что в ребенке сейчас скопилось много активной энергии, вплоть до агрессии, и если не дать вектор и выход это энергии, то это будет мини-бомба. Красный может, если не дать выхода, перейти в черный или коричневый.

- оранжевый - хороший позитивный цвет, цвет работы мозга. Если слишком много, то возможно ребенку нужно отдохнуть умственно.

- желтый - цвет солнца, тепла. Рисунок, залитый солнцем, означает в реальности его нехватку. Возможно,  мало приятных, "солнечных" впечатлений, а ребенку это так хочется!

- зеленый - цвет жизни, лета. Дети часто его предпочитают, потому что все самое хорошее происходит летом. Но вот, если на рисунке много темно-зеленого, это может указывать на потребность в уединении. Возможно, ребенок устал от социума.

- голубой - не синий! - именно голубой может означать спокойствие, но если его слишком много, это уже пассивность, нерешительность. Небольшая похвала будет очень уместна.

- синий – цвет погруженности в себя. Задумчивость. Но когда много - это тревожный звонок для того, чтобы задуматься, что беспокоит или о чем так долго думает ребенок. Порой наличие синего цвета может показать, что есть некие проблемы, неразрешимые для ребенка в одиночку, но он не может это все обдумать самостоятельно и именно это его "напрягает".

- фиолетовый - цвет философов, фантазеров. В большом количестве можно сказать, что ребенок не знает, как еще себя выразить! Подскажите, что фиолетовый, например, хорошо сочетается с розовым, синим, или даже с зеленым. Пусть ищет нестандартные сочетания - фантазирует!

- розовый - хотя в последние время это считается "гламурным" цветом, это не так. Когда его много, это значит, что ребенок особенно девочка,  особое внимание обращает на внешность. И порой, не очень ею доволен. Но в целом, розовый  цвет - это знак сердечности, доброго сердца.

- коричневый – двоякий цвет. С одной стороны – это цвет земли, приземленности, устойчивости. Но с другой стороны, коричневый – это цвет тупика, торможения развития личности, возможно - в некоторых ситуациях - нехватка опоры в жизни. Нужно рассматривать и другие детали рисунка.

- серый – безразличие, усталость, "отстаньте от меня" - так можно перевести послания с большим количеством серого. Ребенок в тумане, не видит цели, ему трудно. Апатия. Особенно тревожно, если ребенок поверх приличного и хорошего рисунка вдруг начинает методично наносить серый цвет. Значит  то, что было - все надоело и не имеет ценности для ребенка.

- черный – тяжелый цвет. Депрессия, хорошо и порой тщательно скрываемое. Нежелание шевелиться, думать, "кто бы за меня решил? а я не хочу!". Если просто обрисовано линиями, есть детали, закрашенные черным - это не повод для беспокойства. Ребенок может просто знакомится с черным цветом и в определенный момент сделать на нем акцент. Но если ребенок длительное время рисует преимущественно черным цветом, если все нарисовано черным, малое количество иных цветов или весь рисунок закрашен черным, да еще рваными, негибкими линиями, тогда это прямой путь к тому, чтобы разобраться, что действительно на душе у ребенка. Может все не так, как вы думаете? Здесь можно вместе с рисунком подойти к психологу.

Важные моменты в анализе рисунка ребенка

1. Можно анализировать цветовую гамму рисунка только в том случае, если в распоряжении ребенка была вся палитра карандашей. Картинка в темных тонах может получиться и потому, что рядом с юным художником были только эти цвета. Если же в руках у малыша оказался лишь простой карандаш, то не стоит переживать о том, что сюжет получился мрачноватым.

2. Не пытайтесь анализировать работы, сделанные в детском саду. Чаще всего детям дается определенная тема для рисования, что лишает их свободы самовыражения.

3. Не стоит забывать и о том, что содержание рисунка напрямую зависит от настроения ребят, их душевного состояния на момент рисования. Если у ребенка был конфликт буквально перед началом занятия, или он просто не выспался, то на бумагу обязательно «выплеснутся» все обиды, эмоции, усталость, что поможет ему снять нервное напряжение. Именно поэтому арт-терапевты используют рисование как наиболее эффективный способ освобождения от негативных эмоций.

4. Содержание детского художественного творчества далеко не всегда очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у ребенка, что происходит с нарисованными героями, чем все закончится. И только тогда вы сможете правильно истолковать то, что он изобразил.

5.Простой вопрос: «Что ты тут нарисовал?» может вызвать волну негодования и даже обидеть юного художника, ведь для него это очевидно. Не старайтесь угадать, вряд ли это получится, ведь картинку каждый воспринимает по-своему, пусть лучше он сам расскажет, что он изобразил, а вы лишь будете аккуратно задавать уточняющие вопросы.

6. Удержитесь от поспешных выводов («Как похоже на кошку!»). Вряд ли это будет верным предположением. Не критикуйте, но и не хвалите в общем, без конкретных фактов («Какая красота! Ты замечательный художник!»).

7. Ребенку интересен сам процесс рисования, то, что и как он делает, поэтому обратите внимание на то, как он рисует, например, «Какой необычный фон у тебя получился! А что ты хочешь на нем нарисовать?».

Рисунок ребенка - это результат детского творчества. В нем проявляются впечатления и представления ребенка об окружающем мире, а также его настроение и переживания. Взрослые в основном обращают внимание на качество рисунка, упуская из вида, что и каким образом изображает ребенок. А зачастую рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.

Родителям полезно научиться разгадывать секреты детского рисунка, чтобы лучше чувствовать и понимать душевный мир собственного ребенка.

Педагог-психолог Полева Г.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Психология детского рисунка каким цветом рисует ваш ребенок?

Каждый цве раскрывает свое психилогическую напраленность, темперамент ребенка....

Информация для "Уголка психолога" в ДОУ "Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?"

Информация для "Уголка психолога" в ДОУ "Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?"...

БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА : КАКИМ ЦВЕТОМ РИСУЕТ ВАШ РЕБЕНОК"

Хорошо, когда ребёнок чаще рисует и раскрашивает такими цветами, как розовый, жёлтый, оранжевый, синий, голубой и зелёный. Эти цвета говорят о спокойствии и положительном настрое.Не делайте ошибки, пы...

Психология детского рисунка: каким цветом рисует Ваш ребенок?

Детский рисунок помогает лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир, узнать о его переживаниях. Обратите внимание на то, каким цветом больше всего любит рисовать Ваш ребенок и, возможно, Вы ...

Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?

В данной работе представлены характеристики различных видов характера маленьких детишек в зависимости от предпочтения использования в своих рисунках того или иного цвета....

Консультация для родителей "Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок"

Консультация для родителей "Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок"...