Кризис 6-7 лет.
консультация (старшая группа)

В дошкольном возрасте продолжается совершенствование детского организма и если в возрасте от 3 до 5 лет темпы роста несколько замедляются, по сравнению с предыдущим возрастным периодом, то от 5 до 8 лет снова повышаются. Одновременно с общим ростом и увеличением массы тела идут процессы анатомических изменений и функционального развития  всех основных тканей и органов организма. Происходит постепенное окостенение скелета, возрастает масса мышц, повышается работоспособность детского организма. Но наряду с этим отмечается быстрая утомляемость и истощаемость нервных клеток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krizis_6.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис 6-7 лет.

        В дошкольном возрасте продолжается совершенствование детского организма и если в возрасте от 3 до 5 лет темпы роста несколько замедляются, по сравнению с предыдущим возрастным периодом, то от 5 до 8 лет снова повышаются. Одновременно с общим ростом и увеличением массы тела идут процессы анатомических изменений и функционального развития  всех основных тканей и органов организма. Происходит постепенное окостенение скелета, возрастает масса мышц, повышается работоспособность детского организма. Но наряду с этим отмечается быстрая утомляемость и истощаемость нервных клеток.

Становление личности выражается в формировании черт его характера. Большое значение имеет развитие его сознательности, появление разнообразных мотивов деятельности, поведения. В игровой ситуации, при обучении на занятиях формируются волевые качества. Ребенок начинает понимать значение предъявляемых к нему требований.

Начиная примерно с 4 - 6 лет происходит расширение границ «самости» ребенка. Дети приобретают определенный опыт, начинают осознавать,  что им принадлежит не только их физическое тело, но также и определенные элементы окружающего их мира, включая людей. В течение этого периода дети научаются постигать значение слова «мой». К 5 - 7 годам ребенок начинает узнавать, чего от него ожидают родители, воспитатели, каким его хотят видеть. Именно в этот период ребенок начинает понимать различие между «я плохой» и «я хороший». Мышление ребенка становится более объективным, что способствует углублению его знаний о вещах, их, свойствах и применении. Развитие ребенка сопровождается развитием его ростом его независимости. Происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему предстоит притворить в жизнь, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 6-7 лет.

Основная симптоматика:

  1. Потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
  2. Манерничанье. Ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает;
  3. Симптом «горькой конфеты». Ребенку плохо, но он старается этого не показывать, начинает замыкаться, становится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом. В наших условиях – это стремление пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к 7 годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению.

Симптом, делящий дошкольный и младший школьный возраст – потеря непосредственности»: между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент – ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Здесь впервые возникает эмоционально смысловая ориентировочная основа поступка.

К концу дошкольного возраста проявляются 3 линии развития:

  1. Линия формирования произвольного поведения.
  2. Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности.
  3. Линия перехода от эгоцентризма к децентрации.

К этим трем линиям следует добавить мотивационную готовность к школьному обучению.

Как было показано Л.И. Божович, ребенок стремиться к функции ученика. Так, например, во время «игры в школу» дети младшего возраста Брут на себя роль учителя, старшие предпочитают роль ученика, т.к. эта роль кажется им особенно значимой.

Готовность к школьному обучению определяется тем, в какую деятельность включены все умения ребенка. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включены в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда можно выделить 1-е требование, которое нужно учитывать при подготовке к обучению в школе: НИКОГДА НЕ СЛЕДУЕТ ОЦЕНИВАТЬ И ИЗМЕРЯТЬ ГОТОВНОСТЬ  К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ, ПО ФОРМАЛЬНОМУ УРОВНЮ УМЕНИЙ И НАВКОВ, ТАКИХ КАК ЧТЕНИЕ, СЧЕТ И ПИСЬМО.

Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....