Консультация для родителей Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.
консультация (младшая группа)
Сенсорное развитие ребенка - это развитие еого восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов их форме,цвете,величине.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №50
Консультация для родителей
«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Провела воспитатель
Федорова Н.В
г. Химки
14.10.2021
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств. В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша. В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.
Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка.
Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 играют очень важную роль. Поэтому для похода в магазин игрушек родителям желательно ознакомиться с особенностями возраста своего малыша и играми которые будут эффективно влиять на его развитие. Но как часто бывает, родители заботятся о том, чтобы купить детям как можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают, что этим доставят детям больше удовольствия и будут способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются!
Какие игрушки и игры нужны ребенку в возрасте 2-3лет для сенсорного развития.
Для начала надо сказать, что, сенсорное развитие представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие ощущений и представлений о предметах и явлениях, существующих в мире. Сенсорное развитие нужно начинать с раннего возраста. Пик развития малышей приходится на детей 2-3 лет. Они в этом возрасте очень быстро схватывают! Качественное обучение малыша во многом зависит от того, насколько он ознакомлен с восприятием предметов, объектов и явлений. Ребёнок начинает познавать окружающий мир посредством анализа тех явлений, которые вокруг него происходят (которые он видит, слышит, или ощущает). Познание мира происходит через органы чувств, а полученная информация уже анализируется головным мозгом ребёнка и на основании результатов анализа вырисовывается общая картина какого-то конкретного события. Развитие сенсорных способностей ребёнка лучше всего развивать в процессе игры.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ 2-3 ЛЕТ
- Собирать самостоятельно пирамидку из 2-3 колец контрастных размеров
- Выполнять поручения взрослого по подбору предметов того или иного цвета ( сначала взрослый показывает нужный цвет)
- Различать большие и маленькие предметы, называть их размер
-Узнавать и называть геометрические фигуры (2-3 фигуры)
- Выполнять дидактические задания на подбор, соотнесение и группировку предметов; сравнение по форме, цвету величине и др. признакам, обобщению по выделенным признакам
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕМЬЕ
Желательно чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п. Необходимы игрушки контрастных размеров, цветов, различной формы.
Развивающую среду следует пополнить разрезными картинками, кубиками с картинками, парными картинками, пирамидками, формами-вкладышами, шнуровками и т. д.
Развивающие и обучающие книги для детей, которые помогают ребенку развиваться, приобретать новые знания в различных областях.
Развивающую среду необходимо пополнять занятиями по изо деятельности: аппликация, лепка, рисование.
ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Ориентировка в цвете.
Игра «Цветное лото»
• (четыре цвета на разнообразном материале)
• Учить ребенка подбирать по образцу разнообразные предметы (картинки), окрашенные в 4 основных цвета, к соответствующему фону.
• Взрослый дает ребенку карточки-фоны, окрашенные в основные цвета. Затем показывает изображения знакомых предметов, окрашенных в основные цвета, чередуя эти цвета.
• Варианты заданий: «Найди картинки для этой карточки-фона. Скажи, что это? Под какую карточку-фон положим?» Называния цветов от ребенка не требовать.
• Ориентировка в цвете
• (на однородном материале )
• Фиксировать внимание ребенка на тождестве предметов по цвету. Учить подбирать по образцу и слову взрослого предметы трех, затем четырех основных цветов. Не акцентировать внимание ребенка на названии цветов.
• Варианты заданий: Найди для куклы вторую синюю варежку (выбрать из разложенных в следующем порядке: красная, зеленая, синяя, зеленая). Найди такие же палочки, разложи палочки по кучкам. "Положи в такие же коробочки (группировка однородных игрушек: шариков, кубиков и др.). «Сервируем стол» и др.
Знакомство с красным цветом.
Задание №1
Учить ребенка находить разнообразные предметы красного цвета сначала среди дидактического материала, а затем в окружающей обстановке; называть цвет; использовать красный цвет в рисовании.
Вопросы и задания:
а) С дидактическими игрушками; «Найди красный шарик. Это красный шарик? А этот? («Этот не красный.») Где еще красный шарик? Какой это шарик? («Этот красный.») Кати красный шарик, еще кати красный шарик. Те же задания с колечками, кубиками, кирпичиками и др.
б) рисование: «Возьми красный карандаш. Нарисуй палочки (клубочки, колечки, солнышко и др. в зависимости от изобразительных навыков ребенка). Какое солнышко?»
в) экскурсия по комнате: «Найти в комнате предметы красного цвета, назови их».
Знакомство с синим цветом
Какой? (только синий)
Цель и порядок упражнений см. в занятии № 1 :
а) с дидактическими игрушками,
б) выбор нужного карандаша среди других, рисование синим карандашом («дождик», «колечки», «тучка» и др.),
в) экскурсия по комнате.
Задание с чередованием двух цветов
Какой? (синие и красные)
Учить ребенка чередовать предметы по цвету, не отступая от поставленной задачи, правильно называть два цвета.
Варианты заданий: «Сделать заборчик из красных и синих кирпичиков (кирпичики чередовать). Собрать пирамидку из красных и синих колец, нарисовать лесенку из красных и синих ступенек (две вертикальные линии рисует взрослый, а ребенок - ступеньки). Цвет ступенек чередовать. Нарисовать красное солнышко и синюю тучку, рассказать о своем рисунке. («Я нарисовал красное солнышко и синюю тучку» и т. п.)».
Ориентировка в форме. «Занимательная коробка» (простой вариант)
• Учить ребенка действовать не методом проб и ошибок, а методом зрительного соотнесения отверстия и соответствующей формы; действовать по словесной инструкции: «Дай такой же».
• Варианты заданий: «Найди такие, опусти в окошко. Собери пирамидку (из различных геометрических тел, чередуя их по показу взрослого: шар, куб, цилиндр, кольцо и др.)».
Самое главное, что нужно помнить при обучении ребенка - это то, что занятия должны приносить малышу удовольствие, быт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...
Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия ...
Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"
"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"...
Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)...
Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе....
Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом...
Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирован...