Консультация "Азбука общения"
консультация (младшая группа)

Полякова Ольга Васильевна

Консультация "Азбука общения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx158.94 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством применения технологии "Азбука общения"»

 

                                     

                                                                                               Подготовил воспитатель

Полякова Ольга Васильевна

Пыть-Ях, 2022

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу различные технологии, по которым они работают. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования . Технология предполагает описание совокупности действий, операций и процедур, обеспечивающих на основе разработки определенного алгоритма педагогических действий прогнозируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. Для этого требуется выделение четких критериев оценки педагогических действий и действий воспитанников не только на этапе предварительной и заключительной диагностик, но и на каждом этапе воспитания и обучения детей. Кроме того, необходимо предусмотреть варианты действий педагога в случае отклонения от данных результатов на каждом этапе работы, позволяющие скорректировать данный процесс. Таким образом, технология предполагает обязательное достижение запланированных результатов. Для этого образовательный процесс и педагогическое взаимодействие должны стать полностью или почти полностью управляемыми. Это очень сложно, в особенности по отношению к вопросам воспитания, а не обучения.

Обратимся, в качестве примера, к описанию технологии по развитию речи «Азбука общения», разработанной Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской, А.П. Вороновой, Т.А. Ниловой.

Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами [4].

Девиз программы «Азбука общения» - Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!

Технология нацелена на:

- формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений;

-  формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;

- создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Структура технологии:

1.Теоретический курс «Основы коммуникации» - создан для обучения специалистов особенностям коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи и коллектива, развитию у детей навыков общения и коррекция возникающих трудностей.

Задачи данного курса:

- изучение условий создания благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми;

- формирование представлений о развитии личности ребенка, его коммуникативных способностях;

- ознакомление специалистов, работающих с детьми, с теоретическими основами разработки проблемы коммуникации;

- формирование у них умений и навыков практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей;

- ознакомление специалистов с методами проведения целенаправленной работы с семьей.

2.Практический курс «Азбука общения» - обучение основам коммуникации детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) со сверстниками и взрослыми.

Цель - формирование у детей 3-6 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

Технология формирования навыков общения ориентирована на решение следующих задач:

- обучение детей пониманию себя и умению быть в мире с собой;

- воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;

- формирование умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения;

- развитие самоконтроля в общении;

- развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;

- выработка у детей положительных черт характера;

- коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Для решения задач рекомендованы следующие формы обучения детей:

развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры драматизации, подвижные, дидактические);

этюды;

импровизации;

наблюдения, прогулки, экскурсии;

рассматривание рисунков и фотографий;

сочинение историй, сказок;

беседы;

мини-конкурсы, игры,соревнования;

рассказ педагога и рассказы детей чтение;

свободное и тематическое рисование, лепка.

Технология курса включает в себя 9 разделов, направленных на формирование у детей навыков общения.

1. раздел «Мир познания»

Планируемый результат: ребенок должен уметь: правильно определять времена года, наблюдать за животными, играть с ними и заботиться о них, наблюдать за растениями и ухаживать за ними, определять по жестам, позе, эмоциям настроение животного.

*Дидактическая игра «Времена года».

*Дидактическая игра «Расскажи о животных, которых ты знаешь».

2. раздел «Языки общения»

Планируемый результат: ребенок должен уметь: узнавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение, эмоциональное состояние собеседника; правильно выражать эмоциональные реакции, мысли и чувства; по выражению лица и тела, жестам, эмоциям понимать своего собеседника; соблюдать правильную осанку, жестикуляцию при общении.

*Беседа.

* Вопросы:

Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «умные помощники»

Что это?

Зачем человеку уши? Глаза? Рот?

Как ты ухаживаешь за ними?

Как они помогают общаться тебе с другими людьми?

Что ты можешь делать глазами? Ушами? Ртом?

*Дидактическая игра «Настроение».

3. раздел «Тайна моего «Я»

Планируемый результат: ребенок должен уметь: понимать собственное «Я», свою индивидуальность, уметь радоваться удаче, успеху, игрушке, развлечению, понимать «нельзя» и «надо», быть самостоятельным.

*Дидактическая игра «Мой день».

4. раздел «Этот странный взрослый мир»

Планируемый результат: ребенок должен уметь понимать основы взаимоотношений с родителями, бабушками, дедушками и другими близкими людьми, проявлять заботу и добрые чувства к своим близким, понимать значение труда взрослых; понимать в доступной для них форме, особенности профессиональной деятельности взрослых.

* Беседа «Семейная фотография».

Вопросы:

Кто изображен на фотографии?

Узнали ли они своего товарища по группе?

Где его мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра?

Какое у них настроение?

Что они делают?

Где работают родители?

Кем работают?

Как ты помогаешь дома?

Чем любит заниматься твоя бабушка?

Как проводит выходной день твоя семья?

Какой подарок ты хотел бы подарить маме?

5. раздел «Как мы видим друг друга»

Планируемый результат: ребенок должен уметь применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях, радоваться самим и пытаться понять чувство радости других, воспитывать в себе потребность в общении со сверстниками, представить себе, что такое «иметь друзей», также свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).

*Дидактическая игра «Мы –разные».

*Дидактическая игра «Дружба».

*Дидактическая игра «Клоун Тяп – Ляп».

*Дидактическая игра «День рождения».

6. раздел «Фантазия характеров»

Планируемый результат: ребенок должен уметь иметь представление о том, что можно, а что нельзя делать, различать положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений, иметь представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек, видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников, героев сказок и пр.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

7. раздел «Умение владеть собой»

Планируемый результат: ребенок должен уметь владеть игровыми приемами произвольного расслабления, уметь сосредоточиться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на нее, контролировать свое поведение в общении с окружающими людьми, уметь принимать верные решения в различных жизненных ситуациях, уметь осознавать и бороться с отрицательными чертами своего характера.

*Дидактическая игра «Умей расслабиться».

*Дидактическая игра «Как поступить?».

8. раздел «Культура общения»

Планируемый результат: ребенок должен уметь владеть приемами вежливого обращения с окружающими, употребляя в речи «волшебные» слова, учить вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности, не обижая и не унижая партнѐра, в том числе по телефону, иметь представление о том, что свои мысли и чувства можно передавать и в письменном виде, уметь культурно вести себя за столом, усвоив основные правила этикета.

*Дидактическая игра «Секрет «волшебных» слов».

*Дидактическая игра «Давай поговорим».

*Дидактическая игра «За столом».

9. раздел «Мальчик и девочка»

Планируемый результат: ребенок должен иметь представление о женственности и мужественности, иметь представление о внешности и манере держаться представителей разного пола, понимать различия между мальчиками и девочками как внешние, так и в основных чертах характера и поведения, проявлять свои возможности при общении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

*Дидактическая игра «Внешность».

*Игра–соревнование «Самый сильный и ловкий».

*Беседа «С кем бы я хотел дружить».

Вопросы:

С кем ты дружишь?

Почему?

Кого не хотел бы брать с собой в игру?

С кем иногда даже ссорятся?

Почему происходят ссоры?

Каким должен быть мальчик? Девочка?

С каким мальчиком или девочкой ты хочешь играть? Дружить?

*Подвижная игра «Играем вместе».

Цель: выяснить умение детей общаться друг с другом, самостоятельно выражать свою симпатию и предпочтение сверстнику.

3. Курс «Методы оценки эффективности использования технологии»:

- методика диагностики форм общения (по М.И.Лисиной);

- методика исследования межличностных отношений (по Рене Жилю);

- методика исследования эмоционального состояния (по Э.Т.Дорофеевой);

- методика исследования внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи»);

- методика по изучение личностного поведения ребенка;

- оценка детей родителями: анкета «Выражение лица», «Трудности в общении».

Предлагаемый набор диагностических методик позволяет выявить у ребенка причины имеющихся трудностей в общении.

Таким образом, применяя технологию «Азбука общения», устанавливается взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами; у детей формируются умения подбирать вербальные  и невербальные средства общения, выражать свои эмоции и понимать эмоции окружающих; в группе создается дружеская атмосфера, дети чувствуют себя комфортно, стараются  самостоятельно решать возникшие проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные навыки общения и роль игры в развитии общения детей

В материале рассмотрены в теоретическом аспекте коммуникативные навыки общения и роль игры в развитиии общения детей, а также представлены  игры для детей подготовительной группы детского сада, с...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

Легкое общение: игры на развитие навыков общения

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры...

Тема: «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека».

Реферат по психологии на тему:  «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека»....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....