Мастер - класс для родителей " Книжка Малышка"
консультация (младшая группа)

Райс Марина Владимировна
Цель: - ознакомить родителей с ролью книги в жизни дошкольника; - помочь родителям при выборе книг для своего ребенка; - вовлечь родителей к совместной деятельности с ребенком в изготовление книжки – малышки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_roditeley_knizhka_malyshka.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

для родителей воспитанников

«КНИЖКА-МАЛЫШКА»

 Цель: - ознакомить родителей с ролью книги в жизни дошкольника; - помочь родителям при выборе книг для своего ребенка;

 - вовлечь родителей к совместной деятельности с ребенком в изготовление книжки – малышки.

Ход мастер-класса: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (М. Горький)

1 часть: теоретическая

Воспитатель 1: 

Всем родителям хочется, чтобы ребѐнок вырос умным и любознательным. Пока он ещѐ совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг. Значение книг для ребенка очень велико.

Воспитатель 2: 

Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте.

 Воспитатель 1:

Ещѐ несколько лет назад родители с трудом могли приобрести нужную книгу в магазине. Сейчас всѐ обстоит иначе: прилавки переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие папы, мамы, бабушки и дедушки вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребѐнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась ему.

Воспитатель 2: 

На что необходимо обратить внимание, покупая литературную новинку своему малышу? Конечно же, книга должна соответствовать возрасту ребѐнка, чтобы заинтересовать его. Желательно, чтобы сюжет еѐ был простым, с чѐткой последовательностью событий.

Воспитатель 1: 

Часто дети сами хотят «почитать» книгу: они еѐ листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на то, прочные ли страницы и обложка.

Воспитатель 2: 

Книжки с объѐмными, выдвигающимися частями картинки не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша ещѐ не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, должен быть достаточно тонким, предназначенным для более деликатного обращения.

Воспитатель 1: 

По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребѐнок сам мог справиться с переворачиванием страниц, и был в состоянии переносить книгу с места на место. С какими иллюстрациями следует покупать детям книжки? С высоко - художественными, выполненными известными художниками, или с примитивными, доступными маленькому ребѐнку.

 Воспитатель 2: 

Некоторые родители стремятся с раннего возраста привить ребѐнку интерес к искусству и выбирают книги с иллюстрациями известных художников. Другие, читая книги, главным образом стремятся расширить познания малыша и развить его речь. В этом случае книги выбираются по содержанию, а иллюстрациям уделяют не такое пристальное внимание. На наш взгляд, есть только одно пожелание родителям: иллюстрации должны быть понятны ребѐнку, изображения должны быть похожи на реальные предметы.

Воспитатель 1: 

Требования к иллюстрациям в произведениях для малышей: ясность, простота и выразительность. Картинки в книге для маленьких по необходимости должны быть цветными. Ребѐнку легче разобраться в цветном рисунке: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа. В библиотеке ребѐнка хорошо иметь книги разных жанров: рассказы, авторские и народные сказки, стихи, потешки, считалочки и т.д.       Воспитатель 2:

Несколько слов о сказках и их воздействии на детские умы и сердца. При всей прелести и значимости этот жанр литературного произведения требуют пристального внимания к нему. Отбирая сказки для детского чтения, взрослые должны подумать над тем, как волшебный сюжет может повлиять на ребѐнка, какие чувства вызвать. Так, нельзя читать малышу на ночь произведения, будоражащие психику, воображение, эпизоды из которых вызывают ужас даже у взрослого: (про бабу ягу, кощея и т.д.) Очевидно, что подобные тексты вряд ли обеспечат вашему чаду спокойный сон, даже при условии, что зло в сказке всегда наказано.

Воспитатель 1:

 Когда книга уже куплена, перед взрослыми встаѐт вопрос: как познакомить с ней ребѐнка, чтобы у него возник интерес к чтению. Так, один малыш может подолгу сидеть с мамой и внимательно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители берут в руки книгу.

 Воспитатель 2: 

Причинами такого «прохладного» отношения к книгам являются:    1)причины кроются в выбранной книге: она может не соответствовать возрасту ребѐнка, содержать недостаточно иллюстраций или иллюстраций непонятных малышу и т.д.;

2) причины, связанные с тем, кто озвучивает книжку: взрослые могут читать слишком быстро или медленно, очень долго или, например, невыразительно;

3) причины, связанные с самим ребѐнком: он может быть уставшим, неважно себя чувствовать или хочет заняться чем-то другим в данный момент времени. Возможно, малыш планировал построить гараж или заняться ремонтом своего автопарка, а вы отвлекаете его настойчивыми призывами сесть и почитать.

 Воспитатель 1: 

Все перечисленные случаи, очевидно, и многие другие, могут вызвать не интерес к чтению, а только сопротивление вашего сына или дочери. давайте познакомимся с этапами ознакомления с книгой: - Малышу сначала стоит показать книгу, полистать еѐ, обратить внимание на некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы.

Может быть до определѐнной поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. Только тогда, когда ребѐнок освоит эту операцию (или параллельно с еѐ освоением), взрослый может привлекать внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено и показывая еѐ: «Вот зайчик. Зайчик». Если ребѐнка заинтересует это, следует фиксировать его внимание уже на деталях изображения: «Зайчик. Смотри, какой хвостик маленький».

- В том случае, если ребѐнок уже получает удовольствие от подобно совместного «чтения», родители могут перейти к краткому пересказыванию текста книжки, называя и показывая при этом героев и предметы на картинках (если ребѐнок уже говорит, попросите его повторить название картинки). Рассказ взрослого не должен быть чрезмерно длинным, содержащим сложные предложения и обороты речи.

В след за этим этапом знакомства с книгой возможен переход и к более сложным пересказам сюжета, и собственно к чтению, когда ребѐнку прочитывается весь текст, написанный под картинкой.

Важно следить за реакцией юного слушателя. Как только вы заметите признаки утомления, переключите малыша на другой вид деятельности, а к чтению можно будет вернуться позже. Тогда у вашего чада не сформируется негативного отношения к этому интересному и полезному занятию. Через чтение книг дети познают мир, развивается у детей речь, мышление, память. Но многие родители недооценивают возможности литературных произведений. Книги помогают в решении проблем в поведении детей (детская агрессивность, замкнутость, нежелание идти в детский сад и т.д.)

Воспитатель 2: 

В каждой семье есть «Семейный альбом». Перелистывание его, узнавание самого себя, а затем и близких людей может стать первой книжкой для малыша. Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребѐнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Книги – самоделки помогут взрослым в налаживании контактов с малышом, решении многих поведенческих проблем, осуществлении познавательного развития.

Воспитатель 1: 

Основные правила и принципы создания самодельных книжек таковы: • Ребѐнок, по возможности, должен принимать участие в этом мероприятии. Пусть доля его стараний будет небольшой (принести картинки, подать ножницы или карандаш, намазать деталь клеем), главное здесь – совместный труд и взаимодействие.

• Предпочтительнее изготавливать книжки небольшого формата, используя при этом прочные материалы: картон, тонкий пластик. Основой также могут послужить фотоальбомы, файлы для бумаги, в которые взрослые вместе с детьми вкладывают нужные картинки, рисунки.

• Выбор материала зависит от задач, которые вы хотите решить, создавая книжку. Для сенсорного развития детей можно подобрать кусочки ткани, нитки, пуговицы, спички… Они могут превратиться в занавески на окне, в волосы, глаза главного героя, коврик, дорожку и т. д.

• Контур книги не обязательно должен быть прямоугольным или квадратным. Детям очень нравятся книги, страницы которых вырезаны в форме какого-нибудь животного, домика, любого знакомого предмета.

2 часть: практическая изготовление «Книжки – малышки»

Воспитатель 2: 

Попробуем смастерить вместе книжку – раскладушку - малышку.Тема книги может быть любая, но обязательно связанная с ежедневными занятиями ребѐнка. Например, ваш сынок или доченька никак не соглашается на уборку собственных игрушек, капризничает при любой попытке приобщить его к этому полезному мероприятию. Попробуйте изготовить книжку «Мои игрушки», которая помимо своего прямого назначения положительно скажется на развитии мелкой моторики, речи малыша. Эта самоделка должна быть изготовлена из плотной бумаги или тонкого картона. На развороте листа слева надо нарисовать какую-либо любимую малышом игрушку. А на соседней странице – изобразить эту же игрушку, лежащую на месте, например, в кукольной кроватке; эту страницу нужно сложить пополам. Желательно сложенную страницу снабдить завязками или застѐжками, при помощи которых можно скрепить еѐ с корешком книги. Цель изготовления книжки: умение называть свои игрушки, приучать детей убирать после игры свои игрушки на свои места. Страниц должно быть столько, чтобы ребѐнок не устал и не потерял интерес к этому занятию.

Воспитатель 1:

Темы могут быть разные: это про животный мир, природа, мои друзья, моя семья и т. д.

Следующей темой книжки – малышки может быть любая знакомая им сказка «Моя любимая сказка».

Материал для этого можно взять из использованных раскрасок, из старых книг, цветная бумага, карандаши, фломастеры, из бросового материала (фантики, коробки, и т.д.)

Цель изготовления данной книжки: закрепление содержания сказки, развитие речи, мышления, воображения, творчества и фантазии. Подводя итог важности занятия «чтением» можно выделить: - благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество. - опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.

продуктивная деятельность  

«Создание книжки-малышки» детьми и родителями, презентация книжки Успехов вам, уважаемые родители, в таком полезном и интереснейшем занятии как приобщении малыша к книге!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по изготовлению книжки-малышки «Гусеничка напоминает» по экологии

В нашем детском саду был объявлен творческий конкурс "Книжка-малышка" экологической направленности (которая поместится в ладошке). Конкурс проводился среди педагогов и родителей с детьми.Вот...

Мастер класс для родителей "Книжка малышка своими руками"

Данный мастер класс подойдет родителям дошкольников, педагогам ДОУ, доп образования...

Мастер - класс по изготовлению книжки- малышки

Предлагаю сделать книжку-малышку по ПДД.Книжка-малышка отличная, Посмотрите самиЕсли хотите -приходите!Сначала надо распечатать листы, вырезать картон, на него налепить картинки и соеденить....

Презентация по теме :"Мастер класс по изготовлению книжки малышки"

Презентация :"мастер -класс по изготовлению книжки малышки своими руками"...

Мастер класс по изготовлению книжки-малышки на экологический конкурс

Тема: "Будь природе другом"Проблема: зачем необходимо беречь и любить природу?Цель: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно-правильного отношения к предсав...

Мастер-класс по изготовлению книжки-малышки "Руки в книжки"

Цель мастер-класса: познакомить родителей и детей с новым способом изготовления книжки-малышки...